14 марта 2005
1752

Александр Жуков: `Оснований для уныния и пессимизма я не вижу`

Экономические и социальные результаты прошлого года оцениваются российскими политиками далеко неоднозначно. Даже высшие государственные чиновники впадают в некий пессимизм и не видят перспектив ускоренного повышения темпов роста экономики. Насколько обоснованны подобные оценки и прогнозы" На вопросы редакции отвечает вице-премьер правительства России Александр ЖУКОВ.

- Александр Дмитриевич! По данным Федеральной службы государственной статистики, в минувшем году произошло некоторое замедление темпов экономического развития. И это при том, что мировые цены на энергоносители, являющиеся главным экспортным продуктом страны, достигали рекордно высокого уровня. Как бы вы оценили социально-экономические результаты прошлого года, и каковы в этом плане перспективы года нынешнего"

- Думаю, что впадать в пессимизм оснований нет. Минувший год прошел в России под знаком продолжившегося экономического роста и осуществления ряда принципиальных реформ, которые, как мы рассчитываем, окажут существенное положительное воздействие на социальный климат в стране, как в этом году, так и в среднесрочной перспективе.

Результаты 2004 года для России в целом выглядят неплохо. Экономика выросла на 7,1%. Существенно сократилась безработица. Продолжился рост реальной заработной платы, по итогам года он превысил 10%. На 15% - 4,5 млн человек сократилось количество людей с доходами ниже прожиточного минимума.

Несмотря на снижение налоговых нормативов, улучшение финансовой дисциплины позволило использовать выгодную для нас внешнеэкономическую конъюнктуру и накопить серьезные резервы. Прежде всего, за счет изъятия сверхприбыли у экспортеров нефти. В минувшем году Россия была признана страной с рыночной экономикой практически во всем мире. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что мы надежный платежеспособный партнер. Впервые за 14 лет реформ все три ведущих мировых рейтинговых агентства присвоили России суверенные рейтинги "инвестиционного" уровня.

К сожалению, темпы инфляции несколько превысили в минувшем году показатели, которые мы прогнозировали, и составили около 11,5% вместо 10%. Поэтому одна из наших главных задач на этот год - существенно снизить темпы инфляции. Очевидно, необходима более грамотная и жесткая бюджетная и финансовая политика, развитие процессов демонополизации экономики.

Своими приоритетными задачами правительство России на ближайшие годы видит повышение качества жизни наших граждан, обеспечение устойчивых и высоких темпов экономического роста. Для решения этих задач необходимо не только сохранить высокие темпы производственного роста, но и изменить его структуру: снизить зависимость экономики страны от цен на энергоносители. Необходимо, чтобы Россия могла успешно конкурировать в глобализующемся мире за счет эффективных рыночных институтов, политической и экономической стабильности, активности образованного, предприимчивого и небедного населения.

Одним из важнейших направлений остаются преобразования в налоговой сфере. Мы полагаем, что снижение и структурное перераспределение налоговой нагрузки будет оставаться одним из двигателей экономического роста в ближайшие несколько лет.

Во-первых, необходимо увеличить долю внутренних факторов роста, чтобы они составляли не менее половины от общих темпов прироста ВВП, а во-вторых, существенно увеличить долю секторов экономики с высокой добавленной стоимостью. Это позволит снизить зависимость страны от сырьевого экспорта, сделать ее развитие более устойчивым и динамичным. Изменение структуры экономики повысит вклад в ВВП отраслей конечного продукта.

В этом году продолжится реформа бюджетной системы, предполагающая ответственность бюджетополучателей за конечный результат. Совершенствование административной реформы призвано повысить эффективность управления на федеральном и региональном уровнях. Начаты важнейшие социальные реформы.

- Судя по темпам роста цен на топливо, у правительства недостаточно административных рычагов, чтобы притормозить монополистов" Какие выводы вы сделали после серии недавних встреч с транспортниками, протестовавшими против высоких цен на бензин"

- Обуздание роста цен - еще одна из главных задач правительства. Но в условиях рыночной экономики использование директивных методов и административных рычагов неприемлемо. Регулирование здесь возможно через совершенствование законодательства. Прекрасно известно, что рынок розничных продаж моторного топлива в России достаточно высоко монополизирован. Однако до недавнего времени максимальный уровень штрафов, которые могла наложить Федеральная антимонопольная служба на нарушителей правил свободной конкуренции или тех, кто вступил в "картельный" сговор с целью искусственного завышения цен, был очень мал - всего около 15 тыс. долларов.

Понятно, что таким штрафом мало кого из монополистов можно было напугать или заставить следовать правилам цивилизованного рынка. В феврале правительство обсудило проблему и внесло в Государственную думу поправки к закону "О конкуренции". Они предусматривают существенно более высокий уровень штрафов для монополистов, вступающих в ценовой сговор или искусственно "задирающих" вверх цены. Очень надеемся, что депутаты поддержат нашу инициативу.

- Александр Дмитриевич, широкий общественный резонанс в стране вызвало "корявое", по определению премьера Михаила Фрадкова, начало реформирования системы социального обеспечения многочисленных категорий льготников. Какие выводы сделало для себя правительство, и какие меры принимаются для устранения просчетов"

- Когда реформа затрагивает десятки миллионов человек, привыкших к определенной системе и крайне настороженно относящихся к любым переменам, то трудно ожидать, что абсолютно все будут довольны. Это естественно, что кто-то считает себя обиженным и в силу каких-либо причин возражает против нововведений. Однако примеры монетизации натуральных льгот уже были в нашей истории. Например, когда после войны в СССР отменили продуктовые карточки и стали продавать продукты в магазинах за деньги. Потом отменили в колхозах печальной памяти "трудодни" и начали платить селянам денежную зарплату. Тогда люди восприняли это как возвращение к нормальной жизни, как шаг, подводящий черту под "трудными временами".

Возвращаясь к дню сегодняшнему, хочу подчеркнуть: если раньше государство тратило на финансирование натуральных льгот 100 млрд руб. в год, то объем средств на денежные выплаты по тем же льготам вырос в три раза. Теперь это 300 млрд руб. Именно поэтому, в частности, с начала этого года количество лекарств, выписываемых и, главное, получаемых нашими гражданами по льготным рецептам увеличилось в разы! Закон о замене льгот деньгами прямо и четко указывает: положение льготников не должно ухудшиться. Именно из этого мы и исходим. Первые полтора месяца работы после замены натуральных льгот денежными выплатами показывают, что помимо выплат гражданам "полным рублем" у нас появилась возможность значительно повысить прозрачность системы ценообразования на лекарственные препараты, санаторно-курортного обеспечения, муниципального транспорта.

Теперь мы можем предметно заниматься повышением качества услуг в каждой их этих сфер с тем, чтобы сделать их более удобными и комфортными - с одной стороны, и менее обременительными - с другой. В выигрыше от этого будет все общество.

Основные проблемы с реализацией реформы возникли там, где региональные власти решили заменить компенсациями льготы, положенные ветеранам труда и труженикам тыла, иными словами, льготникам, за обеспечение которых отвечают сами субъекты Федерации. Из-за слабой проработки вопросов в ряде регионов суммы, которые по решению местных властей было предложено выплатить ветеранам труда и труженикам тыла, оказались недостаточными, чтобы покрыть стоимость отмененных натуральных льгот и в первую очередь проезда на городском транспорте. Для исправления ситуации были предприняты меры по оказанию регионам дополнительной финансовой помощи, чтобы компенсировать рост стоимости проездных билетов для федеральных и региональных льготников. Ситуация начала нормализоваться.

- Как известно, правительство заканчивает работу над среднесрочной программой развития страны. Каковы ее основные цели и задачи"

- Проект среднесрочной программы правительства содержит предложения по широкому спектру инициатив и действий в сфере социально-экономического развития нашей страны. Основной акцент сделан на повышение качества жизни россиян. Предусмотрен комплекс мер по развитию науки и образования, здравоохранения, социального страхования, институтов гражданского общества, рынка доступного жилья. Особое внимание уделено росту доходов наших граждан и сокращению числа россиян с низкими доходами.

Это основные задачи. Важным инструментом достижения цели должно стать повышение эффективности системы государственного управления и регулирования на всех уровнях. Имеется в виду реализация административной реформы, повышение прозрачности и результативности приватизации и управления госсобственностью, совершенствование налоговой политики, реформирование бюджетного сектора, внедрение бюджетирования "по результату" и многое другое.

Предусмотрен комплекс мер по созданию и развитию рыночных институтов, обеспечивающих конкурентоспособность экономики. В программе также сформулированы задачи по обеспечению выгодной интеграции России в мировую экономическую систему, повышению динамики социально-экономического развития регионов.

Каждый из разделов и подразделов программы определяет набор конкретных действий в части разработки соответствующих законопроектов, мер по их реализации. В целом получается весьма серьезный и обоснованный документ. Осуществление программы в течение ближайших лет позволит нам существенно улучшить жизнь наших граждан, сделать Россию более стабильной и экономически развитой страной. Так что оснований для уныния и пессимизма я не вижу.


http://www.edinros.ru/news.html?id=97552

14.03.2005 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован