15 марта 2007 г. на кафедре философии РГСУ состоялся "круглый стол", посвященный 110-летию выдающегося русского ученого А.Л. Чижевского (1897-1964). За пять лет, прошедших после проведения Международной конференции "Космос и мировая история", в ходе которой были детально рассмотрены преимущественно естественно-научные аспекты наследия А.Л. Чижевского, не произошло какого-либо прорыва в области интерпретации его новаторских концепций, сказал д.ф.н., проф. А.В. Водолагин.
Задолго до возникновения на Западе психоистории А.И. Герцен выдвинул в рамках своей натуралистической философии истории тезис, который позднее был положен А.Л. Чижевским в основу "психопатологии всемирной истории". Суть этого герценовского тезиса сводится к тому, что в мировом историческом процессе орудует отнюдь не homo sapiens, a cкорее homo insanus (не человек разумный, а человек безумный). Это значит, что вопреки планам "всемирно-исторических индивидуумов", мысленно конструирующих социальную реальность сообразно с теми или иными идеями, в массовой человеческой деятельности осуществляются иные, можно сказать, шизофренические "сценарии", истоки которых следует искать скорее в области коллективных сновидений человечества, чем в сфере политико-идеологического проектирования. Иначе говоря, история демонстрирует нам не "хитрость мирового разума" (как думал Г.Гегель), а хитрость неразумия: "слепые вожди слепых" на самом деле разыгрывают навязанные неведомыми богами ("силами природы") роли.
Двигаясь по проторенному А.И. Герценом пути, А.Л. Чижевский пришел к выводу о том, что повсеместные, периодические всплески массовой человеческой активности вызваны, как правило, не действиями имманентных истории причин, а внеположными ее ходу геокосмическими факторами. Среди этих факторов главным является пульсирующее Солнце - "энергетическая первопричина" большинства явлений на Земле1. Промежуток времени между максимумами солнцедеятельности равен 11-13 годам, иногда 7 или 16. Среднее арифметическое - 11,1 года. Большие периоды составляют 66,67 и 83,33 года. Гипотеза А.Л. Чижевского состояла в том, что цикличность массовой человеческой деятельности, ее подъемы и спады не только соответствуют циклам солнцедеятельности, являя "замечательный параллелизм", но и обусловлены ими: "Каждый подъем в солнцедеятельности сопровождается подъемом в деятельности человеческой. И наоборот, падение деятельности там сопровождается падением деятельности здесь"2. В свете принятой гипотезы стала очевидной недостаточность социологического подхода к анализу общественных явлений3. Периодичность скоропостижных смертей, самоубийств, припадков эпилепсий в больницах, октябрьских и мартовских психозов, а также аномального поведения больших человеческих масс в глобальном формате не могла быть объяснена ни с точки зрения "материалистического понимания истории" (К.Маркс), ни с помощью модели "целе-рационального действия" (М.Вебер). Марксова метафора "революции - локомотивы истории" могла бы оказаться приемлемой лишь в том случае, если бы мы признали, что эти "локомотивы" черпают энергию из Космоса.
Вульгарному социологизму в понимании истории А.Л. Чижевский противопоставил свой психолого-психиатрический подход. Гипотеза о причинной зависимости действий коллективов от влияния солнечного фактора стала для него путеводной нитью в ходе осмысления огромного статистического материала об "эпохах общественного возбуждения", совпадающих с солнечными максимумами. Используя идеи Г.Тарда, Ч.Ломброзо, Н.К. Михайловского, В.Х. Кандинского, Г.Зиммеля и других исследователей массовой психологии, А.Л. Чижевский выдвинул астропсихологическую теорию массового действия. Рассматривая (вслед за Михайловским) подражательность в поведении толпы как "специальный случай помрачения сознания и слабости воли", он поставил вопрос об особой "нервно-психической конституции масс", предрасполагающей ее не только к восприятию социальных внушений со стороны вождей (этих "кукол богов", по Платону), но и к иррациональным, истерическим реакциям на гелиовоздействия.
Основное содержание защищаемой А.Л. Чижевским концепции можно свести к следующим утверждениям.
- Всемирно-исторический процесс представляет собой последовательность периодически сменяющих друг друга массовых психических эпидемий, которые следует рассматривать как иррациональные коллективные реакции человечества на возмущения геокосмической среды обитания, вызванные вспышками солнечной активности.
- В периоды повышенной солнечной активности импульсивные индивиды, аффективные личности, истерики становятся "центрами распространения психической заразы"4, возглавляют массовые движения, придавая им разрушительную "дионисическую" направленность.
- Власть этих вождей (лидеров) над массами базируется на фиксируемых в мифах, религиозных учениях или идеологиях "коллективных иллюзиях" и имеет характер гипноза.
- Лишь мышление избранных ("аполлонических") натур, будучи чистым выражением "лучистой энергии" Космоса, способно придать позитивную смысловую направленность всемирно-историческому процессу, но в силу своего подлинно космического размаха и из-за своей принципиальной асоциальности это мышление отторгается массами и их вождями, а его носители преследуются и истребляются.
"Если бы мы могли охватить одним взглядом историю человечества и представить ее себе всю сразу здесь и теперь, мы были бы поражены возникшею перед нами картиной, - писал А.Л. Чижевский. - Это была бы не условная сказка, не история заблуждений, а история желтого дома Ницше - самого страшного, добавлю я, сумасшедшего дома, который мог только пригрезиться дьяволу"5.
Преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова к.г.н. Д.Л. Голованов рассказал о малоизвестных эпизодах в жизни А.Л. Чижевского, о подъемах и спадах в его творческой активности, подтверждавших, между прочим, и его концепцию солнцедеятельности.
Д.ф.н., доц. Н.И. Иконникова раскрыла в своем докладе содержание идей, положенных А.Л. Чижевским в основу гелиобиологии, связав теорию "пассионарности" Л.Н. Гумилева с учением А.Л. Чижевского.
Д.ф.н., проф. Г.П. Отюцкий напомнил о том, что уже через шесть лет после смерти русского исследователя, казалось, было положено начало традиции философского осмысления новаторских идей А.Л. Чижевского в справочной литературе.
Д.ф.н., проф. А.Н. Арлычев отметил, что комплекс проблем, которыми занимался А.Л. Чижевский, по существу, можно свести к одной общей - к проблеме воздействия космических процессов, и прежде всего влияния Солнца на Землю и на все имеющиеся на ней формы существования - геологические, биологические, антропогенные и социальные.
Убеждение А.Л. Чижевского в том, что все многообразие существующих в мире явлений так или иначе обусловлено наличием в нем единого космического процесса, каковым, по его мнению, является квантовый процесс, приводит его к мысли о создании комплекса, так сказать, квантовых наук. Так, он пишет, что "...из квантовой физики и квантовой химии должна будет родиться квантовая биофизика, а из них квантовая физиология, квантовая биология и, наконец, квантовая медицина. На все нужно время и бездны размышлений. Но мы стоим на пороге этих новых наук, ведущих нас в светлое будущее"6. В наши дни мы с уверенностью можем сказать, что эти научные прогнозы А.Л. Чижевского не только в полной мере осуществились в теории, но они во многом реализовались на практике, особенно в области медицины.
Д.ф.н., доц. О.Б. Скородумова заметила, что пафос и эмоциональность работ А.Л. Чижевского, стремление к органической целостности, слиянию с космическим целым, столь характерные для восточной традиции, одновременно сочетались с чисто западными ориентациями, перерастающими порой в крайне сциентистские установки, призывы "освободиться от метафизики", культ физики, которая "должна сказать свое слово при рассмотрении любого в мире вопроса".
Д.ф.н., доц. В.Л. Курабцев сказал, что одним из главных положений его теории является доказательство серьезнейшего влияния активности Солнца. Солнце, в его понимании, - это "космический генератор нервно-психической возбудимости". Д.ф.н., доц. И.М. Меликов отметил, что теория А.Л. Чижевского утверждает категорию времени в качестве центральной при исследовании тех или иных явлений, становящихся объектом науки. К.ф.н., доц. Ю.Б. Смирнов заметил, что А.Л. Чижевским было разработано учение, названное им гелиотараксией. Д.ф.н., доц. И.И. Малышко выявила в своем выступлении синергетические мотивы в творчестве А.Л. Чижевского.
1 См.: Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М., 1995. С. 42.
2 Там же. С. 455.
3 См.:Там же. С. 123, 125.
4 Там же. С. 470.
5 Там же. С. 642.
6 Чижевский А.Л. Вся жизнь. М., 1974. С. 93.
2007 г.
www.ni-journal.ru