Власти демонстрируют избирательный расистский подход к пассажиропотоку
Широко обсуждаемая ныне тема о причинах распространения идей фашизма и ксенофобии в нашей стране страдает одним изъяном - большинство исследователей умалчивают о том, что пример расовой нетерпимости подает сама власть.
Кому из тех, кто пользуется, скажем, в Москве общественным транспортом, не приходилось видеть, как упитанные сотрудники милиции, от младших сержантов до старших офицеров, вальяжным жестом останавливают для проверки документов чаще всего выходцев с Кавказа или из Средней Азии? Мы обычно проходим мимо, кто негодуя, кто соглашаясь. Конечно, милиционеры не убивают в темных дворах таджикских девочек и не расстреливают в подмосковных электричках армянских юношей. Но избирательный расистский подход к предполагаемым правонарушителям заметен всем.
С мая по сентябрь 2005 года общественные организации "Правовая инициатива", "Юристы за конституционные права и свободы" (ЮРИКС) и фирма "Ламберт Консалтинг" проводили в Московском метрополитене поучительное исследование: кого и за что останавливает милиция для проверки документов? Они выяснили, что, хотя лица с неславянским типом внешности составляют лишь 4,6 процента пассажиров Московского метрополитена, их шанс быть остановленными милицией составляет 50,9 процента, то есть в 20 с лишним раз больше, чем у славян. На одной станции людей с неславянской внешностью останавливали в 85 раз чаще, чем остальных. "Эти диспропорции настолько велики, что вряд ли их можно оправдать законными соображениями охраны порядка, исключающими дискриминацию", - пишут исследователи в своем докладе "Этнически избирательный подход в действиях милиции в Московском метро".
Результаты исследования показали, что дискриминационная практика остановок и проверок граждан милицией неэффективна как способ раскрытия и предотвращения преступлений. При проверках документов у пассажиров правонарушения выявлены только в трех процентах случаев, причем самым серьезным из них было отсутствие надлежащим образом оформленных регистрационных или иммиграционных документов.
Авторы исследования отмечают, что даже в этих трех процентах случаев "правонарушители" не были оштрафованы. Возможно, это и так, хотя что понимать под штрафом: кто из нас не видел, как мятые купюры тихо ложатся в карманы невозмутимых блюстителей общественного порядка? Но речь сейчас не о коррупции. Речь - о наглядных уроках расизма.
Наверное, милиционерам все равно, из чьих карманов перекочует к ним плата за возможность пассажиру следовать дальше по своим делам. Просто иммигранты и приезжие - самая легкая добыча. Для милиции они - люди "второго сорта", незащищенные и безответные. Они неважно ориентируются в городе, плохо знают свои права, но очень хорошо наслышаны о нравах московской власти и о том, что охота за террористами уже давно превратилась в Москве в охоту за брюнетами. Они предпочитают заплатить и не связываться.
Остальные пассажиры проходят мимо - кто с отвращением на лице, а кто и с радостью. Самые недалекие из тех, кто с радостью, собравшись в стаи и выпив для храбрости, вооружаются кастетами, бейсбольными битами и огнестрельным оружием и идут делать то, что, по их мнению, недоделала милиция, - сводить счеты за личные неудачи с гражданами "второго сорта". Теми самыми, которых так цепко выхватывает из пассажирского потока милиция Московского метрополитена.
http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/44/05.html
15.06.2006