25 мая 2000
11033

[Алексей Булдаков] // Новейшая история отечественного кино

Алексей Булдаков снимался много - и в ту пору, когда коренастые мужики из самой что ни на есть гущи народной были неотъемлемым достоянием социалистических вывесок, и в то время, когда им на смену пришли товарищи, чьи физиономии мало чем выдавали их рабоче-крестьянское происхождение.

Тогда на простом и открытом, а также правильно обветренном лице А. Б., слегка изборожденном верными морщинами суровой жизни, взгляд зрителя почти не задержался - разве что запомнился сметливый и сноровистый солдат из Небывальщины. Но плох тот солдат, который... И он стал генералом. Да еще таким, чье изображение нынче появилось даже на водочной этикетке, а также на рекламных щитах разномарочных, но обязательно сильно горячительных напитков, - значит, стал своим в доску.

Почти портретное сходство генерала Михалыча с народным любимцем Лебедем мгновенно выделило А. Б. в талантливой актерской компании Особенностей национальной охоты.

Конечно, не в одном сходстве дело: А. Б. смачно сыграл брутального и обескураживающе невозмутимого деда Щукаря от постсоветской армии. В сердечной любви к Михалычу сторонники Лебедя примирились с его противниками: одни искренне радовались тому, что экран запечатлел дорогой сердцу образ, а других умиротворяюще добродушный Михалыч освобождал от страха перед железной рукой рычащего политика при генеральских погонах.

Лиха беда начало - и Александр Рогожкин совсем на западный манер (раз публика хочет, значит, кино продолжается) снимает Операцию "С Новым годом" и Особенности национальной рыбалки. Русский недуг, легко прощаемый народом, в Операции... и Рыбалке смягчает и даже размягчает воинский пыл булдаковского генерала. В Операции... пожалуй, чрезмерно - там его переломанный больничный вояка по фамилии Иволгин ни с того ни с сего не на шутку разговорился, чем Рогожкин ему основательно навредил: устный генеральский жанр не витиеватый спич, а энергичный тост. Который краток, как выстрел.

Клонированный, даже в титрах указанный по званию, появился этот генерал и в рогожкинском Блокпосте. Появился - и сперва обманул зрителя. Потому как показалось, что это будет действительно боевой генерал и действительно солдатский батя. Но битвы выигрывают и отцами родными на войне становятся не генералы - прапорщики. И в Блокпосте автор ставит жирный крест на милом балагуре из Особенностей...: когда, как говорится, родина зовет к ответу, эти, будто бы сейчас вышедшие из винокуренного завода, предают и продают своих.

Однако не кино сегодня самое массовое искусство, а телевидение, и там А. Б. сыграл классного командира. В клипах Ларисы Долиной его генерал - эротичный и влюбленный, смелый и трогательно оберегающий свою жену, которая надежно защищена крепкими мужскими объятиями и широкой стеной-спиной. Вот такие разные генералы - туповатый разгильдяй, обаятельный предатель и надежная опора отечеству вместе с его женами и детьми.

ИВАНОВА Н. [Алексей Булдаков] // Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 1. СПб, 2001.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=134
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован