24 сентября 2008
2876

Александр Воскобойников: `Мы работаем на правосудие`

Управлению Судебного департамента в Республике Хакасия - 10 лет. О том, с чего начиналась его история, и чего удалось добиться за прошедшие годы - в беседе с начальником Управления Александром Николаевичем Воскобойниковым.

- Александр Николаевич, 10 лет - большой срок для государственного органа? Возвращаясь мысленно назад, в те месяцы, когда Управление Судебного департамента только начинало свою работу, о чём Вам хотелось бы в первую очередь вспомнить?

- Эти годы, честно говоря, для меня пролетели как один день. Но если сравнивать начальный период и настоящее время - это как небо и земля. В 1998 году, когда образовывалось Управление, мы взяли на себя всю работу по материально-техническому и организационно-правовому обеспечению судов, а суды пребывали в плачевном состоянии.
Начну с того, что штат судей городских и районных судов был всего 56 человек. Сегодня в республике 98 федеральных судей, 35 мировых, 4 военных судьи - то есть штат увеличился более чем в два раза. В самом Управлении также изначально работали 16 человек, а сейчас - уже 24, да еще 14 администраторов, которые есть в каждом районном, городском и военном суде.
Что касается материально-технической стороны, то мы сразу озадачились улучшением рабочих условий. Сейчас это сложно представить, но когда-то судьи не обеспечивались элементарными средствами - бумагой, конвертами, бензином. Всё это они приобретали сами, за свой счет. Здания судов не ремонтировались годами, мебель была старая. Автомобилей не было вовсе, компьютеров на все суды - три-четыре штуки. Делопроизводство велось в основном вручную. Помню, как, исходя из небольших средств, мы закупили во все суды электрические пишущие машинки - вот это была радость для судей!
Первым крупным приобретением стали машины для каждого суда. Затем мы планомерно стали покупать компьютеры. Кстати, Хакасия была одним из субъектов России, где судьи, а затем и работники аппаратов судов были стопроцентно в течение первых лет обеспечены компьютерной техникой. Компьютеризация была очень важным моментом в обеспечении судебной деятельности. Во-первых, мы отказались от юридической литературы, которая прежде закупалась десятками томов, а к тому моменту, когда суды её получали, законодательство уже менялось. Регулярно обновляемая компьютерная правовая база, конечно, гораздо удобнее. Во-вторых, с появлением в судах современной техники значительно повысилась скорость и качество ведения судебного делопроизводства.
Практически сразу, с 1999 года мы начали выпускать для внутреннего пользования ежеквартальный информационный бюллетень, в котором публиковалась статистика, судебная практика Верховного Суда Хакасии, отрицательные и положительные факторы в работе судей. Каждый судья получает вместе с этим бюллетенем полную информацию о том, какой была работа судов республики в прошедшие месяцы.
Особенно остро стоял вопрос с размещением судов. Здания не соответствовали предъявляемым требованиям. И надо сказать, администрации районов с пониманием относились к нашим проблемам, выделяя для нужд суда помещения. Но нужно было еще и делать ремонты. Финансирование поначалу было довольно слабым, и, получив средства, мы пытались организовать ремонтные работы сразу в нескольких судах, но, по сути, нам удавалось только залатать дыры. А потом совместно с Советом судей было принято решение: определить приоритетные направления и проводить капитальный ремонт в одном-двух судах в год. Чем пытаться "растянуть" средства сразу на несколько зданий, правильнее направить их на один суд, сделать всё качественно и красиво, и здание будет стоять 5-10 лет, не требуя капитального ремонта. Таким образом большинство зданий судов были приведены в порядок.
Но в худшем состоянии находится Абаканский городской суд, самый большой в республике. 34-составный суд размещается фактически в трёх зданиях: уголовное судопроизводство на улице Чертыгашева, гражданское - на Кирова, и на улице Вяткина разместился ювенальный суд. Кстати, Хакасия была третьим субъектом федерации, где открылся ювенальный суд. Спасибо Правительству республики за понимание, поддержку и выделенное помещение. Но в идеале суд не должен быть разделен на три части. Коллектив не работает вместе, поэтому и председателю сложнее им управлять, и самим судьям нет возможности пообщаться. Поэтому уже четыре года назад мы начали возводить пристройку к Дому юстиции. Два года строительство стояло из-за нехватки средств, но в прошлом году мы, к счастью, попали в целевую программу финансирования, и надеемся, что в 2009 году объект будет сдан в эксплуатацию, а еще через два года появится и вторая пристройка. Тогда проблема размещения Абаканского городского суда будет полностью решена, а это очень многое значит.
Сейчас мы уже постепенно возвращаемся к тем судам, которые ремонтировали 8-10 лет назад. С появлением новых современных материалов хочется всё сделать по-другому, например, смонтировать красивые подвесные потолки, провести соответствующее освещение, локальные компьютерные сети. Получается, что строительство и ремонты - это непрерывная и бесконечная работа. Как говорится, нет предела совершенству, и поэтому трудиться нужно постоянно.

- Расскажите о коллективе Управления Судебного департамента.
- Скажу сразу: без усилий всего коллектива работа Управления не была бы столь эффективной. Самая главная гордость для меня, как для руководителя - это люди, которые со мной работают. Когда меня назначили на эту должность 24 сентября 1998 года, я был один. Сфера деятельности была незнакома, и нужно было с кем-то начинать работу.
Понимая объём работы, который предстояло выполнить в плане строительства и управления недвижимостью, я пригласил в Управление Александра Васильевич Бородича - опытного специалиста и высокопрофессионального строителя. Сегодня он Заслуженный строитель Республики Хакасия, Почетный строитель России, награжден медалью "За заслуги перед судебной системой России" второй степени. Эти звания Александр Васильевич получил за годы работы в Управлении. Он сделал очень многое для Управления, и что немаловажно - подобрал отличный коллектив. Мой принцип работы таков: если кто-то из работников не справляется со своими задачами, я спрошу не с него, а с начальника. Поэтому руководители отделов должны ответственно подойти к подбору своих подчиненных - тех, с кем нужно делать общее дело. Под руководством Александра Васильевича работают отличные специалисты: Валерий Иванович Кишенько, Василий Леонидович Гусына, Андрей Викторович Изгагин, Екатерина Юрьевна Борисенко. Эти люди трудятся в Управлении почти с самого начала, составляя костяк коллектива.
Спустя месяц после создания Управления к нам перешла работать почти в полном составе бухгалтерия Министерства юстиции. Елена Ивановна Бурыкина - первый главный бухгалтер, сейчас она на заслуженном отдыхе. С ней пришли Ирина Геннадьевна Брылёва, Тамара Яковлевна Глушакова, Галина Николаевна Городилова. Через два года отдел возглавила Любовь Анатольевна Панченко - замечательный человек, обаятельная женщина, сильный руководитель. На финансово-экономическом отделе лежит огромная нагрузка, но ей удаётся грамотно и четко организовать его работу.
Также из Министерства юстиции в Управление перешла Галина Викторовна Пресняк. В министерстве она была начальником отдела кадров, и именно от неё Управление получило азы кадровой работы. Первым начальником отдела кадров был Михаил Михайлович Королёв (в дальнейшем он проработал судьёй три года, но снова вернулся в Управление на должность начальника организационно-правового обеспечения деятельности судов). С 2003 года отделом кадров руководит Сергей Альфредович Моркель - вдумчивый, спокойный, уравновешенный начальник, профессионал своего дела. Это человек, с которым можно пойти в разведку. С большим уважением к нему относятся и судьи, потому что Сергей Альфредович всегда выслушает, вникнет в проблему и постарается помочь. Валентина Павловна Переверзева, заместитель председателя Абаканского городского суда в отставке, работала несколько лет в отделе кадров, занимаясь социальным обеспечением судей, совсем недавно ушла на заслуженный отдых. Еще одна сотрудница отдела кадров, Татьяна Николаевна Мишустина отвечает за ведение всего делопроизводства и организацию работы приёмной, она как моя правая рука, мой верный и надёжный помощник в делах.
Когда создавался отдел организационно-правового обеспечения деятельности судов, мы ставили перед ним следующие задачи: не только выпуск информационного бюллетеня, но и ведение всей статистики по деятельности федеральных и мировых судей, проверки организации делопроизводства, ведения архивов, жалоб в пределах компетенции Управления, а также жалоб на нарушение сроков рассмотрения дел. Нужны были специалисты, которые знакомы со спецификой судебной, следственной работы. Одной из первых начала работу в отделе Татьяна Константиновна Ермоленко. В своё время пришла в отдел и Нина Сергеевна Кудинова - профессионал, посвятивший всю жизнь работе в прокуратуре. Заместитель начальника отдела - Олег Игоревич Колебаев, судья в отставке.
Мой заместитель Анатолий Алексеевич Музалевский начал работу в Управлении буквально через два-три месяца после его создания. Этот человек просто горит на работе. Поручив ему какое-то задание, я могу не беспокоиться и быть уверенным, что оно будет выполнено в полном объёме и в нужный срок.
Одним из первых работников также была Елена Михайловна Мох. Она вела делопроизводство, затем была начальником организационно-правового отдела, сейчас является помощником судьи Верховного суда Республики Хакасия. Так что Управление можно назвать некоей кузницей кадров. Хочется упомянуть и других ветеранов Управления - это Неля Константиновна Чубарева, которая с первых дней трудилась в финансово-экономическом отделе, а затем заведовала хозяйством, сейчас она на заслуженном отдыхе. Комендант здания Геннадий Николаевич Гнатик работает в Управлении с первых дней.
Остальные работники, которых я не назвал, безусловно, заслуживают только похвалы. Мне повезло, что со мной работают люди, в которых я уверен. Зная профессиональный и человеческий потенциал своих подчинённых, я всегда могу положиться на них. Всем, чего на данный момент достигло Управление Судебного департамента, я обязан моему коллективу и искренне горжусь им.

- Изменились ли отношения с Министерством юстиции после того, как функции по обеспечению судов перешли к Управлению Судебного департамента? Кто поддержал Управление в период его создания и становления?
- Министром юстиции в то время была Лариса Юрьевна Карамчакова, очень умная женщина. Она прекрасно понимала задачи, поставленные перед Управлением. По всей России тогда шли какие-то войны между Минюстом и Управлениями судебного департамента, а мы спокойно разделили обязанности и имущество и сохранили хорошие отношения.
В период создания Управления мощную поддержку мы получали со стороны бывшего председателя Верховного суда Хакасии Николая Федотовича Душкова и Совета судей. Судебный департамент - это вообще детище Совета судей России, соответственно, на местах Управления судебного департамента были созданы Советами судей регионов. Меня пригласил и утвердил на должность начальника Совет судей Республики Хакасия. Его председателем была Людмила Яковлевна Эренженова, она принимала самое активное участие в становлении Управления. Большинство вопросов в этот сложный период мы согласовывали именно с Советом судей и получали от него всевозможную помощь, без которой новому органу было бы сложно начинать свою деятельность.
Хочется вспомнить и председателей судов, с кем мы начинали работать. Большинство из них сейчас ушли в отставку. Это люди старой закалки, которые прекрасно помнили времена, когда зарплата у судьи была сто рублей, а обеспечения - никакого. И они сразу поняли, что Управление образовано для того, чтобы помогать им, и, в свою очередь, сами активно нас поддерживали. Это председатель Черногорского суда в отставке Александр Ефимович Фёдоров, председатель Саяногорского городского суда в отставке, заслуженный юрист Российской Федерации Лидия Федоровна Маштарова, председатель Боградского районного суда в отставке Галина Андреевна Сидорова, председатель Таштыпского районного суда в отставке Мария Николаевна Стрыгина, председатель Усть-Абаканского районного суда в отставке Людмила Яковлевна Безъязыкова.
Невозможно переоценить и вклад в развитие судебной системы Хакасии председателя Верховного суда Республики Хакасия Сергея Викторовича Потапенко, который занимает этот пост последние три года. Как грамотный руководитель, он достаточно жестко выстроил вертикаль: каждый должен заниматься своим делом. За это время кардинально изменились многие показатели судов: если Хакасия была на одном из последних мест в России по срокам и качеству рассмотрения дел, то теперь она в десятке лучших по России. Постоянно проводится учёба, повышение квалификации судей и работников аппаратов судов, что закономерно, когда руководитель - профессор, доктор юридических наук. Появилось единство судебной практики - ведь не секрет, что зачастую по одним и тем же вопросам суды выносили совершенно разные решения, а такого быть не должно. Именно по инициативе и при поддержке Сергея Викторовича Потапенко начал издаваться журнал "Правосудие в Хакасии". Оказалось, наши судьи могут писать грамотные аналитические статьи, делиться своим опытом. А это полезно и нужно всем.

- Какова роль Управления Судебного департамента в становлении мировой юстиции в Республике Хакасия?
- Значение мировой юстиции для России и Хакасии трудно переоценить. Федеральные суды были предельно загружены. Я постоянно езжу по районам и знаю, что судьи начинали работать с 8 утра и сидели на работе до восьми-девяти часов вечера, а потом еще брали работу на дом. Мировая юстиция значительно разгрузила федеральные суды. Когда вышел Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", мы совместно с Верховным судом и Советом Судей Республики Хакасия подготовили проект "Закона о мировых судьях Республики Хакасия".
Затем был создан отдел по обеспечению деятельности мировых судей, который первоначально входил в состав Управления Судебного департамента. Председатель Правительства Хакасии Алексей Иванович Лебедь делегировал мне полномочия по управлению этим отделом. Зная опыт и организаторские способности Олега Дмитриевича Деревского, я пригласил его на должность начальника отдела. Постепенно был сформирован и весь коллектив. На мой взгляд, то, что впоследствии отдел вывели из состава Управления судебного департамента и образовали отдельное Управление по обеспечению деятельности мировых судей, было ошибкой. Это не способствовало единству судебной системы, для пользы дела было бы лучше нам работать вместе. Моё мнение таково, что в области организационного обеспечения должна быть выстроена единая политика. Но я думаю, что со временем мы можем вернуться к схеме финансирования всех органов юстиции из федерального бюджета, и будем работать вместе.
Практически все кадры мировых судей сейчас проходят через Управление Судебного департамента. Дело в том, что субъект федерации финансирует только материально-техническое обеспечение мировых судей и заработную плату работников аппарата мировых судей. А сами мировые судьи, как носители судебной власти, получают заработную плату и все социальные выплаты из федерального бюджета, то есть через Управление Судебного департамента.
С благодарностью хочу отметить, что Правительство Республики Хакасия сегодня идёт навстречу мировой юстиции. И это - безусловная заслуга Алексея Ивановича Лебедя, который проникся пониманием проблем мировых судей, принимает активное участие в их решении и всегда присутствует на мероприятиях, которые организует судейское сообщество. Сейчас действует программа "Развитие мировой юстиции в Республике Хакасия на 2006-2008 годы", благодаря которой появились большие положительные сдвиги: вводятся новые штатные единицы помощников мировых судей, на участках мировых судей делаются ремонты, судьи обеспечиваются оргтехникой. Словом, есть поводы для оптимизма в отношении развития мировой юстиции в Хакасии, поэтому могу только пожелать успехов нашим мировым судьям.

- Александр Николаевич, как вы уже сказали, информатизация судов - это очень важный аспект работы Управления. Что было сделано в этом направлении за десять лет?
- Федеральная Целевая программа "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы" предусматривает выделение больших средств на информатизацию. Сначала этот процесс был несколько хаотичным: компьютеры приобретались, как мы считали, в основном для того, чтобы у судей была возможность использования современной правовой базы и для повышения скорости и качества работы. Затем была разработана программа по развитию Государственной автоматизированной системы (ГАС) "Правосудие". Во всех районных судах появился Интернет, а вместе с ним - возможность быстрого обмена информацией. Все суды России объединены в глобальную сеть, благодаря чему любой судья может ознакомиться с решениями, вынесенными в других районах республики или даже регионах страны.
ГАС "Правосудие" делает более открытой судебную систему, которую всегда обвиняли в "корпоративной замкнутости". Сейчас любой гражданин, имея компьютер и Интернет, может так же войти в эту систему и получить необходимую ему информацию: правила составления исков, заявлений и прочих документов, судебную практику, расписание работы суда и многое другое. Это полезно и студентам, и практикующим юристам, и гражданам, которые интересуются работой судебной системы и юриспруденцией вообще.

- На ваш взгляд, выросло ли доверие населения к правосудию в последние годы?
- Как человеку, который работает в судебной системе, мне сложно об этом говорить. Показатель доверия населения - это количество обращений в суд. И судя по тому, что число рассматриваемых гражданских дел неуклонно растёт с каждым годом, несмотря на введение института мировой юстиции, можно сказать уверенно - люди всё больше доверяют суду. Они не идут разбираться к бандитам, не пишут жалобы в прокуратуру, а обращаются за защитой своих интересов в суд. Значит, граждане верят, что суд может разрешить их проблемы.

- Какие задачи стоят перед Управлением Судебного департамента на ближайшие годы?
- Судебная реформа продолжается. Президент России Дмитрий Медведев заявил о том, что необходимо непрерывно совершенствовать судебную систему. Поэтому я думаю, что появятся какие-то нововведения и в законодательной сфере, возможно, будут созданы новые структуры.
Я считаю, например, что обязательно нужно упростить процедуру делопроизводства в судах, потому что она отнимает массу времени и сил, а сроки рассмотрения дел очень короткие. Сейчас уже вводятся новые технологии: аудиозапись заседаний, конференцсвязь. Судебная система находится на пути постоянных улучшений, и задача Управления Судебного департамента - оказывать в этом максимальную помощь. Мы работаем на суды республики, и наша главная цель - делать всё, чтобы правосудие Хакасии ни в чем не нуждалось и всегда было независимым.



Беседовала Любовь Огородникова,
пресс-секретарь Управления Судебного департамента
в Республике Хакасия
24.09.2008
usd.hak.sudrf.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован