Эксклюзив
01 сентября 2011
11528

Александр Волеводз: О выработке общепризнанного определения понятия `терроризм` и `международный терроризма`

Каждый день новостные ленты приносят сообщения об актах терроризма в разных регионах нашей страны и мира: Ингушетия, Грозный, Норвегия, Нигерия. Перечень постоянно пополняется.

Хотя терроризм превратился в острейшую проблему современности и борьба с ним уже стала проблемой всего человечества, до настоящего времени не решен один из основополагающих вопросов этой деятельности - вопрос об определении общепризнанных понятий "терроризм" и "международный терроризм".
Постараемся рассмотреть, какова текущая ситуация в этой вопросе сейчас, что препятствует его решению и некоторые перспективы.

В последние годы на международном уровне сформировано новое видение системы коллективной безопасности, направленной на защиту от шести блоков угроз международному миру и безопасности: войн между государствами; насилия внутри государств, включая гражданские войны, массовых нарушений прав человека и геноцида; нищеты, инфекционных болезней и экологической деградация; ядерного, радиологического, химического и биологического оружия; терроризма; транснациональной организованной преступности (1).

На глобальном уровне в рамках Организации Объединенных Наций попытки выработки общепризнанного определения понятий "терроризм" и "международный терроризм" предпринимаются начиная с Резолюции Генассамблеи ООН N 49/60 "Меры по ликвидации международного терроризма", принятой в 1994 г. (2)

В ней определено, что "преступные акты, направленные или рассчитанные на создание обстановки террора среди широкой общественности, группы лиц или отдельных лиц в политических целях, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы, какими бы ни были соображения политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или другого характера, которые могут приводиться в их оправдание". Данное определение в последующем неоднократно использовалось и в других документах ООН, посвященных противодействию терроризму.

В декабре 2004 г. Группой высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, учрежденной Генеральным секретарем ООН, мировому сообществу был представлен Доклад "Более безопасный мир: наша общая ответственность" (3)

В нем содержался пакет предложений по обеспечению коллективной безопасности в XXI веке, а также прямо указано, что одним из препятствий, с которыми сталкивается международное сообщество в борьбе с терроризмом, является неспособность государств прийти к общему согласию относительно определения терроризма.

Провозглашая намерение государств мира принять незамедлительные меры по предотвращению терроризма и борьбе с ним во всех его формах и проявлениях, Глобальная контртеррористическая стратегия ООН на первое место ставит перед государствами задачу присоединения без промедления в качестве сторон к существующим международным конвенциям и протоколам против терроризма и их осуществления, предлагает приложить все усилия для согласования и заключения всеобъемлющей конвенции о международном терроризме (4).

Хотя отсутствие общепризнанного определения понятий "терроризм" и "международный терроризм" в целом не препятствует поступательному развитию международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, ввиду большого разнообразия уже имеющихся определений актуальной задачей мирового сообщества является выработка его общего определения. Оно должно содержать наиболее общие признаки, закрепленные в уже принятых антитеррористических конвенциях и протоколах, в том числе уточнение формулировок целей, характерных для актов терроризма. Разработанное определение необходимо закрепить во всеобъемлющей конвенции, которая должна, по возможности, восполнить все пробелы в международно-правовом регулировании различных аспектов международного сотрудничества в борьбе с терроризмом.

Именно такой подход лег в основу Резолюции ГА ООН 51/210 от 17.12.1996 г. (5), в соответствии с которой был сформирован Специальный комитет для разработки на первом этапе проектов международных конвенций о борьбе с бомбовым терроризмом и с актами ядерного терроризма. С 2000 г. он приступил к разработке и обсуждению проекта всеобъемлющей конвенции о международном терроризме.

Делегации государств, принимающие участие в работе сессий Специального комитета, учрежденного Резолюцией 51/210, после длительного обсуждения пришли к выводу о том, что конвенция должна быть посвящена вопросам, которые не охвачены в существующих документах и заполнила бы все лакуны, оставшиеся после заключения "тематических" конвенций. Эта позиция прямо повлияла на выработку понятийного аппарата конвенции. Так, ст. 2 Проекта всеобъемлющей конвенции о международном терроризме (6) гласит:
"1. Любое лицо совершает преступление по смыслу настоящей Конвенции, если оно, используя любые средства, незаконно и умышленно причиняет:
a) смерть или тяжкое телесное повреждение любому лицу; или
b) серьезный ущерб государственной или частной собственности, в том числе месту общественного использования, государственному или правительственному объекту, системе общественного транспорта, объекту инфраструктуры или окружающей среде; или
c) ущерб собственности, местам, объектам или системам, упомянутым в пункте 1(b) настоящей статьи, который влечет или может повлечь крупные экономические убытки,
когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения.
2. Любое лицо также совершает преступление, если такое лицо правдоподобно и серьезно угрожает совершить какое-либо из преступлений, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
3. Любое лицо также совершает преступление, если оно пытается совершить какое-либо из преступлений, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
4. Любое лицо также совершает преступление, если оно:
a) участвует в качестве сообщника в каком-либо из преступлений, указанных в пунктах 1, 2 или 3 настоящей статьи;
b) организует других лиц или руководит ими с целью совершения какого-либо из преступлений, указанных в пунктах 1, 2 или 3 настоящей статьи; или
c) способствует совершению одного или более преступлений, указанных в пунктах 1, 2 или 3 настоящей статьи, группой лиц, действующих с общей целью. Такое содействие должно оказываться умышленно и либо:
i) в целях поддержки преступной деятельности или преступной цели группы, когда такая деятельность или цель влечет за собой совершение какого-либо из преступлений, указанных в пункте 1 настоящей статьи; или
ii) с осознанием умысла группы совершить какое-либо из преступлений, указанных в пункте 1 настоящей статьи".

В проекте подчеркивается, что борьба против терроризма должна вестись в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, а также применимыми нормами о защите прав человека, беженцев и гуманитарного права. Особо отмечено, что борьбу с терроризмом нельзя использовать в качестве предлога для нарушения запрета на применение или угрозу применения силы, равно как и для вмешательства в дела суверенных государств или нарушения прав человека. Кроме того, высказывались предостережения в отношении использования двойных стандартов в борьбе с терроризмом. Постоянно подчеркивается важность проведения различия между актами терроризма и справедливой борьбой народов в осуществление их права на самоопределение. Меры по борьбе с ним должны приниматься при соблюдении законности, установленной нормами внутригосударственного права.

Особенности внутригосударственного законодательства о терроризме
Последнее обстоятельство во многом предопределяет сложности с преодолением различий подходов государств, столкнувшихся с реальной опасностью терроризма в своих странах, к выработке определений терроризма в национальном законодательстве, в первую очередь при разработке специальных правовых норм, направленных на ужесточение контроля над терроризмом и подавление его проявлений уголовно-правовыми средствами. Большинство стран мира оказались неподготовленными к жестокому всплеску террористического насилия на своей территории, причем не только морально, но и институционально и, прежде всего, законодательно. Лишь действительно шокирующие общество своей бесчеловечностью акты терроризма вынудили либеральные правительства, находившиеся после Второй мировой войны под гипертрофированным страхом принятия любых недемократических мер, на принятие уже назревших кардинальных решений.

В этой связи напомним, что первым специальным актом в этой области стал Указ Временного государственного совета Израиля о пресечении терроризма, принятый еще в 1948 г. (Prevention of Terrorism Ordinance N 33 of 5708-1948). Но большинство стран мира, ставших объектом террористических актов, приступили к разработке внутригосударственного законодательства об ответственности за терроризм лишь в 1980-х - 1990-х годах. И сразу столкнулись с трудностью закрепления в нем понятия "терроризм" и определения диспозиций статей о соответствующих составах преступлений. Основная проблема заключалась в общем концептуальном подходе к решению вопроса о том, следует ли закреплять в законах исчерпывающее определение понятия "терроризм". Правовые системы различных стран мира дают различный ответ на него.

В результате оказалось, что законодатели большой группы стран пришли к выводу о том, что формулирование понятия специфического преступления может стать в конечном итоге бесполезным, ибо существующий арсенал уголовно-правовых мер не позволяет подавить достаточно строго все действия, способные вылиться в террористические акты. Например, во Франции была предпринята попытка дать единое определение терроризма в УК 1986, однако ввиду сложности проблемы было решено применять к уже существующим видам преступлений более строгие меры наказания, если эти действия были совершены в террористических целях. В итоге, терроризм по УК Франции получил сложную, запутанную отсылочную форму, закрепленную не только в его ст. 421-1, но и в других законах страны, в соответствии с совокупностью которых
"террористические акты образуют следующие действия, если они намеренно связываются с какой-либо индивидуальной или коллективной операцией, имеющей целью существенно нарушить общественный порядок путем устрашения или террора:
- умышленные посягательства на жизнь, умышленные посягательства на личную неприкосновенность, похищение и незаконное лишение свободы, так же, как угон воздушного судна, корабля или любого другого транспортного средства;
- кражи, вымогательства, уничтожения, повреждения и порча, так же, как преступные деяния в области информатики;
- преступные деяния по делам о боевых группах и расформированных движениях;
- изготовление или хранение смертоносных или взрывных механизмов и орудий;
- производство, продажа, ввоз или вывоз взрывчатых веществ;
- приобретение, хранение, перевозка или незаконное ношение взрывчатых веществ или орудий, изготовленных с применением названных веществ;
- хранение, ношение и перевозка оружия и боеприпасов первой и четвертой категорий;
- преступные деяния, определенные в статьях L 2341-1 и L 2341-4 Кодекса обороны;
- акты, которые намеренно связываются с какой-либо индивидуальной или коллективной операцией, имеющей целью существенно нарушить общественный порядок путем устрашения или террора:
- загрязнение атмосферы, почвы, недр, пищи или пищевых ингредиентов и вод, включая территориальные морские воды, веществами, способными поставить в опасность здоровье человека или животных или природную среду;
- участие в какой-либо группе или каком-либо сговоре, имеющих целью приготовление, характеризующееся одним или несколькими объективными действиями, к какому-либо из актов терроризма, указанных в предыдущих статьях;
- финансирование террористической деятельности путем предоставления, сбора или распоряжения средствами, активами или каким-либо иным имуществом, или путем предоставления консультаций по этим вопросам с намерением, чтобы такие средства, активы или имущество использовались или при осознании того, что они будут использованы полностью или частично, для совершения террористических актов независимо от того, был ли или не был совершен такой акт;
- неспособность обосновать происхождение средств, необходимых для ведения своего образа жизни, поддерживая при этом регулярные отношения с одним или несколькими лицами, вовлеченными в совершение одного или нескольких террористических актов".
Столь же многочисленными отсылками, как и во Франции, отличаются "антитеррористические" статьи УК и отраслевого законодательства ФРГ, Индии, Италии, Испании, Республики Корея и многих других стран.
В некоторых других странах предприняты более или менее успешные попытки в рамках сложно структурированных законов обеспечить эффективную криминализацию не только отдельных актов терроризма, но и различных направлений террористической деятельности в целом, в том числе и деятельности таких сложных образований, как террористические организации. В этой связи большой интерес представляет Закон о терроризме, принятый в Великобритании (The Terrorism Act, 2000). В нем дается как единое определение терроризма для целей уголовного преследования, так и список преступлений, в отношении которых применяются специальные меры, если они совершены в террористических целях (в их числе убийство, мятеж, похищение человека или незаконное лишение свободы, угрозы убийством, преступления с использованием взрывчатых веществ).

Одновременно закон содержит ряд специальных составов преступлений террористической направленности, криминализующих любые действия в поддержку террористов и террористических организаций. Среди них действия по непосредственной подготовке террористов и террористических актов (ст. 54) и по руководству террористической организацией (ст. 55); владение предметами для целей, связанных с совершением, подготовкой или подстрекательством к актам терроризма (ст. 57); сбор или запись информации, полезной лицу, совершающему или готовящемуся к акту терроризма, или владение документами или записями, содержащими сведения такого рода (ст. 58), и подстрекательство к терроризму за рубежом (ст. 59). Отдельный блок в законе составляют нормы о преступлениях, относящихся к финансовым аспектам террористической деятельности (ст. 15 - 18): активная или пассивная причастность к финансированию террористов; использование денег или другой собственности или владение ими для целей терроризма; заключение сделки по привлечению ресурсов для целей терроризма и отмывание денег в интересах террористов.

Аналогичная детальная проработанность законодательства о противодействии терроризму характерна для стран, относящихся, преимущественно, к англо-американской правовой семье (к системе т.н. общего права): США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и некоторым другим, хотя и в нем широко используется отсылочный характер правового регулирования.

Несмотря на отмеченные различия, современный законодатель исходит из того, что терроризм представляет собой сложное явление, а поэтому уголовно-правовая борьба с ним должна носить комплексный характер. Новейшие уголовные законодательства предусматривают целую систему норм, направленных на пресечение террористической деятельности. И прежде всего речь идет о системе составов т.н. преступлений террористического характера, при формулировании которых определяется не столько терроризм, сколько конкретные составы уголовно наказуемых деяний, которые иногда имеют одноименное обозначение.

При этом уголовное законодательство государств обычно не содержит понятий "террористическое преступление" или "преступление террористического характера" - подобными категориями оперирует правовая доктрина. Тем не менее, в последние годы в уголовных кодексах или специальных актах антитеррористического законодательства законодатель все чаще очерчивают круг деяний, которые входят в общую схему криминализации террористической деятельности. Так, Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (7) в ст. 3 определяет следующие основные понятия:
- терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;
- террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;
- террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

А в примечании к ст. 205.1 УК РФ, устанавливающей ответственность за содействие террористической деятельности, законодатель обозначил перечень преступлений террористического характера, отнеся к ним: террористический акт (ст. 205); содействие террористической деятельности (ст. 205.1); публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2), захват заложников (ст. 206); организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208); угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277); насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278); вооруженный мятеж (279); нападения на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360).

Подобным образом перечни преступлений террористического характера определяются в национальном праве Дании, Норвегии, Финляндии и других государств Европейского союза.

Несмотря на то, что в настоящее время терроризм и связанные с ним деяния получили специальную криминализацию в подавляющем большинстве стран мира, законодательство некоторых из них содержит лишь узкий формальный круг норм, ограниченно определяющий это понятие.

Так, ст. 84 УК Вьетнама установлено, что за терроризм несут ответственность лица, которые намереваются оказывать противодействие народной администрации и посягать на жизнь должностных лиц, государственных служащих или граждан, а также лица, которые совершают террористические действия в отношении иностранцев с целью осложнить международные отношения Социалистической Республики Вьетнам. Столь же узкое понимание преступления терроризма закреплено в законодательстве КНДР, Черногории и ряда других стран, которые относят терроризм к преступлениям против основ конституционного строя.

Некоторые страны при формулировании понятий "терроризм", "акты терроризма", "террористические организации" напрямую увязывают их с политической составляющей этих явлений. Так, в УК Бразилии включена глава "О преступлениях против функционирования демократических институтов и важнейших служб". В ней содержатся положения о преступлении терроризма и наказании за деятельность незаконных вооруженных групп, а также за похищение любых видов транспорта. Виновными в вышеупомянутых преступлениях являются те, кто "совершает следующие акты, мотивированные политической или религиозной рознью и имеющими целью распространить террор, с тем чтобы: вызвать разрушения, совершить ограбление, спровоцировать взрыв бомбы, похитить людей, произвести сожжение или расхищение или совершить посягательство на личность или диверсию, что создает реальную опасность или причиняет вред людям. Противоправное деяние может быть квалифицировано как преступление терроризма, если оно мотивировано политической или религиозной рознью или направлено против законного органа и препятствует свободному осуществлению полномочий Союза или других институтов Федерации".

Кроме того, имеются государства, законодательством которых не предусмотрена ответственность за терроризм. Так, УК Нигера вообще не содержит норм об уголовной ответственности за терроризм и не определяет это понятие, хотя устанавливает ответственность за преступления, которые мировым сообществом отнесены к террористическим: захват заложников; преступления против лиц, пользующихся международной защитой; акты бомбового терроризма; хранения радиоактивных веществ, изготовления или хранения устройства с намерением причинить смерть человеку или нанести ему тяжкие телесные повреждения или с намерением причинить значительный ущерб имуществу или окружающей среде; финансирование терроризма.

Такой разноплановый подход к определению понятия "терроризм" на внутригосударственном уровне при взаимодействии национальных правовых систем с международным правом во многом и обусловливает непрекращающуюся дискуссию о необходимости или отсутствии таковой применительно к выработке общепризнанного международно-правового определения понятий терроризм и международный терроризм.
Некоторые государства, являясь субъектами международных отношений и международного права, уже предприняли попытки сформулировать последнее во внутригосударственном праве. Например, в УК Черногории имеется ст. 447 "Преступное деяние - Международный терроризм" следующего содержания:
"1) Лицо, которое, руководствуясь намерением причинить вред иностранному государству или организации, совершает похищение человека или иной акт насилия, устраивает взрыв или пожар или совершает иные в целом опасные действия либо угрожает применением ядерных, химических, бактериологических или иных опасных средств, наказывается тюремным заключением на срок от трех до 15 лет.
2) Если преступление, упомянутое в пункте 1 настоящей статьи, приводит к смерти одного или нескольких человек, исполнитель преступления наказывается тюремным заключением на срок от пяти до 15 лет.
3) Если при совершении преступления, упомянутого в пункте 1 настоящей статьи, исполнитель совершает умышленное убийство, исполнитель преступления подлежит тюремному заключению на минимальный срок в 10 лет либо тюремному заключению на срок в 30 лет".

Однако такая практика законотворчества пока представляет собой исключение из общей тенденции, которая заключается в попытках сформулировать эти понятия в международно-правовых документах.

Некоторые аспекты международно-правовых документов о терроризме
На региональном уровне определение терроризма нашло свое закрепление в ряде международных договоров.

Согласно Договору о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом (Минск, 04.06.1999 г.) (8), терроризм - противоправное уголовно наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения, проявляющееся в виде: насилия или угрозы его применения в отношении физических или юридических лиц; уничтожения (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающей опасность гибели людей; причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенного для прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой; иных деяний, подпадающих под понятие террористических в соответствии с национальным законодательством Сторон, а также иными общепризнанными международно-правовыми актами, направленными на борьбу с терроризмом.

Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15.06. 2001 г.) (9) под терроризмом понимает деяния, признаваемые преступлением в одном из договоров, перечисленных в Приложении к ней (антитеррористических конвенций, заключенных под эгидой ООН), и как оно определено в этом договоре; а также любое другое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.

Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Варшава, 16.05.2005 г. (10) не содержит детализации понятия терроризм, а определяет "террористическое преступление" как любое из преступлений, предусмотренных договорами, перечисленными в приложении к этой Конвенции, в которое включены универсальные международные договоры антитеррористической направленности. Кроме того, согласно Конвенции преступлениями признаются публичное подстрекательство к совершению террористического преступления, вербовка и подготовка террористов, другие деяния, рассматриваемые как сопутствующие (соучастие, организация и наставление других лиц, содействие).

В соответствии с Конвенцией Организации Исламская конференция о борьбе с международным терроризмом (Уагадугу, 01.07.1999 г.) (11) "терроризм" означает любой акт насилия или угрозу такого акта, независимо от его побудительных причин или намерений, который совершается ради осуществления единоличного или коллективного преступного плана с целью запугивания людей или угрозы нанесения им вреда, либо создания опасности для их жизни, чести, свободы, безопасности или прав, либо создания угрозы для окружающей среды или для любого объекта или любой государственной или частной собственности, либо завладения ими или их захвата, либо создания угрозы для отдельного вида национальных ресурсов или для международных объектов, либо создания угрозы для стабильности, территориальной целостности, политического единства или суверенитета независимых государств. Одновременно Конвенция определяет понятие "террористическое преступление", означающее любое преступление, которое было совершено, начато или в котором приняли участие ради достижения террористической цели в каком либо из Договаривающихся Государств либо против его граждан, имущества или интересов или иностранных объектов и граждан, находящихся на его территории, и которое влечет за собой наказание согласно его внутреннему законодательству. К террористическим преступлениям Конвенция относит также преступления, предусмотренные в "антитеррористических" конвенциях ООН, за исключением тех, которые исключаются на основе законодательства Договаривающихся Государств или государств, не ратифицировавших их.

В этих, а также в аналогичных международных договорах регионального характера, заключенных в рамках Организации Американских государств, Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии, определение понятия "международный терроризм" не выработано.

Система международного сотрудничества в борьбе с терроризмом
Ввиду большого разнообразия определений терроризма в нормах внутригосударственного и международного права, на проблему их соотношения и необходимости выработки единого общепризнанного определения терроризма сформировалось две точки зрения (преимущественно в научной литературе).
В соответствии с первой - наличие строгого определения терроризма для эффективной международной борьбы с ним не является обязательным, поскольку именно суверенные государства самостоятельно определяют преступность и наказуемость таких преступлений на своей территории.

Сторонники второй точки зрения полагают, что юридически строгое определение терроризма обязательно необходимо в качестве основополагающего условия успешной борьбы с ним.

При столь полярном подходе, смеем предположить, что истина находится где-то между этими точками зрения.

Несмотря на отсутствие общепризнанного определения понятий "терроризм" и "международный терроризм", ныне сформирована и постоянно эволюционирует система международного сотрудничества в борьбе с терроризмом - урегулированная нормами международного и внутригосударственного права совместная деятельность субъектов международных отношений и внутригосударственных правоотношений по обеспечению правовой защиты личности, общества, государства и мирового сообщества от террористических преступлений.

Международно-правовую основу этой системы составляет широкий круг международно-правовых документов, в числе которых 30 т.н. "антитеррористических" конвенций, договоров и протоколов - 16 универсальных (13 документов и 3 поправки к ним) и 14 региональных:
- Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, подписанная в Токио 14.09.1963 г.;
- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, подписанная в Гааге 16.12.1970 г.;
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписанная в Монреале 23.09.1971 г.;
- Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписанный в Монреале 24.02.1988 г.;
- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, принятая ГА ООН 14.12.1973 г.;
- Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принятая ГА ООН 17.12.1979 г.;
- Конвенция о физической защите ядерного материала, подписанная в Вене 03.03.1980 г.;
- Поправка к Конвенции о физической защите ядерного материала, принятая в Вене 08.07.2005 г.;
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, подписанная в Риме 10.03.1988 г.;
- Протокол к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, подписанный в Лондоне 14.10.2005 г.;
- Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, подписанный в Риме 10.03.1988 г.;
- Протокол к Протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, подписанный в Лондоне 14.10.2005 г.;
- Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения, подписанная в Монреале 01.03.1991 г.;
- Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, принятая ГА ООН 15.12.1997 г.;
- Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, принятая ГА ООН 09.12.1999 г.;
- Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма, принятая ГА ООН 13.04.2005 г.;
- Арабская конвенция о борьбе с терроризмом, подписанная в Каире 22.04.1998 г.;
- Конвенция Организации Исламская конференция о борьбе с международным терроризмом, принятая в Уагадугу 01.07.1999 г.;
- Европейская конвенция о пресечении терроризма, принятая в Страсбурге 27.01.1977 г.;
- Протокол о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма, принятый в Страсбурге 15.05.2003 г.;
- Конвенция ОАГ о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, принимающих форму преступлений против лиц и связанного с этим вымогательства, когда эти акты носят международный характер, принятая в Вашингтоне 02.02.1971 г.;
- Конвенция ОАЕ о предупреждении терроризма и борьбе с ним, принятая в Алжире 14.07.1999 г.;
- Протокол к Конвенции ОАЕ о предупреждении терроризма и борьбе с ним, принятый в Аддис-Абебе 08.07.2004 г.;
- Региональная конвенция Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК) о пресечении терроризма, подписанная в Катманду 04.11.1987 г.;
- Дополнительный протокол к Региональной конвенции СААРК о пресечении терроризма, принятый в Исламабаде 06.01.2004 г.;
- Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, принятая в Шанхае 15.06.2001 г.;
- Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом, подписанный в Минске 04.06.1999 г.;
- Межамериканская конвенция о борьбе с терроризмом, принятая в Бриджтауне 03.06.2002 г.;
- Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, принятая в Варшаве 16.05.2005 г.;
- Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма, принятая в Варшаве 16.05.2005 г.
Одним из ключевых аспектов контртеррористических усилий международного сообщества является постепенное создание общей международно-правовой базы, в соответствии с которой лица, совершающие террористические преступления, должны подвергаться судебному преследованию в рамках уголовного законодательства, так как это является самым подходящим и наиболее справедливым механизмом отправления правосудия. Ядром такой правовой базы является совокупность перечисленных конвенций и протоколов по вопросам предупреждения и пресечения терроризма. Наряду с ними в эту правовую базу входит ряд резолюций Совета Безопасности; самая известная из них - Резолюция 1373(2001), принятая сразу после событий 11 сентября 2001 года и налагающая на государства-члены ООН ряд юридических обязательств, а также призывающая их как можно скорее стать участниками вышеупомянутых конвенций и протоколов.

В соответствии с международно-правовыми документами, международное сотрудничество в борьбе с терроризмом осуществляется на глобальном (универсальном), региональном, субрегиональном и двустороннем уровнях. Это уровни не являются взаимоисключающими, а дополняют друг друга, а в их основе лежат единые принципы, основными из которых являются:
- принцип законности или верховенства права;
- принцип безоговорочного осуждения как преступных и не имеющих оправдания актов, методов и практики терроризма, где бы и кем бы они не осуществлялись;
- принцип недопустимости оправдания актов терроризма независимо от того, какими бы соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или любого другого характера ни руководствовались лица, их совершающие;
- принцип бескомпромиссной борьбы с терроризмом во всех его формах и проявлениях;
- принцип укрепления международного сотрудничества по предотвращению, пресечению и ликвидации всех форм терроризма;
- принцип всесторонности оказания правовой помощи для обеспечения задержания и судебного преследования или выдачи лиц, совершивших террористические акты и оказывающих им содействие, согласно положениям международных договоров, внутригосударственного законодательства и на основе взаимности;
- принцип непредставления убежища лицам, занимающимся террористической деятельностью или оказывающим им содействие;
- принцип недопустимости участия государств в организации, подстрекательстве, оказании помощи или участии в террористических актах в другом государстве или содействия организационной деятельности в пределах своей территории, направленной на совершение таких актов;
- принцип всестороннего воспрепятствования финансированию терроризма и лишения терроризма финансовой основы.

Несмотря на множественность источников правового регулирования, международное сотрудничество в борьбе с терроризмом осуществляется в рамках определенных организационно-правовых форм, предусмотренных международно-правовыми документами. Основными из них являются:
1) принятие согласованных мер по установлению на международно-правовом уровне преступности и наказуемости определенных общественно-опасных деяний террористического характера (договорная криминализация терроризма);
2) разработка и заключение международных договоров, принятие других международно-правовых документов в качестве правовой основы деятельности международных организаций и их органов в сфере борьбы с терроризмом, а также регламентирующих порядок осуществления ими полномочий, процессуальный порядок сотрудничества государств в борьбе с терроризмом;
3) учреждение и формирование на договорной и иной международно-правовой основе международных организаций и их органов, осуществляющих свою деятельность в сфере борьбы с терроризмом;
4) межгосударственное взаимодействие правоохранительных органов в пресечении готовящихся или совершенных преступлений террористического характера, в том числе и путем проведения в необходимых случаях ОРД ("специальных расследований" по терминологии международных договоров);
5) оказание правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства по делам о преступлениях террористического характера в формах выдачи, взаимной правовой помощи по уголовным делам, осуществления уголовного преследования по запросам иностранных государств или передачи юрисдикции, исполнения приговоров и решений иностранных судов по делам о преступлениях террористического характера;
6) сотрудничество при исполнении уголовных наказаний, назначенных лицам, осужденным за терроризм, приговоров иностранных судов по таким делам, а также при передаче лиц для отбывания наказания в государство гражданства, в реализации предусмотренных международными договорами мер постпенитенциарного воздействия;
7) оказание международной материальной, профессионально-технической, экспертной, информационной и иной помощи в борьбе с терроризмом;
8) выработка стандартов уголовного правосудия и предупреждения преступности террористического характера, координация деятельности по борьбе с терроризмом на международном уровне.

По мере роста террористической активности в мире, расширения форм и методов террористической деятельности, ее интернационализации, все большее значение приобретает детальная правовая регламентация объединения усилий государств в борьбе с терроризмом. Особенно в сфере сотрудничества осуществляемого в процессуальных формах расследования таких преступлений, задержания и привлечения к уголовной ответственности террористов и их пособников, при уголовном судопроизводстве по делам в отношении лиц, обвиняемых в терроризме. Однако, на определенном этапе, который хронологически может быть определен серединой 1990-х годов, в этой сфере стали отмечаться серьезные затруднения.

В основе проблем лежит невозможность в ряде случаев обеспечить реализацию по делам о терроризме базовых принципов международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, закрепленных в международных договорах, а именно принципа двойной уголовной ответственности (двойной криминальности) и принципа недопустимости выдачи по запросам иностранных государств лиц, совершивших политические или связанные с ними преступления.

Принцип двойной криминальности состоит в том, что правоохранительные органы и суды государств оказывают взаимную правовую помощь по уголовным делам и выдают преступников только в тех случаях, когда деяние, являющееся предметом запроса (ходатайства) о помощи или о выдаче, наказуемо в уголовном порядке как в запрашивающем, так и в запрашиваемом государстве. При этом правоохранительные органы и суды значительного числа государств мира, решая вопрос об оказании взаимной правовой помощи или выдаче, детально рассматривают содержащиеся в запросах иностранных государств сведения о деянии, в связи с которым она запрашивается, проверяют, соответствует ли оно, как преступление, нормам национального законодательства собственного государства. При обнаружении несоответствий, как правило, в оказании правовой помощи или выдаче - отказывается. Понятно, что отсутствие общих подходов к определению составов конкретных преступлений террористического характера, и закрепление в законодательстве взаимодействующих стран терминологически различных понятий о них - основание для не признания двойной криминальности и, соответственно, для отказов в правовой помощи и выдаче.

Второй из названных принципов предусматривает, что государства вправе отказать в выдаче преступника, если из поступившего запроса усматривается, что он преследуется за совершение политического преступления или по политическим мотивам. Из приведенных выше примеров внутригосударственного правового регулирования ответственности за терроризм прямо усматривается, что многие страны при определенных обстоятельствах могут рассматривать террористические преступления если не как политические, то, по крайней мере, как совершенные по политическим мотивам. Особенно характерно это для стран исламской системы права, о чем свидетельствуют как заключенные такими государствами многосторонние договоры регионального характера, так и внутригосударственное законодательство.
Например, в ст. 1 Декрета-закона Королевства Бахрейн N 4/2001 указано:
"a) без ущерба для определения терроризма, содержащегося в Конвенции Организации Исламская конференция о борьбе с терроризмом или соответствующих законах, террористический акт квалифицируется как любой акт насилия или угроза применения насилия, независимо от его мотивов и намерений, который совершается ради осуществления единоличного или коллективного преступного плана в целях устрашения и запугивания людей, либо создания опасности для их жизни и имущества, либо причинения ущерба окружающей среде или государственной и частной собственности, либо завладения ими и их захвата, либо создания угрозы для национальных ресурсов или международных объектов, либо создания угрозы для национальной стабильности и безопасности, политического единства или суверенитета независимых государств;
b) согласно принципам международного права, борьба народов, включая вооруженную борьбу, против иностранной оккупации, агрессии, колониализма и господства, направленная на освобождение или самоопределение, не рассматривается как террористическое преступление".

В силу нерешенности отмеченных проблем, следует констатировать серьезную дефектность единого механизма международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. И во многом в силу того, что пока можно говорить лишь об условном, собирательном определении международного терроризма, содержащем признаки ряда преступлений, которые мировое сообщество относит к таковым посредством международных договоров.

По содержанию и основным формам проявления терроризм и международный терроризм являются сложнейшими социально-политическими явлением, причем их общественная опасность на протяжении последних десятилетий неуклонно возрастает. Отражением сложности этих явлений стало большое количество определений и их противоречивость. Причем как в научных работах, так и в документах принятых на внутригосударственном и международном уровнях.

Именно в силу этого, уже на протяжении, по крайней мере, полутора десятилетий одним из ключевых вопросов в борьбе с международным терроризмом является выработка его общего определения, закрепление его международно-правового состава в универсальном международном договоре.

Ныне решение этой задачи представляется еще более актуальным, чем даже несколько лет назад, поскольку без этого невозможно обеспечить надлежащую эффективность уголовно-процессуальных механизмов и уголовного правосудия как центрального звена системы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом.

Об отнесении терроризма к международным преступлениям
Противоречия между странами при выработке определений "терроризм" и "международный терроризм" во многом обусловлены тем, что как существующие международные договоры, так и Проект всеобъемлющей конвенции о международном терроризме, именно на государства возлагают обязанность по криминализации таких преступлений во внутригосударственном праве, что вряд ли возможно без учета правовых традиций их правовых систем. Иными словами, ныне терроризм, в т.ч. международный рассматривается как преступление международного характера.
Между тем, все чаще терроризм приобретает столь широкий масштаб, что привлечение в ответственности виновных лиц силами лишь отдельных государств вряд ли можно считать адекватным ответом террористам. На повестку дня встает вопрос о признании терроризма международным преступлением и о привлечении к ответственных виновных лиц под эгидой международного сообщества в целом. Этому могло бы служить в перспективе наделение юрисдикцией в отношении преступлений терроризма Международного уголовного суда.

Как представляется, решение вопроса об этом зависит преимущественно от политической воли членов международного сообщества, о чем свидетельствует следующее.

Хотя ныне терроризм не относится к международным преступлениям, тем не менее, международным сообществом создан международный судебный орган, к юрисдикции которого отнесен терроризм. Речь идет о Специальном трибунале по Ливану (далее - СТЛ), в Уставе которого (ст. ст. 1 - 2) (12) определено, что:
- СТЛ обладает юрисдикцией над лицами, виновными в совершении нападения 14.02.05, в результате которого погиб бывший премьер-министр Ливана Рафик Харири, а также погибли или были ранены другие лица;
- если СТЛ определит, что другие нападения, имевшие место в Ливане в период с 01.10.2004 г. по 12.12.2005 г. или в любой последующий период, установленный сторонами с согласия Совета Безопасности ООН, взаимосвязаны в соответствии с принципами уголовного правосудия и по своему характеру и степени тяжести аналогичны нападению 14.02.2005 г., СТЛ также будет обладать юрисдикцией и над лицами, ответственными за такие нападения;
- предметная юрисдикция СТЛ определяется (1) положениями УК Ливана, касающихся преследования и наказания за акты терроризма, преступления и правонарушения против жизни и личной неприкосновенности, незаконные объединения и недонесение о преступлениях и правонарушениях, включая нормы, касающиеся материальных элементов преступления, участия в преступлении и сговора; и (2) ст. ст. 6 и 7 Закона Ливана от 11.01.1958 г. "Об усилении наказаний за ведение подрывной деятельности, гражданскую войну и межконфессиональную вражду".

Такое определение предметной юрисдикции СТЛ является первым частным опытом отнесения терроризма, давно признанного преступлением по международному праву, к подсудности международного судебного органа. Вопрос об этом ставился и ранее: как в достаточно отдаленном от сегодняшнего дня прошлом (в Конвенции о создании Международного уголовного суда, открытой для подписания Лигой Наций 30.11. 1937 г.), так и в недавнее время (при разработке Римского статута Международного уголовного суда). К сожалению, безуспешно.

Вероятно, что именно постепенное отнесение к юрисдикции отдельных международных судебных органов преступления терроризма и накопление на этой основе опыта международного уголовного преследования лиц, виновных в его совершении, могло бы способствовать последующему признанию терроризма международным преступлением, распространению на него юрисдикции международных уголовных судов, а также стать еще одним основанием для ускорения выработки общепризнанного понятия "терроризм" и "международный терроризм".

_________________________________________________________________________________
1. Документ ООН A/59/565, 2 December 2004.
2. Документ ООН A/RES/49/60, 17 февраля 1995 г.
3. Документ ООН A/59/565, 2 December 2004.
4. Документ ООН A/RES/60/288, 20 September 2006.
5. Документ ООН A/RES/51/210, 17 января 1997 г.
6. Доклад Специального комитета, учрежденного резолюцией 51/210 Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1996 года. Шестая сессия (28 января - 1 февраля 2002 года). Документ ООН A/57/37, 2002 год.
7. Собрание законодательства Российской Федерации, 13 марта 2006 г. - N 11. -Ст. 1146.
8. Собрание законодательства РФ. - 29 мая 2006 г. - N 22. - Ст. 2291.
9. Собрание законодательства РФ. - 13 октября 2003 г. - N 41. - Ст. 3947.
10.Собрание законодательства РФ. - 18 мая 2009 г. - N 20 - Ст. 2393.
11. Документ ООН A/54/637-S/1999/1204, 11 October 2000.
12. Документ ООН S/RES/1757 (2007), 30 May 2007.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован