Эксклюзив
10 февраля 2015
3847

Алексей Каздым, автор МОИП: Коррупция по-европейски

Считается что в Европе, по крайне мере в большинстве её стран - Германии, Бельгии, Нидерландах, Чехии, Словакии, и уж тем более в Швейцарии, Норвегии, Швеции и Дании коррупции как таковой нет... А вот во Франции, Испании, Португалии, Италии, странах бывшей Югославии, странах Балтии, Венгрии, Румыния, Болгарии, Греция она существует... В различных формах...
Неправительственная организация "Transparency International" ежегодно представляет так называемый "индекс восприятия коррупции" в разных странах мира. Первые строки в этом перечне занимают государства, в которых, по оценкам экспертов, нет, либо почти нет взяточничества. На последнем месте оказываются в основном развивающиеся страны, где степень коррупции - самая высокая.
Но действительно ли в мире есть государства, в которых вообще отсутствует коррупция? Или там существуют такие её формы, которые невозможно обнаружить методами, используемыми "Transparency International"?
В 2010 году Дания, Сингапур и Новая Зеландия поделили между собой первое место в очередном ежегодном рейтинге "Transparency International", как страны, лишенные понятия "коррупция". Россия занимает 154 место...
Однако общая для европейских стран проблема, связанная с коррупцией - это не обязательно взятка наличными или иным способом некому чиновнику за то, что он примет то или иное решение. Главное в европейской коррупции - это непрозрачность отношений между бизнесом и общественными деятелями, а одна из проблем - отсутствие правил при пожертвованиях политическим партиям.
Считается, что в демократических странах нежелательно, чтобы такие пожертвования были анонимными и неограниченными, а также должен существовать "потолок" для таких пожертвований и, прежде всего, "прозрачность отношений", чтобы избегать конфликтов экономических интересов, а впоследствии - "отдача долга", который народные избранники возвращают тем, кто поддерживал их финансово, причем необязательно в денежном эквиваленте.
С этой точки зрения даже в странах, которые оцениваются как самые "добродетельные": в скандинавских странах и в Швейцарии - нет верхнего порога пожертвований политическим партиям и нет никакого "обязательства прозрачности" при таких пожертвованиях.
Ещё одна проблема, связанная с коррупцией в Европе - это отсутствие "прозрачности лоббирования". Понятно, что само по себе лоббирование - не предосудительно и не противозаконно, но возникает проблема, когда граждане демократической страны лишены возможности получения информации - кого при принятии решений выслушали руководители общественных структур, и к кому прислушивались парламентарии, принимая тот или иной закон.
В данном случае возникает конфликт экономических интересов - отсутствие или недостаток "прозрачности" в связях между, например, промышленником и депутатом, к которому он обратится в момент принятия закона, который данному промышленнику выгоден.
Хорошо известны также и нашумевшие на весь мир события о "платных завтраках" с премьер-министром Великобритании Дэвидом Камероном, скандалы с бывшим президентом Франции Николя Саркози, связанные и с делом "денег Каддафи", и с финансовым скандалом с самой богатой женщине Франции мадам Бетанкур, главой косметической компании "Л`Ореаль", ну конечно скандальные истории с Сильвио Берлускони.
И именно это - главная коррупционная проблема, общая для большинства стран Евросоюза. В результате у граждан европейских стран недостаточно гарантий, что решения, которые должны приниматься во имя всеобщего блага, принимаются действительно ради этого, и что решения приняты беспристрастно, а не ради частных интересов политиков, финансистов или промышленников.
Французское отделение "Transparency International" призвало президента Франсуа Олланда выполнить свои предвыборные обязательства и сделать все возможное, чтобы Франция перешла в список тех стран ЕС, которые представляют лучшие гарантии против коррупции, так как Франция и Словения - единственные в Евросоюзе страны, в которых декларации парламентариев об их состоянии и экономических интересах не предаются гласности.
Представитель "Transparency International" Жюльен Коль (Julien Coll) отмечает, средний уровень коррупции в Европе конечно ощутимо ниже, чем в России, но гораздо выше, чем в некоторых из европейских стран, например Румынии и Болгарии.
Отмечено, что в некоторых странах Евросоюза - в Италии, Испании, Португалии и Греции положение с коррупцией оценивается как не самое лучшее и существует очевидная связь между уровнем коррупции, неспособностью администрации этих стран препятствовать коррупции, и долговым кризисом, с которым сталкиваются многие европейские страны.
Жюльен Коль отметил, что, например, в Греции чиновники налогового ведомства получают взятки в размере от 100 до 26 тысяч евро, и даются эти взятки как раз для того, чтобы не платить налогов.
Коррупция в Греции широко распространена и многие становятся жертвами настоящего рэкета со стороны недобросовестных чиновников. И естественно, когда чиновники, особенно высокопоставленные чиновники и руководители страны регулярно "попадаются" на взятках, а среднестатистический греческий гражданин наблюдает полное отсутствие "образцового антикоррупционного поведения" чиновников и политиков, он и сам становится небезупречным в смысле скрывания налогов и участия в общих усилиях нации в противостоянии коррупции. В результате считается, что около 30 % богатств, которые производятся в Греции, по меньшей мере 30 % - совершенно не облагаются налогами.
В результате социологического опроса "Евробарометр" в Греции 98 % участников опроса одной из главных проблем страны назвали коррупцию, а в благополучной Дании - лишь 19 %.
Кроме того, одна из проблем коррупции в ряде стан Европы - это ещё и охрана тех, кто не побоялся вскрыть сами факты коррупции, ведь такие люди часто становятся жертвами мести: им ломают карьеру, на них оказывают исключительное давление, им угрожают, и очень важно, чтобы эти люди были под охраной закона.
Почему весьма низкий уровень коррупции в странах Северной Европы? Обычно приводят понятия "скандинавская добродетель" и "протестантская этика". "Не считай себя важнее других", "сделай что-нибудь на благо всего общества", "не ленись" - эти принципы актуальны в Скандинавии и сегодня, хотя и с некоторыми оговорками. Но есть и ещё один фактор, способствующий низкому уровню коррупции в Северной Европе - это "принцип публичности власти".
В Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании - и сотрудники СМИ, и даже рядовые граждане имеют право доступа к документам, которые поступают в государственные учреждения, даже если речь идет о налоговой декларации соседа! И уклонение от уплаты налогов здесь не считают мелочью, которой при случае можно прихвастнуть в кругу друзей, как это бывает в России или Испании! И пусть северные европейцы сетуют на высокие налоги, но всё равно они готовы отдавать часть доходов государству, так как доверяют ему!
А государство соответственно доверяет своим гражданам и делает всё возможное для их социального развития, для их жизни, их блага, даже если они и преступники (снимки комфортабельной тюремной камеры убийцы и террориста Брейвика облетели весь мир, но это нормально для Швеции, такие уж там тюрьмы!).
Сочетание доверия и контроля присущи всему обществу в североевропейских странах, и поэтому грубые формы коррупции здесь - большое исключение. Понятно, что коррупция, взяточничество встречается и в Северной Европе, но за каждым сомнительным случаем здесь следят особо пристально, будь то спонсированное частной фирмой свадебное путешествие кронпринцессы Виктории и герцога Даниэля, бесплатные билеты на теннисный турнир для председателя партии социал-демократов или оплаченная концерном "Shell" поездка политика, который отвечает за экологию. Ни одно из событий, вызывающих подозрения в корысти и личной выгоде, не проходит мимо внимания общественности.
Но и государства Северной Европы свободны от коррупции не на все 100 процентов, что связано с тем, что некоторые предприятия в этих странах имеют слишком большое значение для национальной экономики. Так, например, правительство Финляндии вряд ли примет решение, способное причинить ущерб концерну "Nokia".
Исландия до 2006 года считалась наименее коррумпированным государством в мире, занимая первую строчку в рейтингах "Transparency International", однако и в этой стране бизнес способен влиять на политику не только с помощью взяток, но и посредством личных контактов. Исландские политические лидеры и представители местного бизнеса находились в приятельских отношениях друг с другом и в "знак особого расположения" порой "награждали" друг друга теми или иными должностями, при этом контроль и надзор были отодвинуты на второй план, что в итоге и привело к коллапсу банковской системы Исландии.
А вот в Греции, Испании, Италии и Португалии взятки, безнаказанность и бесконтрольность бюрократов являются неотъемлемой частью жизни, прямо-таки "национальными традициями". Например, в Греции реальное наказание понесло не более 2 % обвиненных в коррупции чиновников, а в Португалии - около 5 %.
В Испании, которая по статистике является одной из наиболее коррумпированных стран Западной Европы, не утихает полемика в отношении причин, порождающих это зло.
Конечно, если сравнивать (по данным "Transparency International"), "индекс коррупции" Испании, которая занимает 32 место в мире, и Россией, занимающей 154-е, то, казалось бы, и говорить-то не о чем. Но для Западной Европы Испания - это скорее исключение, чем правило. Большинство испанских политологов, пытающихся выяснить причины коррупции в Испании, иногда приходят к парадоксальному "обывательскому выводу", что коррупция в Испании - это некая "историческая традиция", часть "политической культуры" и даже "генетическое свойство национального характера".
Можно отметить, что "демократические традиции" в Испании ещё слабы, переход от тоталитарного режима к многопартийной системе был совершен лишь в конце 70-х годов прошлого века, а средства массовой информации зависимы и контролируются теми или иными политическими силами, выполняя чей-то "заказ". И уровень благосостояния населения в Испании по европейским стандартам невысокий, и по уровню образования Испания занимает одно из последних мест в Евросоюзе. Соответственно, как комментируют политологи и эксперты - по уровню гражданской ответственности и общественного сознания людей, как важнейшим факторам в борьбе с коррупцией, Испания намного отстаёт от стран Северной Европы. Кроме того, бесконечные внутренние "политические встряски", связанные с мечтающими отделится Каталонией и "Страной басков", да и Галисией, мало способствуют уменьшению коррупции.
Отметим, что менталитет рядовых испанцев чем-то схож с менталитетом россиян (что также связано с недавним переходом России - всего-то 20 лет, от тоталитарного однопартийного режима к "демократии"), поэтому часто на коррупционеров смотрят с некоторым благодушием, а к людям, которым удается обмануть налоговое ведомство, относятся чуть ли не как героям.
В Испании 70 % мэров, попавших под следствие за коррупцию, были всё равно переизбраны на новый срок своими земляками, несмотря на то, что большинство коррупционеров наживаются не за счет государства, а за счет сограждан. Ведь взятки они получают, как правило, от строительных компаний - за предоставление участков под строительство, а деньги идут от спекуляции - слишком высоких цен на жилье, за которые вынуждено платить население.
Кроме того, как считает занимающийся вопросами Испании профессор шведского Университета Гётеборга Виктор Лапуэнте, дело и в "порочной политической системе". В Испании, как на уровне региональной, так и центральной власти, все более или менее ответственные административные должности занимают представители партии победившей на выборах (проводимых раз в четыре года), хотя в развитых демократических государствах на подобных должностях работают лишь функционеры-профессионалы.
И профессор В. Лапуэнте утверждает, что партийные деятели Испании, "заполучив" на четыре года ответственную должность (часто даже не соответствующую их уровню подготовки, что характерно и для России) стараются использовать время с пользой для себя, т.е. для личного обогащения.
Кроме того, в Испании сама судебная система зависит от "власть имущих", что позволяет им использовать борьбу с коррупцией, порой мнимую, для сведения счетов с парламентской оппозицией.
Отметим, что в современной Испании, в отличие от других западноевропейских стран со значительно более низким уровнем коррупции, к ответственности никогда не привлекался ни один видный политик, ни один министр - ни действующий, ни отставной, и почти всем крупным коррупционерам, как правило, удается уйти от ответа.
Самая популярная испанская газета "El Mundo", оценивая состояние коррупции в Испании, отмечает, что в стране "не проходит ни дня без коррупционного скандала", а коррупция "подрывает основы испанской демократии и внушает рядовым гражданам апатию и отвращение к политике и политикам". "El Mundo" пишет, что государству следует поощрять в стране свободную и независимую прессу, воспитывать народ в духе демократических ценностей, "...и если мы не сделаем этого, то наша страна превратиться в клептократическое государство, то есть диктатуру воров...>>.
Тем не менее, эксперты "Transparency International" отметили, что в 2011 году "недостатки в системе управления привели к финансовым и политическим скандалам почти в каждой стране Европы". Эксперты подчеркивают, что в последнее время в европейских государствах в борьбе с коррупцией и политические партии, и бизнес-структуры, и чиновники проявляют слабость и непоследовательность, и в основном борьба с коррупцией в странах Европы ведётся неправительственными организациями, уполномоченными по правам человека и независимыми общественными структурами.
Ни одна из стран Евросоюза в прошлом году, по большому счету, не стала образцом в сфере борьбы с коррупцией, при этом в всё больше жителей Евросоюза считают, что уровень коррупции растет.
Для ряда стран ЕС все еще характерна недостаточная прозрачность органов власти и управления, а сращивание властных институтов и бизнеса, в свою очередь, подрывает экономическую стабильность в Европе.
В некоторых государствах, недавно принятых в Европейский союз, за последний год-два произошел значительный спад в борьбе с коррупцией - в том числе в Чехии, Словакии и Венгрии.
В Венгрии это наблюдается в сфере функционирования отдельных ветвей власти, в Чехии - в первую очередь при оформлении государственных заказов, то же самое - и в Словакии. Во всех трех упомянутых странах очень серьезные вопросы вызывает и организация системы финансирования разных политических партий.
Страны Балтии (Латвия, Литва, Эстония) демонстрируют впечатляющие успехи в борьбе с коррупцией, не только по меркам Восточной Европы, но и для всего Европейского союза. Например, в Латвии сейчас действуют самые совершенные в Европе законы в сфере регулирования политико-экономических отношений. Тем не менее, и в этих странах сохраняются существенные проблемы, связанные с государственными заказами, отсутствием доступа к закрытой информации и защиты общественных активистов.
"Коррупционное беспокойство" вызывают также Румыния и Болгария, так как в антикоррупционном законодательстве этих стран существуют огромные пробелы.
Обеспечение выполнения антикоррупционных законов и подзаконных актов является важнейшим условием снижения уровня коррупции, а случаи взяточничества сокращаются именно в тех странах, которые добиваются наиболее эффективного соблюдения требований законов и правил, таких, например, как Польша.
Но принятие антикоррупционного законодательства - это лишь первый шаг, вслед за которым необходимы конкретные усилия по обеспечению его исполнения.
Таким образом, по мнению экспертов "Transparency International", несмотря на торжество демократии, закона и порядка, на традиции уважения закона и т.д., серьезная, масштабная коррупция в странах Западной Европы существует и процветает, причем на самом высоком уровне. И чем выше должность чиновника, тем больше шансов, что он вовлечен в ту или иную коррупционную схему. Ведущие политические партии, лоббистские организации и крупные правительственные чиновники совместными усилиями, помогая друг другу, "пилят бюджеты" и пользуются своим положением, причём в Италии, Испании, Португалии, Франции и Бельгии - особенно масштабно.
С другой стороны, борьба с коррупцией на Западе всё же ведется и очень важную роль здесь играет не полиция и власть, а журналисты, общественные организации и сам народ. По причине злоупотреблений в "деле Дютру" в Бельгии (Марк Дютру обвинялся в похищении, изнасиловании и убийстве несовершеннолетних девочек, и вероятно был связан с мафией или кем-то из "высшей власти") на улицы Бельгии вышли 600 000 человек - 6 процентов населения страны!
Кроме того, не будем забывать и про "европейский менталитет" - как бы там ни было, "среднему европейцу" психологически сложно пойти на обман, подлог, аферу, нарушение закона и прочее, хотя в связи с кризисом и падением морали, уровнем воспитания молодёжи, притоком большого количества мигрантов из арабских стран, стран Азии и Африки, менталитет европейцев всё же меняется и что будет через 20 - 30 лет - вполне можно представить!

А.А. Каздым
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован