13 октября 1972 года самолет, на борту которого была уругвайская команда игроков в регби, сбился с курса и разбился в Андах. Тридцать два человека из сорока пяти выжили после падения, но у них почти не было еды, воды и теплой одежды, а в горах ночью температура опускалась до -40 градусов Цельсия.
В первую ночь умерли 3 пассажира самолета. Остальные сильно страдают от переохлаждения, греются, тесно прижавшись друг к другу в фюзеляже самолета.
На протяжении почти двух недель они пили талую воду и искали пропитание в разбросанном багаже, но арахис и шоколад быстро закончились.
Голодная смерть или каннибализм?
Когда нависла угроза голодной смерти, у уцелевших оставалась лишь одна страшная возможность. И студент медицинского вуза Роберто Канесса убеждает погибающих от голода друзей, что единственный способ выжить - есть останки мертвых. Позже он вспоминал «…Знаете, у цивилизации очень тонкая кожура. Перед страхом смерти не думаешь о том, что никак нельзя себе представить в нормальной обстановке...».
Они использовали осколки стекла как ножи, и тела членов экипажа были первыми. И не потому, что пилоты были виноваты, а потому уцелевшие знали их хуже, чем погибших товарищей.
По случайно уцелевшему радиоприемнику узнают, что поиски прекращены, и это известие подрывает моральный дух почти у всех, но только придает решимости Нандо Паррадо, огромному и сильному парню. С каждым днем он все серьезнее думает о том, чтобы найти выход из гор.
«…Я подумал, что, если никто не пойдет за помощью, мы все умрем по одному. Я никого не винил в том, что они делают, чтобы выжить. Но я думал: кто будет последним? Что он будет есть? Гора была как камень. На ней ничего не росло. Что мы могли есть, кроме мертвых друзей?...»
«Мы как в клетке, из которой не можем уйти. Это клетка Анд. Даже если мы захотим, мы уйти не сможем…»
За помощью…
Через 61 день после авиакатастрофы Нандо Паррадо и Роберто Канесса начинают свой трудный путь. С невероятным трудом поднявшись на ближайшую вершину, они к своему ужасу и разочарованию увидели сплошные горы, и осознали, что они в ловушке среди Анд. Это был серьезный удар, но они находят в себе силы идти дальше, несмотря на страшные физические и психологические страдания.
Не имея ни компаса, ни карты они прошли за десять дней 70 миль по непроходимым горам, через холод и тьму, неся с собой единственную пищу – мясо трупов. И наконец, совсем выбившись из сил, увидели первые признаки жизни - зеленые растения недалеко от реки, а в скором времени встретили и пастуха на лошади. Но пастух настолько испугался двух оборванных и исхудавших людей, что просто убежал. Вертолеты на место катастрофы прилетели намного позднее, да и то смогли взять только часть людей.
Прошло семьдесят два дня после крушения, в живых осталось лишь 16 человек. Их спасение - доказательство силы человеческой воли и …каннибализма.
Нандо Паррадо, который выбрался из гор и привел помощь, одним из первых смог поведать миру страшную правду о катастрофе, объяснив властям, почему место усеяно человеческими костями и расчлененными телами. В отчаянной ситуации уцелевшие ели внутренние органы и раскалывали черепа, чтобы есть мозг.
Радость спасшихся омрачало чувство стыда, и только сеансы психотерапии смогли снять чувство вины у жертв катастрофы.
«Я сплю как младенец…»
История катастрофы была частью прошлого Нандо Паррадо так долго, что табу, касающиеся каннибализма, его уже не беспокоят. Спустя 34 года он написал книгу о катастрофе, где описал всё именно так, как было. Он не чувствовал своей вины тогда, не чувствует ее и сейчас. «Я подумал, что, если никто не пойдет за помощью, мы все умрем по одному. Я никого не винил в том, что они делают, чтобы выжить. Но я думал: кто будет последним? Что он будет есть? Гора была как камень. На ней ничего не росло. Что мы могли есть, кроме мертвых друзей?».
«Я сплю как младенец, - говорит он, пожимая плечами. - У меня не бывает кошмаров. Кошмары были у меня в горах, когда мы думали, что не выберемся. Люди хотят, чтобы я говорил о голоде, но жажда и холод для меня были страшнее… Я гарантирую, что 100% людей сделали бы на этой горе то же самое… Но здесь, внизу, это трудно себе представить. Они не понимают, каково это – остаться без привычных удобств и возможностей. У нас не было удобств и было только две возможности: умереть от голода или есть мясо.».
Он воздевает руки к небу и спрашивает: «Что бы вы делали на нашем месте?»”
Что бы вы делали на их месте?