Впереди у Адольфо Фернандеса Сайнса еще 13 лет тюрьмы
Вырвавшись из коммунизма, мы теперь легко забываем, что собой представляло противостояние ему, какой ценой давалось сопротивление одиночек мощной государственной системе. Оно и понятно: новая жизнь - новые проблемы, угрозы и надежды. И без жалости мы списываем со счетов, вычеркиваем из памяти не только позорные страницы собственной истории, но и людей в тех странах, куда коммунизм был импортирован из СССР. Это как бы уже не наши проблемы...
Справка "Новой"
Адольфо Фернандес родился в 1948 году в городе Сан-Луисе провинции Пинар-дель-Рио, окончил Гаванский университет, 15 лет проработал в правительственных учреждениях переводчиком. Осенью 1994-го был уволен за свои политические взгляды, после чего работал в независимом полуподпольном кубинском информационном агентстве Patria ("Родина"), сотрудничал с вещающим на Кубу американским "Радио Марти". С июля 2001 года работает корреспондентом московского правозащитного информационного агентства ПРИМА-News. Кубинская госбезопасность, а затем и "правосудие" сочли, что его статьи подрывают устои социализма на Кубе.
Адольфо Фернандесу Сайнсу сейчас 56 лет. Свой последний день рождения - 30 ноября 2004 года - он встретил в центральной тюрьме провинции Ольгин на востоке Кубы. Это уже второй его тюремный день рождения. Впереди - еще тринадцать.
4 апреля 2003 года суд в Гаване приговорил его к 15 годам тюрьмы за "подготовку статей для публикации на веб-сайтах и в газетах за рубежом". Неплохой срок за честную журналистскую работу. В СССР и странах Восточной Европы при социализме за то же самое давали обычно вдвое меньше.
Неизобретательные по части поиска внешнего врага кубинские коммунисты видят причину всех своих неудач в происках "американских империалистов", точно так же, как это было когда-то в СССР. "Обвиняемый Хуан Адольфо Фернандес Сайнс в течение 2002-го и в начале 2003 года с целью получения денег от администрации США редактировал и публиковал материалы на сайте в Интернете, - говорится в его обвинительном заключении. - Многочисленные статьи о различных аспектах кубинской жизни носят контрреволюционный характер и имеют явное намерение дать возможность североамериканскому правительству прямо или косвенно использовать эту информацию в своих агрессивных политических целях против Кубы".
Литература и публицистика, новости и репортажи - вот все, что коммунистическая власть инкриминировала кубинскому журналисту.
Взглянув первый раз на Адольфо Фернандеса, никак не скажешь, что это классический борец со злом. Никакой резкости, ожесточенности и безапелляционной уверенности в своей правоте. Впрочем, таково большинство кубинских диссидентов. Долгая жизнь в тоталитарной стране ожесточает людей. Однако противостоять тоталитаризму раньше других приходят те, кто менее всего научился жестокостям этой бесчеловечной системы.
Адольфо наверняка не стал бы заниматься политической деятельностью, не коснись режим Кастро фундаментальных для него ценностей - религиозных убеждений, свободы творчества, свободы говорить, читать и писать. Но коммунистическая власть грубо вмешалась в его жизнь, и он ответил ей самым убийственным для нее способом - он стал жить свободно в стране, где гражданская свобода душится вот уже 40 лет.
В его маленькую квартиру на восьмом этаже недалеко от центра Гаваны я всегда приходил с тем же чувством, с каким 30 лет назад приходил к своим диссидентским друзьям в Москве. Этот дом - маленький островок свободы на большом острове неволи. Адольфо, его жена Джулия и дочь Джоана встречают друзей так, как не встречают ни на Западе, ни в России. Это трудно объяснить, возможно, дело в контрасте между тяжестью коммунистического режима и внутренней свободой этой семьи.
Адольфо Фернандес работал для московского информационного агентства под своим именем, презирая уловки конспирации и выгоды анонимности. Более того, он продолжает работать даже сейчас, находясь в тюрьме. Путями, известными одним только зекам, ему удавалось передавать на волю свои статьи, которые и были затем опубликованы.
Тюремщики ему этого не прощают. Его лишают свиданий с родными, необходимых ему лекарств, продуктовых передач и книг. Его сажают в карцер, а когда и это не помогает, подсаживают к нему в камеру уголовников, которые избивают его по указанию тюремной администрации. Обычная жизнь политзаключенных.
Возможно, кубинские власти расправились бы с ним окончательно, не знай они, что за судьбой Адольфо Фернандеса следят во многих странах мира. Как и за судьбой остальных 74 кубинских диссидентов, арестованных весной 2003 года.
В защиту Адольфо Фернандеса создан международный комитет, в который входят Вацлав Гавел, Владимир Буковский, Збигнев Ромашевский, Сергей Ковалев, Андрэ Глюксман и многие другие известные люди. Борьба за его свободу и жизнь продолжается.
Он едва ли прочтет эту статью, но все равно узнает, что о нем помнят не только его родные и близкие на Кубе, но и друзья в России.
http://novgaz.2u.ru:3000/data/2005/09/35.html
07.02.2005