ООН сдалась, а Евросоюз одумался
В прошлый Понедельник Совет по правам человека ООН (созданный этим летом вместо Комитета по правам человека) принял решение рассматривать вопрос о нарушениях прав человека в Узбекистане в закрытом режиме. Между собой, тихо и полюбовно.
После устроенной узбекскими властями в мае 2005 г. бойни в Андижане, когда были расстреляны сотни безоружных демонстрантов, проснувшаяся общественность требовала публичного рассмотрения в ООН действий узбекских властей. Даже верховный комиссар ООН по правам человека Луиза Арбур призвала тогда подвергнуть Узбекистан "публичной процедуре проверки".
Режим президента Каримова, бывшего первого секретаря ЦК компартии Узбекистана, отреагировал на обвинения по-советски. В памятной записке, представленной узбекской стороной Генеральному секретарю ООН в июне 2006 г., отрицается наличие в республике каких-либо проблем с правами человека, а международная озабоченность отвергается как "безосновательная". А поскольку в Узбекистане с правами человека все так хорошо, то и международным наблюдателям здесь делать нечего. Поэтому даже независимого эксперта по Узбекистану Мишеля Пикара, назначенного еще Комитетом по правам человека исследовать ситуацию в этой стране, в Узбекистан так ни разу и не пустили.
ООН, оказавшаяся бессильной в расследовании андижанских событий, могла бы устроить по крайней мере публичное рассмотрение этого дела в Совете по правам человека ООН, благо товарищ Каримов диктует свою волю в Ташкенте, но не в Женеве. Но и этого не случилось, в чем нет ничего удивительного: "высокие стандарты в области прав человека" в совете отстаивают, в частности, такие страны, как Китай, Алжир, Россия, Азербайджан и Куба.
"Решение совета служит сигналом о том, что можно без каких-либо серьезных последствий устраивать массовую бойню и отказываться от сотрудничества с международным сообществом. Такой подход недопустим", - говорит директор международной правозащитной организации Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии г-жа Холли Картнер.
Совет по правам человека ООН, нашпигованный представителями диктаторских режимов, на практике ничем не отличается от своего предшественника - Комитета по правам человека, распущенного за свою вопиющую неэффективность и полную ненадобность.
В отличие от ООН Европейский союз состоит из демократических стран, в которых с мнением общественных организаций приходится считаться. Озабоченный проблемами в сфере энергетики Евросоюз подготовил Временное торговое соглашение с Туркменией, которое обеспечило бы поставки туркменского природного газа в Европу. В марте этого года комитеты Европарламента по иностранным делам и международной торговле одобрили заключение этого соглашения. Последним шагом должна была стать его ратификация в Европарламенте.
Счастье президента Туркмении Ниязова, бывшего первого секретаря ЦК компартии Туркмении, было уже совсем близко, но в сентябре в туркменской тюрьме была зверски убита корреспондент "Радио Свобода" Огулсапар Мурадова ("Новая газета" писала об этом в материале "Права человека в газообразном виде", No 75). Дело получило широкую огласку, журналистские и правозащитные организации выступили с протестом. В отличие от ООН Евросоюз проигнорировать это не мог.
3 октября Европарламент решился и проголосовал против заключения Временного торгового соглашения, а парламентский Комитет по международной торговле решил прекратить дальнейшее рассмотрение этого вопроса до тех пор, пока ситуация с правами человека в Туркмении существенно не улучшится. Депутаты Европарламента призвали Ашхабад освободить всех политзаключенных, обеспечить беспрепятственную работу неправительственных организаций и допустить в страну международных наблюдателей и миссию Красного Креста.
http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/77/20.html
09.10.2006