Много сказано по вопросу о том, зачем нужны инициативы президента по назначению губернаторов и отмене выборов по одномандатным округам...
Россия трудно, но необратимо дрейфует в сторону ВТО. Рано или поздно Россия откроет свои рынки для иностранных инвестиций и транснациональных корпораций (на совещании с представителями перерабатывающей промышленности, проходившем в Кремле 13 августа, в качестве даты предполагаемого присоединения России к ВТО озвучен 2006 год). Результатом этого станет не только интеграция России в мировую экономику, но и исчезновение целых отраслей отечественной промышленности, что, кстати, в очередной раз заставит провести переформатирование федеральных министерств и ведомств. К этому процессу реструктуризации национальной экономики готовится и государство, и крупный капитал. Создание мощных холдингов, объединение крупных компаний, продажа государственных пакетов акций топливно-энергетических компаний направлены не только на передел рынка, но и на формирование корпораций, способных конкурировать с мировыми ТНК. Не зря ведь основные споры в переговорах России и ЕС ведутся по вопросам ценообразования на нефть и газ.
С другой стороны, постепенно, но неуклонно развивающиеся процессы реструктуризации естественных монополий, энергосистем и транспортных сетей создают в стране ситуацию, грозящую в перспективе войной тарифов. Скажем, реструктуризация и реформирование РАО ЕЭС (реструктуризация по Чубайсу - вещь, прямо скажем, сомнительная) и РЖД (10 июня на заседании Совета директором ОАО `РЖД` была озвучена `Стратегическая программа компании`, согласно которой `будет расширена практика создания независимых дочерних обществ по транзитным перевозкам на международных магистралях`) вполне способна привести к такой фрагментации и регионализации управления энергосистемами и транспортными сетями, когда в одном субъекте федерации будет мощный транспортный узел, в другом - гидроэлектростанция, в третьем - региональные `дочерние` компании. В результате, у губернаторов, перманентно пребывающих в состоянии поиска дополнительных ресурсов для пополнения местного бюджета, и часто напрямую зависящих от менеджмента крупных финансовых и топливно-энергетических компаний, возникает соблазн реагировать на соседние таможенные инициативы ответным повышением цен.
Эти процессы, активно развивавшиеся в период парада суверенитетов, были приторможены в путинский период усилением федеральной власти, созданием госмеханизмов по сдерживанию неконтролируемого роста тарифов (Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам), удержанием от продажи госпакета акций таких бюджетообразующих кампаний, как РЖД (100 % акций), Газпром (40 % акций) или РАО ЕЭС (52,68 % акций).
При вхождении России в ВТО в регионы придет крупный капитал западных ТНК. Причем, прежде всего, этот каптал придет в регионы, где находятся стратегические запасы нефти и газа. Региональные элиты, находящиеся на федеральной бюджетной игле, очевидно, не смогут отказаться от соблазна пересесть на иглу западных инвесторов. Западная инвестиционная доза окажется для региональных элит куда более привлекательной и куда менее подконтрольной федеральному центру.
В этом отношении вопрос об экономической ориентации региональных элит становится не только вопросом национальной и экономической безопасности России, но и ее целостности. В условиях, когда руководители регионов станут зависимы от западного капитала, вполне возможна актуализация проектов, подобных Сибирской или Дальневосточной республике (на радость какому-нибудь Бжезинскому). Инициатива Путина, позволяющая модерировать назначение региональных руководителей, способна ослабить потенциальную зависимость региональных элит от интервенции западного капитала.
Аналогична ситуация и с выборами от мажоритарных округов. Давно не секрет, что политика стала бизнесом, требующим серьезных инвестиций. Демократические выборы 90-х, когда депутатом мог стать человек независимый и за которым не стоял серьезный финансовый капитал, в современных условиях невозможны. Депутатами от мажоритарных округов часто становятся состоятельные бизнесмены или представители крупного капитала. Стоит ли говорить, чьи интересы они представляют в Госдуме. Возможно, эта политическая инициатива и не вполне продумана. Но она, очевидным образом, направлена на укрупнение партийного представительства или даже на партстроительство как таковое. В ситуации, когда наше государство в своих силовых акциях и политических инновациях часто ориентируется на Америку (в ее бушевском изводе), понятно стремление привести политическую систему России в состояние, аналогичное американскому (двух- или трехпартийность). Это существенно облегчает политическую жизнь, ее управление, уменьшает трансакционные издержки на выборах и консолидирует общество вокруг ценностей, транслируемых партийными доминантами.
Сегодня нельзя предсказать, как эти инициативы скажутся на российской демократии (хотя уже аксиоматично, что демократия сама по себе не является высшей ценностью). Однако если многострадальная партийная система России в результате действий президента приобретет жизненную стойкость, что позволит партии власти и оппозиционным партиям выработать такой политический иммунитет, который позволит им переживать несколько выборных кампаний и действительно быть выразителями определенных политических ценностей, то можно будет сказать, что инициативы президента оказались успешными.
15.10.2004
2004 `НОВАЯ ПОЛИТИКА`
http://nvolgatrade.ru/