13 ноября 2006
3825

Александр Подрабинек: Шесть БТРов против истца

Расследования Анны Политковской продолжил Страсбургский суд

9 ноября Европейский суд по правам человека в Страсбурге признал Россию ответственной за исчезновения и убийства людей в Чечне. Вынесено два постановления по двум случаям из сотен, если не тысяч им подобных.


17 декабря 2000 года в Чечне на блокпосту между селами Старые и Новые Атаги был задержан Саид-Хусейн Имакаев. Несколько свидетелей видели, как его заставили сесть в военный автомобиль, который сразу после этого уехал. С тех пор Саид-Хусейна не видели.

Российские власти никого не привлекли к ответственности за его исчезновение. Родители пропавшего - Марзет и Саид-Магомед - начали розыски сына. Они писали в прокуратуру, военным, в другие государственные инстанции; искали сына по следственным изоляторам и тюрьмам в Чечне и по всему Северному Кавказу. Год интенсивных поисков ни к чему не привел.

Отчаявшись найти правосудие в России, в начале 2002 года Саид-Магомед и Марзет Имакаевы подали жалобу в Европейский суд по правам человека. Жалобу приняли к рассмотрению, а четыре месяца спустя к их дому подъехали шесть бэтээров с двадцатью российскими военнослужащими. Они конфисковали документы и увезли с собой Саид-Магомеда, сказав его жене Марзет, что доставят его в районный центр. С тех пор Саид-Магомеда не видели*.

Марзет Имакаева самостоятельно продолжила поиски. Теперь уже и сына, и мужа. Сначала российские власти отрицали, что они были задержаны. Однако в 2004 году они признали, что ими был задержан отец, но утверждали, что в тот же день он был отпущен. А что дальше - неизвестно.

Другой случай, рассмотренный Европейским судом, не менее трагичен. 3 июня 2000 года группа военнослужащих приехала на рынок, где работала Нура Лулуева. Военные задержали несколько человек, в том числе Нуру и двух ее двоюродных сестер. Очевидцы говорят, что военнослужащие прибыли на бэтээрах.

В феврале 2001 года в поселке Дачный, менее чем в километре от главной российской военной базы в Ханкале, было обнаружено массовое захоронение - 51 труп. Некоторых людей, тела которых были обнаружены в этом захоронении, последний раз видели живыми во время задержания их российскими федеральными силами. Среди погибших нашли Нуру Лулуеву и двух ее сестер.

Дела "Имакаев против России" и "Лулуев и другие против России" были представлены в Страсбурге правозащитной организацией "Правовая инициатива по России". Европейский суд единогласно признал, что Россия несет ответственность за задержание, исчезновение и вероятную смерть Саид-Хусейна Имакаева и его отца Саид-Магомеда, за задержание и смерть Нуры Лулуевой. Суд указал, что задержания этих людей были незаконными, а обстоятельства их исчезновения должным образом не расследовались. Не было даже попыток установить, какие бэтээры и военные подразделения участвовали в задержаниях.

Отсутствие санкции и гарантий при проведении обыска у Имакаевых представляет собой нарушение права на уважение частной и семейной жизни. Ссылку властей на особые полномочия, предусмотренные законом о борьбе с терроризмом, Европейский суд счел неубедительной. Суд указал, что его поразила безответственность участвовавших в деле должностных лиц и их неспособность взять на себя ответственность за свои действия. Равнодушие российских властей к судьбе пропавших без вести суд расценил как "бесчеловечное обращение".

Суд также отметил, что расследование смерти других людей, чьи тела обнаружены в массовом захоронении в поселке Дачный, было неэффективным.

В постановлении по делу Имакаева Европейский суд установил, что Россия постоянно отказывала суду в предоставлении необходимых документов, ссылаясь на интересы государственной тайны.

Суд постановил, что потерпевшие по делу "Имакаев против России" должны получить компенсацию морального ущерба в размере 64 тысяч евро и компенсацию материального ущерба - 4850 евро. Потерпевшие по делу "Лулуев и другие против России" должны получить компенсацию морального ущерба в размере 70 тысяч евро и компенсацию материального ущерба - 20 тысяч евро. Еще Россия обязана погасить судебные издержки - примерно по 10 тысяч евро по каждому из этих дел.


* Как неоднократно писала обозреватель "Новой" Анна Политковская, люди, решившие пожаловаться в Страсбург, в Чечне подвергаются угрозе физического уничтожения. Она рассказывала и о деле Имакаева. Европейский суд подтвердил правоту Политковской.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/86/11.html
13.11.2006

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован