18 декабря 2007
815

Александр Водолагин: Социальная философия и социология: область взаимодействия

19 апреля 2007 г. на методологическом семинаре кафедры философии РГСУ были обсуждены философско-методологические проблемы современной социологии. Открывая дискуссию, д.ф.н. профессор А.В. Водолагин обратил внимание на то, что философская рефлексия является неотъемлемой составляющей социологического теоретизирования. Об этом свидетельствуют как произведения классиков западной социологии - К.Маркса, М.Вебера, Э.Дюркгейма и Т.Парсонса, так и работы социологов второй половины ХХ - начала ХХI века. Позитивистское неприятие философии давно вышло из моды. Очевидно, что даже те социологи, которые занимаются исключительно эмпирическими исследованиями, вынуждены руководствоваться некими общими социально-философскими принципами. Вопрос состоит в том, используют ли они категориальные схемы философии осознанно или не вполне осознанно. Скажем, К.Маркс в своих размышлениях о "формах общественной жизни" со знанием дела использовал методологический потенциал гегелевской диалектики формы, имея в виду и ее истоки - аристотелевскую метафизику. Это позволило ему разработать изящную теорию социальной динамики, известную нам как учение об общественно-экономических формациях.
Элементы такого рода добросовестного обращения с категориальным аппаратом философии находим и в современной, неклассической социологии. Например, Никлас Луман в своих попытках построить теорию общества как всеобъемлющей социальной системы все же был вынужден обращаться к диалектике формы. По его словам, современная социологическая теория оставляет впечатление раздвоенности: "она использует концепции, еще не разорвавшие связь с традицией, но уже делает возможными вопросы, которые могли бы взорвать рамки последней". Основной недостаток классической социологии, по его мнению, связан с "региональным" характером ее понятий, нацеленных на осмысление различных аспектов функционирования национального государства, но не применимых в ходе анализа "институтов мирового охвата", возникающих в эпоху глобализации. Нужно заметить, что осознанное манипулирование философскими универсалиями в процессе социологического теоретизирования позволяет преодолеть указанный недостаток, как это сделал еще в ХIХ веке К.Маркс, отказавшись от европоцентристского мышления.
Так или иначе, методологическая эффективность категории формы не подлежит сомнению: на протяжении последних двух с половиной тысячелетий она постоянно использовалась для анализа организации социального пространства. Не менее устойчивую зависимость социологического мышления от философии демонстрируют те исследователи, которые пытаются описать эмпирически наблюдаемые проявления темпоральности человеческого бытия, то есть имеют дело с социальным временем, с большой историей.

2007 г.
www.ni-journal.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован