13 октября 2007
4383

Александр Сегень: Главный праздник октября

14 октября - Покров Пресвятой Богородицы
Замечали ли вы, что в Москве лишь одна ветка метро носит имя православного праздника? - Арбатско-Покровская. Она названа так в честь Покровского собора в Измайлове. Расположен этот собор на острове, омываемом Серебряно-Виноградским прудом. Рядом с Покровским собором находится большое депо. Когда-то ветка метро, шедшая от Арбата, тут заканчивалась, потому и назвали её Арбатско-Покровской. И большевики, как ни странно, не углядели в этом религиозного смысла!

Зато дивный остров они успели по-своему заклеймить - увы, до сей поры он носит глупейшее наименование "Городок имени Баумана", а должен бы называться Покровским, потому что над ним возвышается величественный высокий храм Покрова. Здесь - гнездо Романовых, их вотчина. Пётр Великий впервые пускал по волнам Серебряно-Виноградского пруда свой знаменитый ботик. Здесь же он повелел переливать колокола на пушки. А храм был построен зодчим Иваном Кузнечиком ещё при царе Феодоре Алексеевиче. В этом храме совершал литургии составитель полного свода "Житий Святых" святитель Димитрий Ростовский. Этот шедевр русского зодчества был освящён в честь одного из любимейших православных праздников - Покрова Божией Матери.

"Покров - важный какой-то день, когда кончатся все "дела", землю снежком покроет, и - "крышка тогда, шабаш отмаялся, в деревню гулять поеду", - говорил недавно Василь Василич. И все только и говорят: "Вот подойдёт "Покров" - всему развяза". Я спрашивал Горкина, почему - "развяза". Говорит: "А все дела развяжутся, вот и "Покров". И скорняк говорил намедни: "После "Покрова" работу посвалю, всех на зиму покрою, тогда стану к вам приходить посидеть вечерок, почитать с Панкратычем про священное"".

Это строки из бессмертной книги Ивана Сергеевича Шмелёва "Лето Господне", богато описавшей все ощущения православного человека, связанные с годовым кругооборотом трудов, забот и праздников.

"Покров - всему развяза", - именно так на протяжении многих веков относились люди к этому осеннему празднику, венчающему всё, что было сделано за год. Всё заготовлено и - покрыто. А люди Божии ощущают над собой в небесах незримый головной плат Богородицы - Её Покров, или по-гречески "омофор". "Захвати тепла до Покрова", - говорили в народе и готовились к холодной зиме, утепляли жилища, затыкали все щели и продушины, обустраивали помещения для скота, чтоб и животине не было холодно, её отныне наружу не выпускали, а в домах вставляли вторые оконные рамы, которые в иных местах так и называли - покровскими. Всё это утепление именовалось особенным покровским словечком - "ухититься". "Дом свой ухитить", - то есть утеплить.

Праздник сей ещё считался покровителем свадеб - жениховались и невестились, совершали уговор, чтобы потом всю зиму до самой Пасхи готовиться к женитьбе, собирать приданое, копить деньжонки на свадебный пир, который чаще всего творили через неделю после Светлого Христова Воскресения, на Красную горку. "Батюшка-покров, покрой землю снежком, а меня женишком!", - заклинали в канун Покрова девицы-красавицы. Падение с небес снега в сей день считалось очень и очень доброй приметой.

Покров, обещавший всегда отдохновение от дел земных, был излюбленным в народе праздником. Не случайно так много у нас на Руси Покровских храмов, и чаще всего они большие, величественные, крепкие, высокие. Вот даже в нынешней Москве больше всего Никольских храмов - 44. На втором месте Троицкие церкви, их на десяток меньше. А на третьем - Покровские, 21 храм: и в Свято-Даниловом монастыре, и в Новодевичьем, и в Марфо-Мариинской обители, и в Красном селе, и причудливый храм в Филях, и огромный - на Измайловском острове.

И конечно же, один из главных символов столицы - прекрасно украшенный собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, всенародно известный как храм Василия Блаженного. Кстати, в этом двояком наименовании любимейшего московского храма есть особенный исторический смысл, коренящийся в самом происхождении праздника. Покров Богородицы было установлено отмечать после чудесного явления во Влахернском храме Константинополя, случившегося в 30-е годы Х столетия. Храм Пресвятой Богородицы во Влахернах был построен во второй половине V века Императором Львом Великим для того, чтобы в нём хранить привезённые из Палестины Честные ризы Приснодевы Марии. Вместе с одеждами в златокованном ковчеге был и Омофор Всецарицы - большое покрывало, которое Матерь Божья носила на голове. В сём Омофоре, по строгой иконописной традиции, Она запечатлевается на всех образах. Лишь художники Возрождения осмеливались эту традицию нарушать - срывали с головы Богородицы священный покров!

Пред ковчегом, в коем хранились Ризы и Омофор, собирались толпы молящихся. В эпоху правления Императора Льва Мудрого особым почитанием пользовался юродивый Андрей, по своему происхождению - славянин. Он постоянно пребывал вблизи ковчега во Влахернском храме. Находясь рядом с ним, люди чувствовали особый прилив веры, благодатное тепло разливалось по душам молящихся. Предание доносит до нас, что в воскресный день первого числа октября, в четвёртом часу ночи, в присутствии множества народа, Христа ради юродивый Андрей увидел под куполом храма Царицу Небесную. Она стояла над всеми людьми и, держа в руках Омофор свой, осеняла им всех, словно покрывая от грозящих напастей. Следом за Андреем Богородицу увидел его ученик Епифаний, будущий Константинопольский Патриарх Полиевкт, а затем и многие другие присутствующие в храме. Это чудо, коему был не один свидетель, расценили как знак того, что Матерь Божия слышит молитвы верующих и покровительствует им. Надежду на сие небесное покровительство и выражает этот излюбленный среди православного люда праздник.

Спустя много лет после описанного константинопольского чуда на Москве подвизался юродивый Василий, во многом отождествляемый с юродивым Андреем. Он так же не имел жилища, одежды, а зачастую и еды, и при нём так же люди ощущали особый прилив веры.

Василия Блаженного весьма почитал Царь Иван Грозный. Когда юродивый умирал, Государь со всей семьею стоял у смертного одра народного любимца и получил от Василия благословение. Затем он сам нёс тело усопшего к храму Троицы на Рву, где юродивый и был похоронен. А через два года рядом с храмом Троицы, в честь покорения Казани, Иван Грозный стал строить новый большой собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Он мечтал о том, что в нём когда-нибудь, как во Влахернах, будут храниться Ризы и Омофор Богородицы.

В праздник Покрова, даже если вы по какой-либо причине не можете быть в храме, мысленно представьте себе нарядный многокупольный храм Василия Блаженного, украшающий собой главную площадь России, или чёрные купола храма на Измайловском острове, изысканно отражающиеся в голубых водах Серебряно-Виноградского пруда, или пряничный Покровский храм в Филях и обратитесь душевным взором к Приснодеве Марии - да не оставит Она нас без Своего небесного покровительства!


www.russdom.ru

13.10.2007

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован