20 августа 2006
2279

Александр Яров: `Организуйте дело, а прибыль придет`

Александр Яров, один из основателей НТВП "Кедр", руководивший компанией до последнего времени, став предпринимателем почти в 50 лет, сумел найти свои рецепты построения успешного бизнеса, о которых рассказал в интервью журналу "Свое дело".

Журнал - Александр Алексеевич, ваше предприятие "Кедр" было организовано в самом начале перестройки и относится к числу старожилов удмуртского бизнеса. Но если смотреть по профилю, то в сфере информационных технологий (не считая торговлю компьютерами) в то время работало совсем немного компаний. Почему вы выбрали информационные технологии, а не торговлю или что-то еще более простое и, наверное, более востребованное на тот момент.

- Прежде всего, я человек, проживший в СССР 50 лет. А так как моим увлечением с детства была радиоэлектроника, то и путь мой был предопределен - механический институт, затем ЭМЗ и так далее. Я был и есть "технарь" по образованию, по профессии и, можно сказать, даже по образу жизни. Тем, кто еще в советское время работали в торговле или в бытовом обслуживании, встроиться в новые рыночные отношения было проще. Просто потому, что их работа по духу была ближе к современным реалиям. Они продолжали заниматься своим делом, только ситуация вокруг изменилась.Мы все, кто составил в то время основу нашего "малого коллективного предприятия", выполняли в институте научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области, как сейчас говорят, высоких технологий. От Запада мы отставали совсем немного. Для управления сложными процессами в нашем оборудовании использовались микропроцессоры и появившиеся в то время первые персональные компьютеры. Торговать из нас никто не умел. Не надо забывать, что сейчас торговля - это такое же дело, не хуже и не лучше других, а тогда для инженера пойти в торговлю означало потерять квалификацию. Поэтому мы, арендовав в НИИ несколько компьютеров, занялись тем, что умели делать, используя свой опыт и знания.

- А почему вы, как многие технари того времени, просто не остались на своем рабочем месте, выжидая пока что-то в стране изменится?

- Тут сложилась такая ситуация - я был главным инженером научно-исследовательского института. Занимались мы вакуумной тематикой - оборудованием для производства изделий микроэлектроники. В последние годы работы в институте меня, скажем так, не совсем устраивала сложившаяся там ситуация. Отраслевая наука лишилась финансирования. Вокруг как грибы после дождя начали появляться предприятия новых форм собственности, и я решил попробовать себя в свободном плавании - в предпринимательстве. Ушел в только что созданное предприятие "Кедр" - тоже главным инженером. То есть и здесь в круг моих обязанностей входила разработка, производство, а в последующем и сбыт наших изделий. Конечно, это была тоже электронная техника, только не специальная, а с бытовым уклоном.

- Почему все-таки основной упор был сделан на информационных системах, ведь, казалось бы, информационные системы стали восприниматься как неотъемлемая часть бизнеса совсем недавно...

- Тогда правовые информационные системы и системы поддержки бизнеса практически отсутствовали, но это не значит, что они не были нужны. Наоборот. На мой взгляд, из всех проблем, свалившихся в то время на головы начинающих предпринимателей, самой страшной была правовая неграмотность. И не только самих бизнесменов, но и чиновников - той же налоговой инспекции, например. Прочувствовав все это на своей шкуре, я в тот период достаточно много времени уделял работе в структурах поддержки предпринимательства. Участвовал в различных общественных организациях. Например, был председателем удмуртского отделения российской ассоциации поддержки правовых реформ в России. С этой же целью была создана газета "Свое дело", которая сегодня стала журналом - это было издание, на страницах которого мы размещали информацию об изменениях в законодательстве и его комментарии, предприниматели делились опытом и так далее.Сегодня, как совершенно справедливо вы заметили, невозможно представить успешно функционирующее предприятие, не использующее в своей работе правовые информационные системы и системы поддержки бизнеса. Сегодня только мы, не считая наших конкурентов, обслуживаем около полутора тысяч предприятий и организаций республики.Хочу упомянуть о некоммерческой составляющей нашего бизнеса. Это программа сотрудничества с властями всех уровней. Мы бесплатно поставляем и обслуживаем наши правовые системы, получая в обмен нормативные документы для включения их в наши базы данных. Следующие некоммерческие программы - обеспечение учебных заведений, библиотек, а сейчас и школ нашими справочными системами. Развитие правовых систем и наши некоммерческие программы, на мой взгляд, сыграли огромную роль в становлении правового общества в России. По мнению некоторых авторитетных юристов - важнейшую роль. Неслучайно наш московский центр участвовал в разработке общероссийского классификатора правовых актов, по которому сегодня производится классификация правовых актов в России. Таким образом, передовые информационные технологии дают, кроме всего прочего, мощный социальный эффект, и мне как раз этим наш бизнес и нравится. Среди всего многообразия предлагаемых нами систем есть и справочная система по удмуртскому законодательству, все работы по созданию которой и поддержанию в актуальном состоянии проводятся нашим предприятием.- Как вы можете охарактеризовать свой стиль управления? Вы жесткий руководитель?- Нет. Наверное, я очень мягкий руководитель. Я всегда старался свои решения не только в приказном порядке доводить до подчиненных, но и объяснить, для чего это нужно, как нужно делать, и всегда прислушивался к мнению работников. Но когда решение принято, тут я уже не отступлю и, если это необходимо для дела, могу быть жестким...

- Что в бизнесе для вас на первом месте?

- Я до сих пор не считаю себя типичным предпринимателем. Если следовать определению Карла Маркса, то предприниматель этот тот, кто готов за 100% прибыли на любые преступления. Иначе говоря, задача каждого предпринимателя - это, прежде всего, что совершенно естественно, получение максимальной прибыли. Для меня прибыль всегда была вторичной, а на первом месте всегда было дело. Если мне интересно, если я умею это делать - это мое. А деньги? Вы знаете, в советское время в той среде, где я жил и работал, было не принято говорить о деньгах. То есть из нас никто даже не мог подумать о том, чтобы пойти к начальнику и попросить прибавку зарплаты и т.п. Это было плохим тоном. И вот этот советский менталитет еще долго меня преследовал. Когда я ушел в "Кедр" работать с высокой зарплаты главного инженера института на зарплату в несколько раз меньшую, встала проблема содержания семьи. Пришлось подрабатывать в свободное время. Ночами и в редкие выходные дни я осваивал появившиеся тогда впервые персональные компьютеры, изучал языки программирования и начал писать программы на заказ. Мне тогда было 49-50 лет, а в таком возрасте обычно люди не входят быстро и успешно в эту область. Тем не менее, мои программы работали в брокерских конторах, страховых компаниях, ломбарде и на нашем предприятии.

- Не ставя прибыль на первое место, вы, тем не менее, создали успешное предприятие, что без прибыли тоже невозможно. Каким же образом это удалось и как вы для себя принципы предпринимательства определяете? Если не прибыль, тогда что?

- Когда мы говорили о вторичности прибыли, я имел в виду не выжимание прибыли любой ценой. Можно получать прибыль, экономя на работниках предприятия и уходя от уплаты налогов. Я считаю, что при хорошо организованном деле прибыль всегда будет. Все, что мы зарабатываем, уходило и уходит по двум каналам - зарплата плюс значительный социальный пакет сотрудникам и на техническое развитие предприятия. И еще один пример нетипичности подхода к бизнесу. Столько лет, сколько наше предприятие существует, мы всегда исправно платили и платим все налоги. Может быть, люди, прошедшие в бизнесе такой же путь, прочитав это, посмеются и скажут - это невозможно. Но это так. Было очень тяжело, но от принципа мы не отступили. Никогда у нас не было ни серых зарплат, ни различных полулегальных схем минимизации налогов.

- "Кедр" в свое время был многопрофильным предприятием, а сегодня компания работает фактически только на одном направлении. То есть история предприятия описала круг. С чем это связано?

- Новые предприятия нашей группы мы тогда создавали только потому, что нужно было диверсифицировать свою деятельность. Заниматься одним направлением было очень рискованно. Сначала создали предприятие по продаже компьютерной техники, 1С-бухгалтерии, была аудиторская, консалтинговая, риэлтерская фирма и ряд других, даже фармацевтикой занимались. Сегодня осталось только вот это наше основное предприятие и семь предприятий в районах - наших филиалов. Почему так получилось? Каждое предприятие требует внимания и времени, которого всегда катастрофически не хватает, а перекладывание ответственности на руководителей созданных предприятий привело к потере управляемости и злоупотреблениям. Часть предприятий благополучно скончались (что не редкость в бизнесе), часть была продана, когда нужны были свободные средства на строительство офиса. Кроме того, логика бизнеса требует вкладывать деньги в наиболее эффективное направление деятельности.

- Существует ли на вашем предприятии система воспитания своих кадров. На многих частных предприятиях, которые давно работают, это заметно, и есть множество примеров, когда сотрудники, начинавшие на заре становления компании работать на рядовых позициях, сегодня входят в топ-менеджмент. И как вы относитесь к модной сегодня практике привлечения наемных менеджеров со стороны?

- Безусловно, мы стараемся появившиеся вакантные должности занимать своими сотрудниками. Во-первых, это дает им перспективу, во-вторых, наш бизнес очень непрост. Чтобы абсолютно новый человек на нашем предприятии эффективно заработал даже на рядовых должностях, нужно не менее года учебы и практики. Попытками привлечь высококлассных специалистов со стороны - причем на достаточно высокие должности - мы только потеряли время. На рынке труда таких людей сегодня практически нет. В любом бизнесе, а особенно в нашем, успех определяется кадрами, их квалификацией, опытом и лояльностью. Понимая это, мы не экономим на обучении, стараемся поддерживать достойный уровень зарплаты, приличный социальный пакет и комфортные условия труда.

- Некоторое время назад вы совершенно добровольно оставили пост генерального директора, что опять же является пока нетипичным случаем - во всяком случае для республиканского бизнеса. Таких примеров пока в нашем российском бизнесе немного. А почему вы решили это сделать?

- Дело не в том, что я стал не способен руководить. Я могу и по 20 часов в сутки работать - сплю я мало - по 4-5 часов. Но я понял, почему люди уходят на пенсию - организм не вечен, и работать на пределе сил, сохраняя высокую эффективность, бесконечно не удастся. Не хотелось быть причиной снижения темпов развития предприятия. И в любом случае новый руководитель - это всегда другой человек, это новый взгляд, свежая кровь, новые идеи и так далее. В то же время я не ушел далеко - остался на предприятии в качестве финансового директора, а с учетом размера моей доли в предприятии рычагов влияния на происходящее у меня достаточно. И важно не забывать, что, кроме бизнеса, в жизни так много прекрасного, на что всегда не хватает времени.

N20, Август 2006
www.svdelo.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован