На встрече с принцем Саудовской Аравии Сальманом бен Абдель Азизом аль Саудом Владимир Путин заявил, что дал указание российским спецслужбам принять все меры для поиска и уничтожения убийц российских дипломатов в Ираке.
Заявление главы государства идет вразрез не только с многочисленными международными нормами в защиту прав личности, но и с российскими законами. Фактически президент Путин дал указание убить невиновных людей, ибо статья 49 Конституции России устанавливает, что человек считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в суде. Ст. 118 Конституции гласит, что "правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом". Вся правоохранительная, судебная и пенитенциарная системы построены на том, что вопрос о виновности и наказании решается в суде. Не президентом, не спецслужбами, не общественным мнением, а независимым и беспристрастным судом. Деятельность всех частных граждан, должностных лиц и государственных организаций должна соответствовать требованиям Конституции. Даже в тех случаях, когда их деятельность в России направлена на другие страны.
Скидки на незнание принципа презумпции невиновности или накал эмоций, вызванных трагедией с российскими дипломатами в Ираке, можно сделать в нашей стране для многих, но никак не для главы государства.
Убийство без суда - преступление против правосудия. Но и убийство по суду тоже невозможно, так как до 1 января 2007 года смертная казнь в России не применяется. Как же вписать в рамки закона "найти и уничтожить"? У закона только одна альтернатива - беззаконие.
Поручение президента Путина российским спецслужбам возвращает страну к временам, когда наказание за преступление назначалось не судом, а политическим руководством. Именно так, без суда и следствия, в советские времена были уничтожены за рубежами СССР оппонент Сталина Лев Троцкий, чекисты-перебежчики Игнатий Рейсс и Георгий Агабеков, белогвардейский генерал Александр Кутепов, украинские националисты Лев Ребет и Степан Бандера. Тогда многим казалось, что ликвидация врагов Советской России - святое дело и ради этого можно пренебречь судебной процедурой.
Уже в наше время сотрудники российских спецслужб убили в Катаре бывшего президента Чечни Зелимхана Яндарбиева, обвиненного в России в терроризме, но так и не представшего перед российским судом.
Возможность внесудебных казней развязывает спецслужбам руки. Теперь, руководствуясь поручением Путина и неформально узаконенной практикой внесудебных расправ, любой политический эмигрант или критик режима, названный, например, экстремистом в свете последних законодательных инициатив, может быть уничтожен на основании оперативных данных и негласных решений, принятых в тиши лубянских кабинетов. Без всякого судопроизводства, адвокатов и последнего слова подсудимого.
http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/49/15.html
03.07.2006