23 сентября 2003
5537

Александр Шаравин: Оборонные тезисы

Зачем России другая армия

Предисловие к "Оборонным тезисам"

На самом же деле в том, что касается советского государства, радикальные реформы еще и не начинались. Все несущие опоры власти - государственный аппарат, федеративное устройство, силовые и дипломатические структуры - по сути остались прежними. Прежняя идеология, прежние функции, прежние люди. Команда, пришедшая к власти в 91-м - Ельцин и его сподвижники, - мягко говоря, не была монолитом. Ее раздирали противоречия как идеологического, так и личностного характера. И даже самые продвинутые, самые, казалось бы, несоветские люди из той команды искренне считали, что, создав условия для рынка, они тем самым смогут решить и все остальные проблемы. Свободная экономика и ее солдаты - бизнесмены проложат России пусть в демократическое будущее. То есть, что экономический базис первичен, политическая надстройка вторична. Поистине марксистское учение всесильно.

Но неверно. Нетронутая советская "надстройка" по сей день многопудовыми цепями опутывает "базис", претерпевший хотя и непоследовательные и как раз не радикальные, но все же очевидные реформы. Эта "надстройка" не дает всей нашей жизни развиваться в нужном направлении и с нужной скоростью.

В нашем так называемом "политическом классе" так и не вызрело понимание простой вещи: Российская Федерация - это не усеченный СССР. Это другое государство, у которого другие задачи, другие возможности (не обязательно меньшие), другие союзники и противники, другие опасности и другие способы с опасностями справляться. Эффективное государство, адекватное этим новым целям и новым условиям, нельзя получить путем замены одних ответственных товарищей на других VIP-персон, путем переименования, слияния и разделение руководимых ими ведомств. Такие "реформы" не помешают нашему МИДу тосковать по старым друзьям (будь они хоть четырежды диктаторы), бороться с империалистами и плевать на реальные интересы наших соотечественников, нашего бизнеса и нашей культуры за рубежом. Наша милиция, обученная ловить "спекулянтов", "валютчиков" и "тунеядцев", так и не станет никогда охранять безопасность и собственность свободного гражданина. Репрессивные органы, многие десятилетия расправлявшиеся с диссидентами и уничтожавшие инакомыслящих, не будут способны противостоять террористам и экстремистским образованиям всякого рода. А Вооруженные силы, предназначенные для войны с НАТО, завоевания мирового господства и распространения идей коммунизма по планете, не смогут защитить Россию от реальных угроз современности и поддерживать нормальные союзные отношения с армиями демократических государств.

Очевидно, что исправлять положение можно только по-настоящему радикальными мерами. То есть созданием новых структур заново, с нуля. Это вовсе не экзотическая идея. Напротив, именно так и происходило в истории во всех случаях, когда шли коренные перемены в общественном и государственном устройстве. Так было 200 лет назад в послереволюционной Франции, полвека назад в послевоенной Германии. Так и у нас в стране поступал Петр I с его потешными полками, так поступили большевики с Красной армией. Здесь сразу же надо подчеркнуть: речь не идет о том, чтобы мгновенно разрушить дотла имеющиеся образования, а затем строить новые на расчищенной площадке. Речь о том, чтобы создавать шаг за шагом принципиально иные формирования, которые постепенно заместят естественным путем отживающее старое.

Что касается новейшей российской истории, то справедливости ради надо сказать, что такие попытки уже предпринимались не раз. К ним относится, в частности, создание и функционирование Службы безопасности Президента. К 96-му году это была мощная, эффективная спецслужба, укомплектованная образцовыми офицерами. Она вполне могла бы заменить аппарат ведомства на Лубянке. К несчастью, во главе ее был поставлен совершенно неподходящий человек, и этот личностный фактор оказался роковым для такого важного начинания. Аналогичную роль в полицейской сфере могла бы сыграть существовавшая недолгое время муниципальная милиция, куда подбирались люди с высшим образованием, с хорошей физической и психологической подготовкой. Этот замысел захлебнулся, встретив бешеное сопротивление со стороны МВД, не желавшего терпеть конкурента. Хуже всего обстояло дело с преобразованиями Вооруженных сил. В начале 90-х в воздухе витала идея создания Национальной Гвардии. Кое-что было и сделано для ее реализации: проработаны механизм функционирования, структура организации, даже подобраны люди. Но всякий раз, когда дело доходило до осуществления этих планов, вмешивался субъективный фактор, шла подковерная борьба с соперниками, и идея успешно хоронилась.

Очевидно, подобная судьба ждет любые попытки сущностных преобразований, за которыми нет ни внятного идеологического обоснования, ни мощной политической поддержки. К сожалению, состояние нынешней правящей элиты не позволяет надеяться на то, что она сможет выработать (или хотя бы принять) такое обоснование и обеспечить такую поддержку.

При этом как раз в области военной организации государства нельзя пожаловаться на недостаток разговоров о реформах и планов реформ. Более всего на слуху планы самого Министерства обороны и СПС. В содержательном смысле они на самом деле различаются мало. В сущности, план СПС сводится к предложениям по денежному довольствию военнослужащих, при этом их численность и сама структура армии соответствуют плану МО. Различия скорее в мотивации. Военным желательно как можно дольше оттягивать перемены и как можно меньше менять по существу. (Кстати, бросать камни в их огород по этому поводу не стоит. Ни одна структура не может реформировать сама себя. Тем более армия - по определению самое консервативное сообщество.) СПСовцам же важно заручиться поддержкой тех избирателей, которые хотят, чтобы в армии служил кто угодно, только не их сын, внук, племянник. При нынешнем состоянии наших Вооруженных сил таких людей нельзя не понять. Поэтому все споры по сути сводятся к проблеме комплектования - кто, в каком количестве и на каких условиях будет наполнять все ту же, не изменившуюся армейскую структуру.

Между тем, вопрос комплектования - далеко не самый важный при решении армейских проблем. И уж подавно нельзя считать панацеей перевод армии на контрактную основу. У контрактной системы есть и плюсы, и минусы. В условиях сегодняшней России минусов, пожалуй, больше, и дело совсем не в том, что денег может не хватить, - но это тема отдельного разговора.

Главное же в другом. Повторюсь - мы должны определиться с сущностью нового российского государства, с его ролью в мире, реальной и желаемой, с вероятными союзниками и противниками, с характером угроз - и, уже исходя из этого, с тем, какая нам нужна армия.

Если мы действительно считаем, что Российская Федерация - новое демократическое государство, если ее народ мы видим источником власти, гражданами, то эти понятия должны быть перенесены и на армию. Наш солдат должен быть таким же гражданином, только носящим погоны. Это значит, что он имеет право не только на достойное обеспечение и занятия исключительно своими прямыми воинскими обязанностями, но и на уважение к его человеческому достоинству и со стороны командиров и сослуживцев, и со стороны гражданского общества. Это значит, что цена солдатской жизни становится принципиально иной, что мы отказываемся от привычной практики заваливания противника (или морских глубин) своими трупами, чтоб было побыстрее, подешевле - и погероичнее. Это значит, что каждый солдат знает не только свой маневр, но и понимает и принимает те цели, ради которых он должен в любой момент рисковать жизнью. Это значит, что военная карьера делается на прозрачных и очевидных для коллег основаниях. Только при соблюдении таких базовых условий военная служба становится делом почетным и привлекательным, независимо от того, каким образом комплектуется армия. Это не общие громкие слова, а конкретные задачи, которые можно решить конкретными организационными, образовательными, пропагандистскими средствами.

Второй основополагающий вопрос - о том, для чего предназначена, следовательно, какой численности, мощи и чисто военной организации нам нужна армия - определяется нашим пониманием отношений России с внешним миром и ее роли в этом мире. Здесь мы на сегодня сталкиваемся с двумя видами изоляционизма. Один - привычный, почвенно-ксенофобский, по странному недоразумению называемый патриотическим. А другой, как ни удивительно, - либеральный. Это призывы к тому, чтобы "сосредоточиться", разбираться со своими проблемами, а не с мировой политикой. То есть, первый толкает нас к тому, чтобы снова стать Верхней Вольтой (по-нынешнему - Буркина Фасо), на сей раз - с духовностью. А второй видит Россию уютным и благополучным Люксембургом. Или, на худой конец, Португалией. Однако, хорошо это или плохо, но России самой судьбой, историей, географией и психологией начертано быть великой страной, мировой державой. И если нам удастся уберечь ее от распада и не дать повернуть вспять, в тупик, она такой державой и останется. Следовательно, мы должны будем отвечать на все вызовы, которые бросает человечеству современность, должны будем участвовать в драме мировой истории, притом на первых ролях. И следовательно, нам будут нужны мощные, современные, универсальные Вооруженные силы.

Исходя из всех этих соображений, Институт политического и военного анализа представляет свои "Оборонные тезисы". Это именно тезисы, самые общие контуры того, каких целей нам следует добиваться и какие шаги для этого следует предпринять. Всех заинтересованных граждан мы приглашаем к обсуждению наших тезисов. Всем военным специалистам, разделяющим наши основные идеи, мы предлагаем сотрудничать с нами в детальной проработке каждого пункта нашего плана. Всех наших единомышленников среди политиков и журналистов мы призываем помогать нам в привлечении общественного внимания к нашему плану и в его осуществлении.

И последнее. В нашем тексте мы сознательно не касались вопроса о том, насколько предлагаемые нами меры выполнимы по финансовым, политическим, личностным соображениям. У такой страны, как Россия, нет проблемы денег, или сил, или людей. Есть только проблема приоритетов. Иначе говоря - политической воли.

Александр Шаравин, Директор Института политического и военного анализа, профессор



ОБОРОННЫЕ ТЕЗИСЫ

Института политического и военного анализа

I. Новой России - новую армию

Острый внутренний кризис, охвативший Вооруженные силы Российской Федерации, объясняется, в первую очередь, не нехваткой денежных средств, выделяемых на них, а полным несоответствием существующих Вооруженных сил современным условиям. Организационная и территориальная структура Вооруженных сил, номенклатура вооружения и военной техники, характер боевой подготовки и обучения личного состава практически не изменились со времен СССР - страны с совершенно другими по сравнению с Россией экономическим и политическим устройством и внешнеполитическими интересами. При этом даже в СССР большая часть войск, расположенных на территории РСФСР, была практически небоеспособна, поскольку в то время Россия была глубоким тылом Варшавского договора. На ее территории в европейской части находились в основном кадрированные соединения. Таким образом, строительство Вооруженных сил, отвечающих современным требованиям, на базе нынешних Вооруженных сил Российской Федерации представляется принципиально невозможным. Новому государству необходима новая армия, защищающая интересы и ценности этого государства и построенная в соответствии с новой социально-политической системой.

II. Внешние угрозы и способы их отражения

Очевидно, что Вооруженные силы страны должны строиться в соответствии с характером внешних угроз в краткосрочной и долгосрочной перспективах. На сегодняшний день можно выделить пять основных угроз для России.

1. Угроза со стороны Китая в краткосрочной перспективе практически отсутствует, но в долгосрочной становится наиболее серьезной. Основным фактором этой угрозы является геополитическая ситуация на границе между странами - соседство экономически депрессивных Сибири и Дальнего Востока с их гигантскими природными ресурсами и небольшим, причем продолжающим сокращаться населением, и Китая с его огромным населением и быстро развивающейся экономикой, испытывающей все более острую нехватку ресурсов. Слабо завуалированные претензии Китая на 1,5 млн. кв. км российской территории на Дальнем Востоке в сочетании с концепцией "стратегических границ и жизненного пространства", по которым строятся Вооруженные силы Китая, и нарастающим демографическим давлением китайского населения на восточные районы России не оставляют сомнений относительно намерений Пекина.

Вероятный конфликт с коммунистическим Китаем является единственным для России, в котором не только возможно, но и неизбежно массированное применение традиционных Вооруженных сил - сухопутных войск, военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, военно-морского флота, космических, пограничных и внутренних войск. Подобная война будет вестись в условиях подавляющего численного превосходства противника и, скорее всего, наличия его "пятой колонны" (китайская диаспора и сторонники коммунистической идеи) в нашем тылу.

2. Угроза со стороны так называемого "международного терроризма" носит очевидный характер и является основной на сегодняшний день. Существующее мнение о том, что борьба с терроризмом - дело спецслужб, верно лишь отчасти. Во-первых, масштабы и технический уровень современного терроризма все чаще требуют вмешательства регулярной армии. Во-вторых, несмотря на транснациональный характер террористических организаций, за ними практически всегда стоят конкретные государства. Иначе говоря, формально внутренняя угроза по сути является внешней.

Для России главную угрозу представляет исламский терроризм, основными спонсорами и организаторами которого являются Саудовская Аравия и Пакистан.

В силу формальной наднациональности терроризма террористическая и, соответственно, антитеррористическая война ведется в "мирное время". Это создает существенные трудности технического, юридического и психологического характера для ведения антитеррористических действий. Из традиционных видов вооружения и боевой техники в таких действиях могут использоваться стратегические бомбардировщики и атомные подводные лодки - носители неядерного высокоточного оружия, целью которых является нанесение ударов по базам террористов за рубежом либо по объектам тех стран, поддержка которыми террористической деятельности против Российской Федерации очевидна и доказана. Кроме того, в борьбе с терроризмом как внутри страны, так и за рубежом необходимо максимально широко использовать силы специального назначения и методы информационной войны.

3. Угроза ввода иностранных войск в нарушение Устава ООН на территорию сопредельных с Россией и дружественных ей государств остается по-прежнему актуальной. Угроза дискриминации, нарушения прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в иностранных государствах неуклонно возрастает. Парирование данной угрозы проводится в основном теми же методами, что и в случае угрозы международного терроризма.

4. Угроза со стороны США и НАТО, считавшаяся основной для СССР и до сих пор воспринимаемая как основная значительной частью высшего командного состава Вооруженных сил Российской Федерации, является минимальной как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах. Более того, блок НАТО после двух расширений на восток в значительной степени утратил боеспособность. Разрыв в боевых потенциалах между США и остальными странами блока продолжает увеличиваться. Внутри блока становятся все более заметными противоречия по ключевым стратегическим вопросам. В этих условиях рассматривать НАТО в качестве противника не имеет смысла, таковым могут быть только собственно США, и то лишь в случае, если к власти в России придут коммунистические или радикальные националистические силы. Возможными сценариями конфликта является либо попытка давления со стороны США на Россию по какому-либо конкретному поводу с возможностью нанесения ограниченного неядерного удара по объектам Вооруженных сил и ВПК с целью принуждения к принятию условий США, либо полномасштабная война, которой будет предшествовать возобновление гонки вооружений.

5. Угроза несанкционированного применения оружия массового уничтожения со стороны любой страны, располагающей таким оружием, либо стремящейся его получить, стабильна и определяется самим фактом существования оружия массового уничтожения. Кроме того, столь же стабильную угрозу представляют тоталитарные режимы (наиболее ярким примером является КНДР), поведение которых непредсказуемо. Для парирования этих угроз будет применяться существующая система ПРО и все имеющиеся системы предупреждения.

III. Состав и структура Вооруженных сил

При строительстве Вооруженных сил Российской Федерации необходимо перейти к системе целевых и территориальных командований, позволяющей вести боевые действия объединенными группировками, состав которых соответствует конкретной задаче, стоящей перед Вооруженными силами.

Структура командований может быть следующей:

1. Командование стратегических сил, включающее ядерную "триаду": межконтинентальные баллистические ракеты, ракетные подводные крейсера стратегического назначения, стратегическую авиацию. Применение первых двух компонентов возможно лишь в случае очевидной угрозы существованию государства. Для стратегической авиации следует расширить возможности действовать в обычных войнах с применением обычного оружия.

2. Командование сил общего назначения включает "традиционные" сухопутные войска, военно-воздушные силы и противовоздушную оборону, военно-морской флот, однако виды Вооруженных сил действуют лишь как административные структуры мирного времени. В оперативном отношении силы общего назначения могут быть разделены на три территориальных командования ("Запад", "Юг", "Восток") в соответствии с характером возможных угроз. Территориальные командования не являются аналогами нынешних военных округов и имеют привязку не к административно-территориальному делению Российской Федерации, а к потенциальным театрам военных действий.

В Командование сил общего назначения в мирное время входят части и соединения постоянной готовности, а также резерв. Части резерва включают постоянно действующий штаб, базы хранения вооружения и техники и приписной личный состав из числа резервистов. Личный состав должен регулярно (раз в два - три года) проходить учения по развертыванию части до уровня боеготовой. Штаб резервной части может временно (для поддержания квалификации) возглавлять части постоянной готовности, при этом последние не являются базой для развертывания в военное время частей и соединений более высокого уровня. Вооруженные силы военного времени включают части и соединения постоянной готовности мирного времени, а также части и соединения, развернутые из резерва.

3. Командование специальных войск будет включать войска специального назначения, информационные войска и, возможно, Иностранный легион. Войска специального назначения представляют собой "суперэлитную пехоту" и предназначены для ведения боевых действий как в военное, так и в мирное время (последнее относится к войнам второго, антитеррористического, типа). Такие войска могут иметь собственные авиацию и флот. Информационные войска не имеют до сего дня каких-либо аналогов в мире, хотя подразделения психологических операций существуют почти везде. Как известно по войнам второй половины ХХ века, можно выиграть военные действия, но проиграть информационную войну, в результате чего проигрывается война в целом. Задачи информационных войск - информация, дезинформация, формирование нужной реальности в общественном сознании, психологическое подавление противника, нарушение его информационных сетей и обеспечение безопасности своих. Персонал информационных войск набирается из числа психологов, журналистов, писателей, публицистов, политтехнологов, программистов, переводчиков, хакеров высшей квалификации. Информационные войска могут иметь собственные средства массовой информации (как печатные, так и электронные), в их оперативном подчинении по вопросам их ведения находятся государственные и военные СМИ. Информационные войска работают как на внешнюю, так и на внутреннюю аудиторию, при этом в мирное время внутри страны они обязаны действовать исключительно в рамках Конституции РФ и Закона о СМИ. В военное время Информационные войска могут получить контроль над всеми (не только государственными, но и частными) СМИ.

Возможно создание в качестве третьего компонента Командования специальных войск Иностранного легиона. Он формируется по аналогии с Иностранным легионом Франции из неграждан Российской Федерации (за исключением высшего и старшего офицерского состава). Целью человека, поступающего на службу в Иностранный легион, может быть получение российского гражданства, борьба за некую идею (в частности, защита интересов своей нации, которые на данном этапе совпадают с интересами России), обычное зарабатывание денег. В Иностранный легион принимаются только лица, прошедшие воинскую службу в своей стране. Служба иностранных граждан в одних подразделениях с рядовым и младшим командным составом Вооруженных сил Российской Федерации не допускается. Иностранному легиону поручается решение наиболее "неудобных" задач, например, ликвидация лагерей чеченских бандформирований в странах СНГ.

Повседневная деятельность Командования сил общего назначения должна быть максимально открыта для общественности. Деятельность Командования стратегических сил и Командования специальных войск максимально засекречена и контролируется только специальными комиссиями Федерального Собрания РФ.



IV. Управление Вооруженными силами

Высшим органом оперативного руководства Вооруженными силами является Главное командование, координирующее действия целевых и территориальных командований. Высшим органом административного руководства Вооруженными силами является Министерство обороны (гражданское), в подчинении которого находятся виды Вооруженных сил. Министерство обороны выполняет функции политического руководства Вооруженными силами со стороны государственной власти и представляет интересы Вооруженных сил перед властными структурами и обществом. Оно отвечает за бесперебойное финансирование и обеспечение Вооруженных сил личным составом, вооружением и техникой, средствами материально-технического обеспечения и другие вопросы жизнедеятельности армии и флота.

V. Оборонный заказ

В непосредственном подчинении Министерства обороны должна находиться исследовательская структура, занимающаяся разработкой новых способов ведения боевых действий и требований к перспективным образцам вооружения и военной техники. Любой из вышеперечисленных потенциальных противников России будет иметь над ней значительное превосходство по одному или нескольким важным параметрам - техническому уровню и финансовому обеспечению, численности личного состава, полному отказу от общепринятых этических правил ведения войны. Парирование этих преимуществ противника может потребовать нетрадиционных подходов, технических и организационных решений, которые и должны разрабатываться данной структурой. При этом она ни в коем случае не заменяет "обычные" предприятия и исследовательские центры ВПК.

Предприятия и организации ВПК (государственные и частные) являются гражданскими учреждениями, а их руководящий, научный и технический персонал - гражданскими лицами. Министерство обороны выступает в роли заказчика вооружения и техники перед ВПК.

VI. Комплектование новой армии

Необходимость наличия большого количества обученных резервистов на случай ведения военных действий на восточных рубежах страны (в первую очередь - для сухопутных войск) и опасность создания оторванной от общества касты военных потребует сохранения призывного характера формирования Вооруженных сил. При этом младший командный состав (сержанты и старшины) набирается по контракту из числа лиц, отслуживших срочную службу в качестве рядовых. Командные полномочия сержантов и старшин должны быть существенно расширены, что потребует ужесточения критериев отбора младшего командного состава. То же относится и к воинским специальностям, для которых требуется высокий уровень технической и физической подготовки. Командование стратегических сил и Командование специальных войск формируются только по контракту. Заключение контракта с лицами, не прошедшими службу по призыву, не допускается. В обязательном порядке соблюдается экстерриториальный принцип службы.

Продолжительность срочной службы сокращается до одного года, отменяются все освобождения и отсрочки от призыва за исключением медицинских и особых личных обстоятельств (здесь в каждом случае решение выносится судом). Альтернативная служба носит заявительный характер, ее продолжительность составляет два года.

Призывные комиссии являются гражданскими структурами, подчиненными органам государственной власти и местного самоуправления. Руководители комиссий несут персональную ответственность за призыв на воинскую службу лиц, не соответствующих установленным критериям.

Все лица, подлежащие призыву, либо желающие заключить контракт на прохождение службы, проходят отбор по физическим, интеллектуальным, психологическим показателям и по принципу лояльности существующему общественно-политическому строю. Критерии отбора могут варьироваться в зависимости от вида Вооруженных сил и рода войск, а также звания и должности, на которую претендует потенциальный контрактник.

Лица, не прошедшие воинскую службу (за исключением получивших освобождение), лишаются права работать в органах власти любого уровня и получать бесплатное высшее образование (для лиц, прошедших альтернативную службу, может быть сделано исключение в отношении ВУЗов медицинского профиля).

VII. Прохождение службы

Для офицерского состава вводится система временных воинских званий с целью исключения возможности несоответствия звания и занимаемой должности. При выдвижении офицеров на вакантные должности следует, вспоминая наш исторический опыт, использовать систему баллотировки, то есть учета мнения всех офицеров данной части путем проведения тайного голосования по двум-трем кандидатурам. Выдвижение как офицерского, так и младшего командного состава проводится исключительно на конкурсной основе. Прохождение службы должно быть организовано таким образом, чтобы на высшие должности могли приходить только офицеры, прошедшие службу на всех более низких уровнях. Это относится как к командным, так и к штабным должностям.

Должности, не связанные непосредственно с командно-штабной деятельностью, применением и обслуживанием вооружений и боевой техники, занимают, как правило, гражданские лица.

Политико-воспитательная работа должна обеспечить выполнение второй (первая - защита страны от внешней агрессии) задачи Вооруженных сил - образование единой нации в рамках концепции гражданского (а не этнического) национализма и будет носить надэтнический, надконфессиональный, надпартийный характер, формируя психологию военнослужащего как защитника единой демократической России. В задачу офицеров входит не допускать ведения в войсках какой-либо партийной и националистической пропаганды и проповеди религиозной исключительности.
В штате Информационных войск предусматривается наличие офицеров-психологов, призванных в инициативном порядке либо по запросам командиров контролировать морально-психологическую и политическую обстановку в частях и соединениях и оказывать помощь в ее нормализации.

Военнослужащие должны обладать всеми правами, предусмотренными Конституцией РФ. Специфика воинской службы не подразумевает бесправия солдат и офицеров. В связи с этим необходим гражданский контроль над Вооруженными силами (в первую очередь - парламентский), ликвидация военных прокуратур и судов, введение должности уполномоченного по правам военнослужащих, имеющего своих представителей в воинских частях и соединениях.

VIII. Военное образование

Количество военных ВУЗов следует существенно сократить (не более двух - трех на каждый вид Вооруженных сил). В военных ВУЗах преподаются лишь чисто военные предметы и только здесь преподаватели могут быть военнослужащими. Выбор места службы предоставляется выпускникам в зависимости от их успехов в обучении.

Для повышения технической, естественнонаучной и гуманитарной подготовки офицерского состава предполагается использовать систему гражданских ВУЗов, где офицеры (курсанты) могут получать образование по невоенным специальностям.

IX. Последовательность мер по созданию новых Вооруженных сил

В связи с тем, что нынешние Вооруженные силы Российской Федерации ни по каким параметрам не отвечают современным требованиям, их реформирование представляется невыполнимой задачей. Поэтому наиболее целесообразно создание новых Вооруженных сил "с нуля", путем формирования новых частей и соединений и органов управления. Этапы решения этой задачи могут быть следующими:

1. Создание рабочей группы при президенте Российской Федерации. Ее задача - определение состава новых Вооруженных сил, структуры частей и соединений, концепции и тактико-технических характеристик вооружений и военной техники для них, принципов комплектования и прохождения службы, критериев (профессиональных, физических, морально-психологических, идейно-политических) отбора личного состава для новых Вооруженных сил, необходимого объема финансирования и сроков исполнения. Группа разрабатывает также общие и боевые уставы новых Вооруженных сил, учебные программы для подготовки офицерского и младшего командного состава.

2. Придание рабочей группе статуса министерства (условное название - Министерство военной реформы).

3. Создание на базе существующих либо "с нуля" нескольких военных ВУЗов для подготовки офицерского состава новых Вооруженных сил.

4. Отбор силами представителей Министерства офицерского состава по выработанным критериям для обучения по новым программам.

Отбор производится из числа действующих офицеров нынешних Вооруженных сил и офицеров запаса (в том числе получивших воинскую специальность на военных кафедрах гражданских ВУЗов). При этом звание офицера в новых Вооруженных силах определяется уровнем подготовки и может не соответствовать (в любую сторону) его званию в нынешних Вооруженных силах.

5. Выдача ВПК заказа на производство вооружений и военной техники для первых частей новых Вооруженных сил.

6. После окончания подготовки офицерского состава отбор с его участием рядового и сержантского состава для первых частей новых Вооруженных сил.

7. Формирование первых частей и соединений новых Вооруженных сил.

8. Продолжение отбора личного состава для обучения, изучение опыта функционирования экспериментальных частей и соединений, формирование Главного командования, штабов целевых и территориальных командований, тыловых и обеспечивающих структур.

9. Корректировка первоначальных планов строительства Вооруженных сил в соответствии с наработанным опытом.

10. Формирование новых частей и соединений по одному-два в каждом территориальном командовании Командования сил общего назначения.

11. Формирование Командования стратегических сил и Командования специальных войск.

12. Полное развертывание группировок новых Вооруженных сил с одновременной ликвидацией нынешних Вооруженных сил.

Что касается сроков и единовременного объема перечисленных мер, то это будет зависеть исключительно от решимости высшего политического руководства страны. Несомненно одно: шаги должны быть незамедлительными и радикальными. Половинчатость равносильна провалу.


Опубликовано в газете "Гражданин" N6, сентябрь 2003 г. и отдельной брошюрой, изданной ИПВА в 2003 г.

23.09.2003
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован