Вычислять вектор политического развития России можно разными способами: по принятым законам и внесенным законопроектам, по тяготению к тем или иным странам, по судебным приговорам и терпимости к коррупции, по отношению к обществу, оппозиции и прессе. Можно даже по архитектурным пристрастиям, помпезности официальных церемоний и необдуманным словам и поступкам президента.
Наряду с этим есть еще один верный способ понять, в какую даль смотрит верховная российская власть: понять настроение двора. Может быть, в наше время двор и не делает короля, но зато дает ясное представление о том, что именно пользуется ныне милостивым королевским вниманием.
Давно прошли те времена, когда министры и окружение президента позволяли себе публично и безбоязненно высказываться в поддержку демократии. Когда-то, в эпоху президента Ельцина, высшим государственным чиновникам считалось неприличным высказывать националистические, ксенофобские или антидемократические взгляды. Один министр печати даже поплатился за это своим креслом.
Нельзя сказать, что тогдашние были много лучше нынешних. Но они не могли себе позволить плевать против ветра. Они и сейчас не позволяют себе этой роскоши. Но ветер переменился.
Чем озабочен льстивый двор? Угадать меню на завтра и проявить нужную инициативу. Даже если они ошибутся, перегнув палку, их за то не осудят. Перестарались, но мыслят в правильном направлении. От такой передозировки им худо не станет.
Не может Владимир Путин быть президентом третий срок подряд. И Конституция не позволяет, и сам он неоднократно от этого отказывался. Но почему бы тогда не проявить инициативу и не поменять Конституцию?
29 июля парламент Чеченской Республики принял постановление о внесении в Государственную Думу проекта закона "О поправке к Конституции Российской Федерации по изменению срока полномочий Президента Российской Федерации". Для этого депутаты обеих палат вышли на один день из отпуска, дружно проголосовали за третий путинский срок и вернулись отдыхать. Один из них, Юрий Полосков, даже предложил избрать Путина президентом пожизненно.
В минувшую среду чеченскую инициативу подхватили в Приморье. По предложению депутата Адама Имадаева Законодательное собрание Приморья осенью рассмотрит вопрос о внесении в Госдуму законопроекта об изменении Конституции. В прошлом году для подобного законопроекта приморские депутаты недобрали двух голосов. В этом, возможно, доберут. Сегодня им уже гораздо лучше видно, откуда и куда дует ветер.
Глава исполкома североосетинской организации "Согласие и стабильность" Валерий Гизоев месяц назад сообщил, что подготовка референдума о возможности третьего срока для президента Путина вступила в завершающую стадию. По его словам, к этой инициативе готовы присоединиться уже 56 российских регионов. Названа даже дата возможного референдума - 15 декабря этого года. И что с того, что по закону о референдуме это слишком поздно - меньше года остается до ближайших выборов. Закон - не помеха. Ведь не импичмента требует, а на третий срок зовет! Даже если не получится, так хоть рвение оценят, а может быть, завтра уже будет возможно то, что невозможно сегодня. Да ведь и чудеса случаются, и воскликнет вдруг Владимир Владимирович в сердцах, как всегда, просто и искренне: "Ну все, достали меня, уговорили. Раз уж так хотите, будь по-вашему!". И согласится.
Придворный люд все понимает. Президент России не может признать Абхазию и Южную Осетию суверенными государствами. В ООН этого не поймут. А мэр Москвы Юрий Лужков может! "Мы будем взаимодействовать с Абхазией без страхов и сомнений, как с самостоятельной государственной силой", - заявлял недавно Лужков на встрече в Сухуми с президентом Абхазии Сергеем Багапшем. Не беда, что российская Конституция оставляет международные отношения за федеральным центром, а не за регионами. У России своя внешняя политика, у Москвы - своя. Почему бы не пренебречь основным законом страны, если точно знаешь, что за такую передозировку тебя, в самом крайнем случае, пожурят, но уж точно не накажут. Кремлю, может быть, и хотелось бы видеть Абхазию своим регионом или отдельным государством, но во всем мире ее считают частью Грузии. С этим приходится считаться всем, кроме, разумеется, г-на Лужкова, тонко чувствующего наболевшее и невысказанное.
За инициативами придворных наблюдать интересно и полезно. Не обремененные законопослушанием и моральным выбором, они часто имеют тонкий нюх и высокое понимание текущего момента. Им это необходимо для удачной карьеры. Остальным полезно за ними наблюдать, чтобы знать, что день грядущий нам готовит.
http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/61/15.html
14.08.2006