Эксклюзив
25 апреля 2014
3193

Александр Вавилов: Перспективы урегулирования на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Проблемы ближневосточного урегулирования

Продолжающийся уже более шестидесяти лет арабо-израильский конфликт время от времени дает кризисные вспышки в виде войн и вооруженных столкновений и представляет собой прямую угрозу не только региональной, но и глобальной стабильности. Именно этот конфликт создал питательную почву для проявления массового недовольства населения арабских стран, которое вылилось в свержение закосневших авторитарных режимов в некоторых из них.
Перспективы достижения в ближайшем будущем долгосрочного и справедливого ближневосточного урегулирования представляются весьма туманными.
Несмотря на изменения в политической жизни арабских стран и общую нестабильность обстановки, израильское правоцентристское руководство во главе с Б. Нетаньяху по-прежнему ведет курс на выжимание из своих противников максимальных уступок, по сути, не предлагая ничего взамен. Израильтяне категорически отказываются обсуждать существующую с 1948 г. проблему возвращения палестинских беженцев и перспективы создания независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Под прикрытием заверений о готовности к переговорам с палестинцами без каких-либо предварительных условий продолжаются "ползучая поселенческая колонизация" захваченных в ходе вооруженных конфликтов палестинских земель и аннексированного Восточного Иерусалима, ракетно-бомбовые удары по сектору Газа и военно-полицейские операции против палестинцев на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ).
С сентября 2010 г. переговорный процесс находится в тупике, несмотря на усилия мирового сообщества, в том числе и по линии "квартета" международных посредников. Возобновившиеся в июле 2013 г. прямые палестино-израильские контакты не внушают оптимизма, так как позиции сторон по-прежнему далеки от компромисса.
На этом фоне продолжается процесс расслоения в палестинских руководящих кругах в пользу радикальных и экстремистских политиков. Обструкционистский курс Тель-Авива серьезно подрывает авторитет и позиции умеренного крыла в палестинском движении сопротивления (ПДС), возглавляемом президентом Палестины М. Аббасом. В силу преклонного возраста ему все труднее справляться с тяжким грузом проблем и противоречий. Отсюда участившиеся в последнее время с его стороны угрозы "распустить Палестинскую национальную администрацию" и возложить на израильтян всю ответственность за распутывание палестино-израильского конфликтного узла.
Отказ руководства Израиля от выполнения положений международно-правовой базы урегулирования, наработанной мировым сообществом за годы поисков выхода из ближневосточного тупика, еще больше усиливает позиции радикалов, выступающих против "излишней мягкости" М. Аббаса. Движение в сторону исламизации, активизировавшееся в ряде арабских стран в ходе "арабской весны", может еще больше ослабить и уже ослабляет позиции и влияние умеренных сил в палестинских рядах.
В ПДС сохраняется раскол, во многом спровоцированный нажимной политикой Израиля и США после победы движения ХАМАС на выборах в секторе Газа в 2005 г. Тель-Авив использует его как удобный предлог для затягивания переговоров, ссылаясь на "отсутствие действенного партнера с палестинской стороны". В связи с этим можно предположить, что израильтяне будут делать все для его консервации и даже углубления. Одновременно будут продолжены попытки переключить приоритетное внимание мира с проблем ближневосточного урегулирования на "иранскую угрозу" и "опасность исламского терроризма", якобы резко возросшие в результате "арабской весны".
В свой первый президентский срок Б. Обама попытался оказать воздействие на израильское руководство с тем, чтобы склонить его к большей конструктивности по проблеме ближневосточного урегулирования, однако эти попытки ощутимых результатов не дали. Б. Нетаньяху и его окружение по-прежнему делают главную ставку на поддержку могущественного сионистского лобби в политическом истеблишменте США, которое, по их глубокому убеждению, "никогда не даст в обиду маленький и окруженный злобными врагами Израиль".
Как показывают действия Б. Обамы в период второго президентского срока, он оставил надежды позитивно повлиять на израильское руководство. Главная его забота сегодня - бесконфликтно "усидеть на двух стульях", т.е. не обидеть Израиль и не осложнить отношения с партнерами Америки в арабском мире. При этом какого-либо серьезного давления Вашингтона на своего "главного союзника в регионе" ожидать не приходится.
В ближайшее время Израиль станет первым иностранным получателем таких сверхсовременных машин, как конвертопланы V-22 "Oспри", опробованные в Ливии, на общую сумму почти в полмиллиарда долларов в счет щедрой американской военной помощи. По мнению западных военных специалистов, они "развяжут Тель-Авиву руки" в подготовке превентивного удара по ядерным объектам Ирана.
В перспективе ближневосточный регион и, прежде всего, зона Персидского залива как главный нефтегазовый и сырьевой источник мировой энергетики и экономики в целом сохранят для Вашингтона первостепенную геополитическую важность. Поэтому нельзя исключать и в дальнейшем рецидивов американского косвенного или прямого вмешательства в его внутренние дела под фальшивыми лозунгами "гуманитарной интервенции", "ответственности по защите" или иными благовидными для широкой публики предлогами.
Европейские государства заняты своими внутренними проблемами и не желают ввязываться в ближневосточную свару. Поэтому активности в вопросах ближневосточного урегулирования от них ожидать не стоит. Скорее всего, они ограничатся словесным осуждением "противоправной поселенческой деятельности Тель-Авива" и общими призывами к миру и согласию конфликтующих сторон. Их приоритеты на Ближнем Востоке и в Северной Африке - доступ к источникам энергетического сырья и рынкам сбыта - останутся прежними и будут побуждать к осторожным и маневренным действиям.
Исходя из этих обстоятельств, можно предположить, что стагнация процесса поисков ближневосточного урегулирования в ближайшей перспективе сохранится.

Последствия "арабской весны"
Анализируя итоги "арабской весны", следует отметить, что ее истоки в разных странах были различными. В Тунисе уровень социально-экономического развития перерос авторитарные структуры и обрушил их. В Египте народ устал от засидевшегося у власти Х. Мубарака. В Йемене причинами политических перемен послужили родоплеменные и конфессиональные противоречия.
Для прогнозирования дальнейшего развития ситуации в регионе необходимо иметь в виду следующее: в затронутых событиями "арабской весны" странах настоящих революций не произошло. Политические и социально-экономические структуры не изменили своей природы, поменялись лишь лидеры, многие из которых, как, к примеру, египетский исламист М. Мурси, не выдержали испытания тяжким бременем власти. Арабские страны, за исключением нефтедобывающих, по-прежнему стоят перед острейшими экономическими и социальными проблемами, решить которые новые лидеры, видимо, не в состоянии. К середине 2013 г., по подсчетам западных экономистов, "арабская весна" обошлась затронутым ею странам в 10-15 млрд долл. В условиях возросшей региональной нестабильности и общего ухудшения мировой экономической конъюнктуры восполнить эти потери им будет достаточно сложно.
Перед новыми правителями, стремящимися удержать власть, возникает соблазн и необходимость использовать, как и в "старые добрые времена", рычаги диктата и подавления. Однако эти инструменты не соответствуют устремлениям участников "весенних событий", большинство из которых составляет неустроенная молодежь. Именно она и продолжит борьбу за "светлое будущее".
Следует учитывать, что необратимые процессы глобализации, прежде всего в сфере информации и массовых коммуникаций, лишают правящие круги арабских стран прежней возможности монопольно воздействовать на умонастроения широких слоев населения в нужном для себя направлении.
В связи с этим можно предположить, что арабский мир ожидает новая волна потрясений, которая может захлестнуть и благополучные в экономическом отношении страны Персидского залива. Об этом, в частности, свидетельствует непрекращающаяся напряженность между шиитами и суннитами в Бахрейне.
Ослабление исламистов, наблюдающееся в ряде стран, не является необратимым. В условиях господства абсолютистских теократических монархий и "наследственных республик" другие идеологически и организационно хорошо подготовленные социальные силы, которые имели бы четкую программу действий, просто не могли появиться. Поэтому нельзя исключать, что история в регионе "пойдет по второму кругу" и на авансцену его политической жизни вновь выйдет армия, как это уже происходит в Египте.
Следствием ухода с региональной политической сцены авторитарных лидеров, получивших за десятилетия своего правления имидж "американских и израильских прихвостней", и прихода новых деятелей неясной политической ориентации может стать ужесточение политики арабских стран по вопросам ближневосточного урегулирования в целом и отношений с Израилем в частности.

Влияние внешних акторов
Реакция Запада на перемены в арабских странах оказалась неоднозначной. Поначалу многие наблюдатели и аналитики увидели в них долгожданное движение к модернизации региона на демократических и либеральных основах. Но со временем западные политологи и ориенталисты все больше превращаются в "информированных оптимистов". Они уныло взирают на усиление в этих странах радикального ислама в лице салафитов и "братьев-мусульман", продолжающееся, а в ряде случаев и усилившееся попрание основных политических прав и свобод.
Можно ожидать, что при сохранении интервенционистского и сиюминутного подхода США и их западных партнеров к оценке развития ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке назревшие и закономерные преобразования в странах региона будут и в дальше проходить в весьма противоречивой внутренней и международной обстановке. "Демократические интервенции" в Ираке и Ливии, нагнетание напряженности вокруг Сирии ничему не научили западных политиков. Они по-прежнему не имеют стратегического видения существующих проблем и рациональных способов их разрешения.
Следует также учитывать сохраняющуюся конфронтацию с Израилем, которая после смены авторитарных руководителей во многих арабских странах на лидеров, вынужденных учитывать в своих действиях настроения улицы, может выйти на новый опасный виток.
Заслуживает внимания непривычно жесткое для Вашингтона заявление министра иностранных дел АРЕ Н. Фахми, прозвучавшее накануне блиц-визита в Каир госсекретаря США Д. Керри в начале ноября 2013 г. По его словам, американцы "более не могут игнорировать требования народов в меняющемся арабском мире", им "следует пересмотреть свои отношения с Египтом на долгосрочную перспективу и осознать, что после `арабской весны` им придется иметь дело с арабскими народами, а не только с арабскими правительствами". Министр подчеркнул "турбулентный" характер отношений между Вашингтоном и Каиром из-за демонстративной приостановки американской военной помощи после свержения М. Мурси и отметил, что его стране придется рассмотреть "множество вариантов" для того, чтобы двигаться вперед, в том числе и в военной сфере.
Стоит отметить принципиальную разницу в подходах российской стороны и ее зарубежных партнеров к решению возникающих в регионе весьма сложных проблем. Суть российского подхода глава МИД России С. Лавров сформулировал так: "Мы с симпатией относимся к чаяниям арабских народов, их желанию жить лучше и верим, что они сами могут и должны определять свою судьбу. Поэтому принципиально выступаем против вмешательства во внутренние дела, навязывания извне готовых рецептов и сценариев развития. Важно, чтобы концепции демократических реформ генерировались самими народами Ближнего Востока и Северной Африки при уважении к их цивилизационным традициям со стороны внешних игроков. ...Наш коренной интерес - видеть ближневосточные государства стабильными, процветающими и развивающимися по демократическому пути" .
Последовательное отстаивание Москвой одного из краеугольных принципов международной законности - невмешательства во внутренние дела суверенных государств - будет препятствовать скатыванию ситуации в регионе к новым конфликтам с опасными последствиями для региональной и глобальной безопасности.

* * *
В целом, можно ожидать, что в среднесрочной перспективе в регионе сохранится неустойчивая и взрывоопасная ситуация "ни войны, ни мира". Она предполагает продолжение обмена ракетно-бомбовыми ударами между сектором Газа и Израилем, беспорядки на Западном берегу реки Иордан, теракты на израильской территории, а также ужесточение антиизраильской риторики в арабских столицах, прежде всего затронутых "арабской весной".
Несмотря на усилия международных посредников, существенных сдвигов в сторону результативного возобновления переговорного процесса ожидать не приходится.
Перемены в регионе, обусловленные как внутренними, так и внешними причинами, получат дальнейшее неоднозначное развитие с учетом масштаба политических и социально-экономических проблем, стоящих перед арабскими странами. Трудный поиск их решений будет сопровождаться столкновениями между различными политическими силами при вмешательстве внешних акторов, что еще больше затруднит развязку нынешних и будущих конфликтов. В итоге Ближний Восток и Северная Африка останутся на ближайшую перспективу одной из самых конфликтогенных зон мира.

А.И. Вавилов,
в.н.с. Центра партнерства цивилизаций ИМИ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован