Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
01 декабря 2025
56

Нормативно-правовое обеспечение Стратегии национальной безопасности России

Понятие «национальной безопасности» сформулировано в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Ст. 5. Пункт 1)[1], где говорится, что «национальная безопасность Российской Федерации – состояние защищенности национальных интересов от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны».

Понятие «национальная безопасность» достаточно дискуссионное, нередко рассматривается политиками и учеными как такое состояние, когда «отсутствуют опасности и угрозы» (что в истории случается крайне редко, если вообще возможно), но, более точно, его можно определить, как «способность государства и общества защитить себя (свою идентичность и национальные интересы, суверенитет) – т.е. государство и нацию – от внешних и внутренних опасностей и угроз, включая обеспечение опережающее социально-экономическое развития. Взгляды на понятие «национальная безопасность» менялись на протяжении последних 30 лет[2]. От полного отрицания такого понятия (даже самого определения «национальная») и необходимости такого документа, в 90-е годы, до формулирования его приоритетов. В нынешнем виде это понятие в целом сформировалось во втором десятилетии нового века и зафиксировалось в СНБ 2015 года.

Правое обеспечение национальной безопасности представляет собой систему взаимосвязанных нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленные на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности России с целью их упорядочения, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями[3]. Нормативно-правовое обеспечение национальной безопасности существует в системе законодательных актов и норм, базирующихся на Конституции Российской Федерации и ряже Федеральных законов (ФЗ) и указов президента России, а также постановлениях правительства. Иерархия правовых документов выглядит следующим образом:

Конституция Российской Федерации;

Федеральные законы (ФЗ) «Об обороне», «О безопасности», «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (№172-ФЗ от 28 июня 2014 г.) и др. Исключительное значение среди таких ФЗ имеет ежегодно принимаемый закон «О бюджете Российской Федерации», в котором обеспечивается финансовое и материальная реализация важнейших положений законов и норм безопасности.

Указах президента России, среди которых важнейшее значение имеет указы «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», принимаемые раз в 6 лет (В настоящее время действует указ президента РФ №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», принятый 2 июля 2021 года).

Кроме того, важнейшее значение имеют указы, в которых конкретизируются положения Стратегии национальной безопасности (СНБ), которые должны корректироваться в течение года после принятия новой редакции СНБ, в частности, «Концепция социально-экономического развития России», «Концепции внешней политики России», «Военная доктрина России»[4], «Морская доктрина России», «Концепция воздушно-космической обороны», «Концепция информационной безопасности» и пр. В частности, президентом России 8 ноября 2021 года был принят указ № 633 «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования».

Некоторые концепции и другие документы принимаются постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

Таким образом, в России существует строгая система законодательных актов и норм, регулирующих основные положения Стратегии национальной безопасности страны, которые в дальнейшем конкретизируются в других нормативных документах – указах, постановлениях и распоряжениях. Как секретных, так и открытых для общества.

Вместе с тем, эти законы и нормы регулярно корректируются и пересматриваются в зависимости от состояния международной и военно-политической обстановки в мире (МО и ВПО) и избранных приоритетов страны в области развития и безопасности. Надо отметить, что в СНБ 2021 года впервые была сформулирована и обоснована двуединая задача развития и безопасности государства и нации, которая должна решаться одновременно и параллельно. Подобная задача в стратегическом планировании стояла всегда, но практически решать её стали только с 2021 года.

Эта установка хорошо видна на примере политики государства в ходе СВО в 2022-2024 годы, когда собственно военные и военно-технические (технологические, научные и промышленные) задачи обеспечения военной безопасности России должны решаться одновременно с задачами развития. В частности, даже неизбежное в условиях СВО увеличение военных расходов (по некоторым оценкам в 2 раза), не заставило руководство страны отказаться от решения задач ускорения социально-экономического и научно-технического развития. В качестве результата мы имеем впервые за последние годы при рост в темпах роста ВВП в 2023 году в 2,5%, а в 2024 – порядка 4%.

Основным институтом государства, принимающим решения в области национальной безопасности России, является президент РФ, который опирается в своих решениях на Совет безопасности, предлагающие основные документы в этой области и нормативно регулирующий и мониторящий процесс, докладывая президенту ежегодно в специальном документе «О состоянии национальной безопасности страны». Именно президент определяет политический курс в сфере безопасности, принимает основные решения и утверждает концептуальные документы (прежде всего, Стратегию национальной безопасности), которые готовит Совбез. Он может объявить чрезвычайное или военное положение или ввести экономические санкции против других стран.

Совет безопасности – совещательный орган, который готовит решения президента по вопросам национальной безопасности, защиты конституционного строя и целостности России, вопросам обороны и оборонного производства, военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Важность СБ демонстрирует уже то, что это единственный совещательный орган, напрямую названный в Конституции Российской Федерации.

Совет возглавляет и формирует президент России и его заместитель (Д.А. Медведев), а его текущую работу организует секретарь Совета безопасности (С.К. Шойгу). Совет включает постоянных (премьер-министр, спикеры палат парламента, глава администрации Кремля и руководители МИД и силовых ведомств) и непостоянных членов. Различие между ними в том, что непостоянные члены при принятии решений не имеют права голоса. Принятые решения президент утверждает своим указом.

Работа Совбеза проходит в форме заседаний и оперативных совещаний. Оперативные совещания по текущим вопросам проводятся примерно раз в неделю, заседания – примерно раз в квартал, хотя президент может созвать внеочередное заседание совета. На Совет безопасности возложен широкий спектр обязанностей:

– анализ и стратегическое планирование в сфере национальной безопасности и выработка концептуальных документов;

– оценка угроз в сфере национальной безопасности (в том числе военных) и выработка мер по их нейтрализации;

– подготовка президенту предложений о принятии мер для ликвидации последствий катастроф, о введении и отмене чрезвычайного положения и о применении экономических санкций;

– подготовка президентских указов и постановлений в сфере национальной безопасности.

Кроме того, Совбез координирует работу всех органов власти в сфере национальной безопасности и контролирует исполнение федеральных программ в этой области.

 

________________________________________

[1] Путин В.В. Указ президента Российской Федерации № 400 от 2 тюля 2021 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

[2] В частности, в первой половине 90-х годов была острая негативная реакция на работы Подберёзкина А.И. Национальная доктрина России и Концепция национальной безопасности, где термин «национальная» категорически отвергался как «антидемократический».

[3] Подробнее: Мир в XXI веке: прогноз развития международной обстановки по странам и регионам: монография / А.И. Подберёзкин, М.В. Александров, О.Е. Рожионов и др. // МГИМО МИД РФ, Центр военно-политических исследований, 2018. – 768 с.

[4] В настоящее время находится на редактировании в связи с СВО и агрессией Запада.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован