Как правильно управлять миграционными потоками внутри России и эффективно использовать иностранную рабочую силу? Эти темы обсуждали в Москве на пресс-конференции, которую провела общественная организация "Деловая Россия". В студии канала "Вести" - один из участников этой пресс-конференции заместитель министра иностранных дел России Александр Яковенко.
- Александр Владимирович, здравствуйте!
- Добрый день.
- Тема конференции, в которой вы приняли участие, звучит так: "Какая трудовая миграция нужна российскому бизнесу?" Так какая все-таки?
- Я думаю, что трудовая миграция нужна всякая. Более того, российский бизнес, вне всякого сомнения, заинтересован в том, чтобы из стран СНГ, из других стран мира к нам приезжали мигранты. Но, с другой стороны, наш бизнес заинтересован в том, чтобы эти процессы были упорядочены, с тем, чтобы приезжала квалифицированная рабочая сила, приезжали люди здоровые, прежде всего без инфекционных заболеваний, и приезжали те люди, которые знают русский язык. Вот, если хотите, набор тех требований, которые выдвигаются со стороны российского бизнеса, и это активно обсуждалось не только на форуме, но и на сегодняшней пресс-конференции.
- Специалистов каких квалификаций сейчас не хватает?
- Вы знаете, специалисты нужны разные. Все зависит от регионов и от конкретных предприятий. Есть регионы, где требуются строители, есть регионы, где требуются специалисты по определенным направлениям, есть фабрики и заводы, где не хватает даже литейщиков или еще ряда специалистов. То есть спектр самый различный, и здесь требуется взаимодействие наших регионов и российского бизнеса, деловых кругов с тем, чтобы удовлетворять тем потребностям, которые мы не можем сделать за счет того спроса, который имеется в России.
- А что вы можете сказать о квалификации иностранцев, которые приезжают на работу в Россию?
- Вы знаете, мы специально сегодня обсуждали это с Федеральной миграционной службой. В целом, конечно, приезжают в основном неквалифицированные рабочие, то есть, те люди, которые используются на таких самых простых работах. Их сейчас, видимо, большинство. И вот сейчас стоит задача активнее привлекать для приезда в Россию тех людей, которые представляют собой квалифицированную рабочую силу.
- Вот общественная организация "Деловая Россия" планирует создать в Азербайджане адаптационный центр для трудовых мигрантов, которые хотят приехать в Россию. Какую работу они будут выполнять?
- Вы знаете, я считаю, что вот этот пилотный проект очень, на мой взгляд, интересный, потому что на сегодняшний день как выстраивается приезд любого мигранта? Поскольку есть безвизовый режим, покупается билет, человек приезжает сюда, потом становится на учет в Федеральную миграционную службу и дальше ищет работу, находит эту работу или не находит. То есть, он по большому счету находится как бы в собственном полете, если можно так сказать. А вот если открывать такой центр, скажем, в одной из республик, то в данном случае можно уже подбирать конкретных специалистов, они могут быть информированы, где они могут быть востребованы. И конечно, на месте они могут проходить в том числе медицинский осмотр, потому что достаточно большое количество людей, мигрантов, и мы это чувствуем по нашим докладам, которые мы получаем из наших посольств, больные туберкулезом и другими заболеваниями, что, конечно, представляет опасность для нашего общества. Поэтому, вынося как бы на передовую, вынося в конкретную точку, откуда хочет приехать человек, мы тем самым решаем вопрос, связанный с хорошим подбором, скажем так, трудовых ресурсов, которые приезжают в Россию.
- Идея хорошая. А все-таки это будет только в Азербайджане?
- Нет, это пилотный проект. Мы хотим посмотреть, как это можно реализовать, в Азербайджане, тем более что и азербайджанская сторона это предлагает. Очень важно, что такой проект будет осуществляться вместе "Деловой Россией", предприятия, которые ее объединяют, совместно с Федеральной миграционной службой, ну и, разумеется, при поддержке министерства иностранных дел и нашего посольства, которое расположено в Баку, потому что без такой тройственной связи, конечно, наладить этот процесс будет трудно.
- Вот в России начали действовать новые миграционные правила. Какой процент трудовых мигрантов был занят в сфере торговли до принятия этих решений? Из каких отраслей ушли иностранцы?
- Вы знаете, ушли, естественно, от прилавков, потому что запрещено российским законодательством, и те люди, которые не имеют российского гражданства, они не имеют права торговать. Но, с другой стороны, они перешли в крупные торговые центры, они переквалифицировались, если можно так сказать, во владельцев этих центров, часть из них стала переключаться на другие сферы народного хозяйства. Но я должен сказать, что та часть, которая оставалась в торговле, они так или иначе с торговлей связана. Это показывает статистика.
- Но все-таки иностранные специалисты, которые работают в России, отмечают, что въезд на территорию России теперь стал сложнее. Это действительно так? Вот какой набор документов необходим?
- Я думаю, нет. Дело в том, что сейчас в соответствии с новыми правилами просто человек, который въезжает на территорию России для того, чтобы трудиться, он становится социально защищенным. Это значит, что он, его пребывание формализуется. Он платит налоги, он, естественно, имеет право в том числе и на медицинское обслуживание. То есть это человек, который объективно находится в обществе, и более того, на него распространяются все гарантии этого общества. Поэтому я не думаю, что здесь въезд стал каким-то образом сложнее, тем более что, например, из стран СНГ у нас же безвизовый въезд. Поэтому о каких сложностях можно говорить? Человек просто покупает билет и приезжает. Другое дело, что когда он находится здесь уже, в России, на него распространяются определенные требования для того, чтобы он мог работать на совершенно законных основаниях. А для этого требуется получить разрешение на работу, естественно, требуется определенная договоренность с работодателем, потому что в противном случае, если будут нарушения со стороны работодателя этого режима, то именно работодатель будет подвергаться штрафу. Вот, например, по последним данным, которые сегодня озвучивались в ходе конференции, за полгода работодатели были оштрафованы на 2 с половиной миллиарда рублей. Большая сумма. И штрафы очень высокие. Но все это способствует тому, что человек, который приезжает сюда на работу, он становится социально защищенным, и более того, соблюдаются его права человека. И он вправе это требовать.
- Сейчас специалисты очень много говорят о том, что в России (сложная) демографическая ситуация, и в такой демографической ситуации введение квот на число иностранных граждан может привести к дефициту рабочей силы. Вы согласны с этим?
- Я не согласен, потому что, во-первых, квоты не выбираются, это раз. А, во-вторых, квоты делаются с большим запасом. И, в-третьих, в условиях быстро растущей экономики, я думаю, что нам еще больше потребуется рабочих рук, для того, чтобы обеспечивать те, действительно, амбициозные планы, которые ставит наша страна в области экономического развития. Вот опять же по последним данным, у нас зарегистрировано в этом году 3 с половиной миллиона трудящихся мигрантов. Это цифра, с одной стороны, казалось бы, большая (всего в мире, кстати, трудящихся мигрантов, по последним данным ООН, 200 миллионов человек). Но я думаю, что она будет расти, а квоты будут еще выше...
На сегодняшний день, с начала года, по данным Федеральной миграционной службы, (из России) было выдворено 8 тысяч человек. Естественно, для того, чтобы отправить его на родину, необходимо обеспечить транспортом, необходимо обеспечить питанием, содержанием... Все это требует определенных расходов. И дальше возникает вопрос: а кто за это будет платить? Есть один вариант, как сейчас это имеет место - платит российское государство. Но если будет соглашение (о реадмиссии), то государство, откуда появился этот гражданин, обязано взять на себя эти расходы. Естественно, что ряд стран СНГ пока не готовы подписывать такие соглашения, особенно в том случае, когда достаточно много их граждан обратно возвращаются на родину.
- В России действует программа добровольного переселения соотечественников. Сколько граждан сейчас хотят вернуться на родину?
- Сейчас интерес, конечно, есть. Есть большое количество заявок. Наше посольство сейчас работает над этими заявками. Точных цифр я не могу сказать, но есть большая разница между переселением соотечественников и миграционными потоками, поскольку соотечественник, когда он приезжает в Россию, он становится гражданином России, и на него, естественно, распространяется вся система проживания, скажем, как на обычного российского гражданина. Если мы говорим о миграции, то этот человек не теряет связи со своей родиной и приезжает на временной основе, и через некоторое время возвращается к себе в страну. Так что эти два процесса совершенно разные. Но я должен сказать, что количество людей, которые хотели бы переехать на постоянное местожительство в Россию, растет. Для людей очень важно понять условия, на которых они приезжают. Многие хотят знать, в какие регионы они могут приехать жить. Естественно, выясняют условия. Сейчас, на мой взгляд, информационная стоит задача, задача хорошей информированности этих людей о тех условиях, на которых они приедут жить и работать в Россию. Мы, конечно, в этом заинтересованы.
11.07.2007
http://www.vesti.ru/doc.html?id=129853&cid=6