29 января 2007
2249

Александр Подрабинек: А Россия обиделась

25 января Парламентская ассамблея Совета Европы постановила, что свобода прессы важнее религиозных обид

Принятая поправка к резолюции "Об угрозе жизни и свободе выражения мнения журналистов" признает "нетерпимым применение силы или угроз со стороны религиозных групп с целью воздействовать на мнение, выраженное в устной или письменной форме либо в форме картинок", поскольку "это вступило бы в противоречие с принципами европейских прав и свобод". Резолюция принята 98 голосами против 13.

В спорах о свободе слова, вызванных прошлогодним скандалом с публикациями в датской газете "Юландс Постен" карикатур на пророка Мухаммеда, поставлена точка. По крайней мере в Европе. Тогда волна мусульманских протестов прокатилась по многим европейским странам, уж не говоря о собственно мусульманских странах. Докатилась она и до России. Волгоградская газета "Городские вести" была закрыта за перепечатку фрагментов этих карикатур. Иерархи большинства церквей в России выступили с дружным осуждением датских журналистов, полагая, что для общества свобода не так важна, как религиозные чувства верующих.
Точно такую же позицию они занимают во всех случаях, когда принципы светского государства обязывают религиозные институты держаться наравне со всеми другими институтами гражданского общества.

Но стремлением получить преимущества и обезопасить себя от критики страдают не только религиозные организации. Политические партии, провозгласившие себя "руководящей и направляющей силой", стараются стать единственными в Государственной Думе, единственными на телевидении, единственно значимыми в общественной жизни. Политические деятели и чиновники, уютно устроившиеся в креслах на высоких государственных постах, мечтают остаться единственными и несменяемыми - на два, на три срока, а лучше - пожизненно. Для этого они кромсают избирательное законодательство, законы о политических партиях и общественных объединениях, создают имитационные структуры общественной и политической жизни.

Самая серьезная угроза для их мнимой исключительности - пресса, журналисты, свобода слова. Поэтому неудивительно, что любые международные инициативы, расширяющие свободу вообще и свободу слова в частности, российский политический истеблишмент встречает в штыки. Заместитель руководителя российской делегации в ПАСЕ Леонид Слуцкий назвал позицию своих европейских коллег в связи с принятой резолюцией "по меньшей мере уязвимой и некорректной".

Сама резолюция призывает европейские национальные парламенты внимательнее следить за ходом официальных расследований по делам об убийствах журналистов. ПАСЕ призвала в необходимых случаях проводить парламентские расследования.
В проекте резолюции содержался также призыв к российским законодателям провести парламентское расследование по делу об убийстве Анны Политковской, однако по настоянию российской делегации из окончательного варианта резолюции этот пункт был исключен.

"Проведение парламентского расследования - это всегда выражение некоего недоверия органам следствия, и это может помешать им в работе", - заявил руководитель российской делегации в ПАСЕ, председатель Международного комитета Государственной Думы Константин Косачев.

Реакция вполне предсказуемая. Трудно представить, чтобы нынешние российские законодатели согласились с предложением или инициировали сами парламентское расследование по делу убитого журналиста оппозиционной газеты. Хотя в конкретном случае с делом Политковской о работе следствия судить еще рано. По крайней мере, "Новая газета" на сегодня претензий к ходу расследования бригадой Генпрокуратуры действительно не имеет. Время покажет, на что способны следователи в этом деле, а возможность обратиться к парламенту всегда остается.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2007/06/12.html
29.01.2007

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован