Для Иркутской области начинается новый этап развития. Объединение с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом, прокладка Восточного нефтепровода, увеличение экспорта нефти в Китай, создание крупных рекреационных зон на Байкале придадут укреплению региона новый импульс. О своих планах в интервью Стране.Ru рассказал губернатор Иркутской области Александр Тишанин.
- Какие преимущества вам даст планируемое объединение с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом?
- Президентом и правительством страны взят курс на образование крупных, экономически самостоятельных и самодостаточных регионов, а также повышение благосостояния населения. Мы видим, что за прошедшие 12 лет были почти полностью разрушены наработанные ранее экономические, торговые и культурные связи Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Невидимая граница между нашими регионами, созданная искусственно, с административными барьерами, мешает нормально жить и развиваться, создает ненужные преграды на пути бизнеса, ограничивает доступ жителей к образовательным и медицинским центрам. Такая ситуация не отвечает интересам простых людей, которые уже давно поняли, что поодиночке мы слабы и только вместе сможем преодолеть все трудности. Я уже не говорю о том, что в едином субъекте возможно более эффективно реализовать широкомасштабные проекты развития дорожной сети, телефонизации, строительства больниц, школ, детских садов... Уже сегодня решается вопрос об увеличении федеральных субсидий на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов области и округа. Планируется, что на эти цели будет выделено около 900 миллионов рублей, причем 90 млн рублей из впервые образованного фонда регионального развития. Прорабатываются вопросы об отдельном порядке распределения дотаций объединяющимся субъектам Российской Федерации.
Уверен, что эти и другие меры позволят каждому жителю области и округа почувствовать перемены к лучшему и понять, что мы не изобретаем ничего нового, а лишь исправляем ошибки истории.
- В Кремле подготовлен законопроект о перераспределении полномочий между центром и регионами. Согласны ли вы с мнением о том, что Федеральное собрание РФ должно рассматривать этот документ одновременно с проектами закона `О недрах`, а также Водного и Лесного кодексов?
- Думаю, что это было бы наиболее логичным, ведь речь идет о базовых законах. На мой взгляд, в вопросах использования таких жизненно важных ресурсов как лес, вода и земля роль регионов должна усилиться. Особенно, учитывая то, что хозяйственная деятельность наносит существенный вред экологии, и необходимы серьезные финансовые затраты для снижения уровня загрязнения окружающей среды и проведения профилактических работ. Естественно, что определенная часть доходов от работы вредоносных предприятий должна оставаться в областном бюджете.
- По мнению экспертов, предстоящее строительство нефтепровода Тайшет-Находка, часть которого пройдет через Иркутскую область, сулит вашему региону большие финансовые выгоды. Согласны ли вы с такой оценкой? Какие перспективы открываются у области в связи с разработкой крупных месторождений полезных ископаемых?
- Тот факт, что на территории области начинают реализовываться крупные проекты под эгидой серьезных инвесторов, естественно, не может не радовать. Ведь речь идет о новых рабочих местах для жителей отдаленных территорий, где достаточно высок уровень безработицы, а также об увеличении поступлений в областной бюджет. К тому же подобные широкомасштабные проекты дают ощутимый толчок к развитию инфраструктуры региона и позволяют комплексно решать важные задачи повышения благосостояния населения. По предварительным подсчетам, первый этап строительства нефтепровода Тайшет-Находка может быть завершен уже в 2008 году. Всего по территории области пройдет более 800 км нефтемагистрали.
И это ведь не единственный инвестиционный проект, который поможет существенно оздоровить экономику Приангарья.
- Два года назад Президент России Владимир Путин, посещая Дальний Восток, заметил, что регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока ориентируются в большей степени на Китай в своей экономической политике. Насколько велика зависимость Иркутской области от южного соседа?
- Между Иркутской областью и Китайской народной республикой на протяжении многих лет динамично развиваются и укрепляются торговые связи. По данным статистики, около 10 % общего товарооборота между Россией и Китаем, а это около ста миллионов долларов, приходится именно на наш регион. Поэтому мы заинтересованы в дальнейшем расширении торгово-экономических связей с государством, которое обладает огромным потенциалом и уже высказывает свои намерения заниматься реализацией ряда крупных совместных инвестиционных проектов. Это касается инвестиций практически во все сферы, включая агропромышленный, топливно-энергетический и лесной комплексы. Естественно, не останутся в стороне и вопросы о сотрудничестве в области туризма, а также науки и образования. Есть неплохие перспективы в развитии торговли продуктами питания и промышленными товарами.
- Рассчитываете ли вы добиться более активного притока инвестиций, в том числе и иностранных, в Иркутскую область? Что необходимо предпринять, чтобы инвестиции шли не только в энергетические отрасли?
- Привлечение в бюджет дополнительных денежных средств - одна из приоритетных задач администрации Иркутской области. Поэтому мы сейчас активно работаем с потенциальными инвесторами и разрабатываем перспективные бизнес-проекты в различных сферах. Среди них, например, строительство пятой очереди Иркутского алюминиевого завода в г. Шелехов, проводимое `СУАЛ-холдингом`, которая позволит увеличить производство алюминия и анодной массы. Область же получит свыше 800 рабочих мест.
Большое внимание и значение мы придаем развитию туристического бизнеса на территории области. В первую очередь, речь идет о рекреационных зонах на Байкале, к созданию которых планируется привлечь крупные силы, в том числе и зарубежных инвесторов. Ни для кого не секрет, что количество туристов, посетивших Байкал в Иркутской области, быстро растет. В 2000 году на Байкале побывали около 50 тысяч гостей, в 2004 году эта цифра выросла в шесть раз, из них почти 50 тысяч иностранцев. В последнее время удалось достичь загрузки туристической инфраструктуры в зимнее время, во многом благодаря проводимой `Зимниаде`. На данный момент на Байкале всего две рекреационных территории, а в результате реализации проекта будет 46, их площадь должна возрасти до 875 кв. км.
Для активного развития туристической инфраструктуры необходимо реализовать два десятка инвестиционных проектов. Из федерального бюджета для этого понадобится более 6 млрд рублей. В основном средства нужны на объекты транспортной и коммуникационной сфер - причалы, дороги, авиаплощадки, санитарную очистку территории и экологическую безопасность. Также есть интересный проект `Байкал-Хубсугул`, для реализации которого нужно придать международный статус пограничному переходу Монды-Ханх. Однако необходимо сначала разработать общий для Иркутской области и Бурятии проект, своего рода бизнес-план, создания рекреационных зон, а для этого будет целесообразно провести конкурс и заключить договор с профессиональной компанией, специализирующейся на такого рода услугах.
Вообще же аналитики говорят о том, что наибольший объем инвестиций отмечается среди предприятий обрабатывающей отрасли, а также в организациях транспорта и связи. Большие суммы вкладываются в добычу полезных ископаемых, в производство и распределение электроэнергии, воды и газа, в строительную отрасль.
По экспертным оценкам, отчисления в консолидированный бюджет Приангарья по итогам реализации этих и других проектов в ближайшие годы составят несколько десятков миллиардов рублей. Такая тенденция свидетельствует о повышении инвестиционной привлекательности Иркутской области. С учетом предстоящей реализации крупных инвестиционных проектов можно говорить о благоприятной ситуации для развития экономики региона.
- Каким образом можно решить одну из больных тем для Иркутской области и для всей страны - тотальный вывоз за рубеж необработанного круглого леса?
- На мой взгляд, эту проблему необходимо решать комплексно. С одной стороны, повысить эффективность работы правоохранительных ведомств, с другой - создавать на территории области предприятия по глубокой переработке древесины. Такие, как `Янтальлес` или `Игирма-Тайрику`, чтобы лесозаготовителям было выгодно не отправлять сотни эшелонов кругляка, а заниматься изготовлением стройматериалов, мебели, фурнитуры и т.п. Только синтез административно-контрольных и экономических мер позволит навести порядок в этой сфере. Первые шаги уже делаются. Например, 31 октября Иркутская таможня подписала с Восточно-Сибирской железной дорогой - филиалом ОАО `РЖД` соглашение о контроле за экспортом круглого леса. Согласно документу, с 1 ноября по 31 декабря 2005 года магистраль будет перевешивать каждый вагон, груженый экспортным лесом-кругляком, и сверять параметры с предъявленной грузовой таможенной декларацией. В случае расхождения заявленных и фактических данных вагоны будут возвращаться в зону таможенного контроля для подробной проверки. Если факт нарушения подтвердится, экспортер будет привлечен к ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ.
По окончании действия данного соглашения таможенники и железнодорожники проведут анализ эффективности этой работы. Возможно, впоследствии будет подготовлен аналогичный документ на более длительный срок с учетом сезонности заготовки леса.
Наряду с этим, в Приангарье формируется база данных предприятий лесопромышленного комплекса (ЛПК) Иркутской области. Основная задача проводимой работы - проанализировать, какие процессы происходят в лесной отрасли (сколько уплачивается налогов, сколько вырубается и вывозится древесины). Не секрет, что отсутствие прозрачности в лесной отрасли сдерживает потенциальных иностранных инвесторов. На сегодняшний день, по данным агентства лесного хозяйства по Иркутской области, в регионе оборотом древесины занимаются около двух тысяч организаций и частных лиц.
Для того, чтобы контролировать их деятельность, создана областная межведомственная комиссия по взаимодействию в вопросах пресечения незаконной заготовки и оборота древесины. Ее возглавил заместитель главы областной администрации Денис Петушинский, а в состав вошли руководители правоохранительных органов, ВСЖД, агентства лесного хозяйства и структурных подразделений администрации области.
03.11.05.
Сергей Плетнев
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.