09 мая 2006
3849

Алексей Коробейников: Этнопедагогические проекты в краеведческом образовании

Книга содержит описание проектов и проектных идей в области краеведческого образования. Она может быть полезна всем, кто занимается социальным проектированием, а также преподавателям краеведения и педагогам дополнительного образования.

Рецензия на книгу Коробейникова Алексея Владимировича

"Этнопедагогические проекты в краеведческом образовании"
В педагогике выделяется два подхода к процессу конструирования образовательных практик: целенормативный и проектно-ресурсный. Целенормативный подход к конструированию требует от ребёнка неукоснительного исполнения, проектно-ресурсный - пробуждает инициативу. В первом подходе педагог просвещает воспитанника (человек рассматривается как вместилище социокультурных образцов-нормативов), а в проектно-ресурсном подходе педагог энергично действует вместе с воспитанником, и в этом движении происходит собственно воспитание (как постоянный ресурс для построения себя как культурного микрокосмоса).

Этнопедагогические проекты, представленные автором в данной книге нацелены на изменение позиции ребёнка, степени его участия, инициативы и авторства, как позиций субъекта, что является в настоящее время приоритетами гражданского воспитания.

Излагаемое А.В. Коробейниковым в контексте проектной деятельности ресурсное понимание воспитания порождает представление о воспитании как феномене, сущность которого состоит в воссоздании в каждом новом поколении текста культуры со всеми средствами интерпретации, трансляции и экспансии. Это ресурсное представление о воспитании дополняется обязательными требованиями личностной ориентации результатов образования (рефлексия, самопроектирование).

Алексей Владимирович представляет три проекта, которые могут быть используемы в педагогической деятельности с целью этнического воспитания и краеведческого образования: "Возвращение медведей", "Электронная библиотека удмуртской этнографии", "Трёхмерная реконструкция городища Иднакар в виде анимационного фильма".

Проект "Возвращение медведей" знакомит детей с удмуртской мифологией, уделяя особое внимание с воплощению образа медведя в удмуртской культуре. Сам проект является деятельностной основой восстановления традиции домашнего сказительства в удмуртских семьях и ознакомления русских детей с удмуртскими сказками. Автор проекта совершенно верно предполагает, что такая форма будет способствовать межпоколенной коммуникации.

Проект "Электронная библиотека удмуртской этнографии" имеет целью сохранение этнической истории на основе систематизации первоисточников в библиографическом указателе. Излагая суть данного проекта, автор совершенно обоснованно ратует за то, что "имея в руках источники, молодые исследователи смогут войти в научное сообщество на правах равноправных членов". Целевая аудитория данного проекта - студенчество, ориентированное на поиск электронных источников.

Проект "Трёхмерная реконструкция городища Иднакар в виде анимационного фильма", как и предыдущие два проекта является проблемно-ориентированным: "на территории городища, построенного предками современных удмуртов, нет ничего такого, что могло бы явиться объектом показа, и ради чего оно могло быть включено в экскурсионно-туристический маршрут, его исторический потенциал пока не задействован", а "жители Удмуртии не осознают пока историческую миссию городищ как национальных (племенных) центров их предков". Автор рассчитывает создать проектный продукт - виртуальный музей, включённый в экспозицию Национального музея УР и музея-заповедника Иднакар.

Каждый из разработанных Алексеем Владимировичем проектов, может вариативно внедряться в педагогическую практику. Проекты структурно оформлены, что облегчает их поэтапную реализацию. По каждому проекту представлен бизнес-план, возможна дифференциация реализации проектов в зависимости от целевой аудитории (школьники, студенчество, жители деревень, учителя сельских школ, преподаватели ВУЗов и т.д.), что прагматично определяет автор. Безусловным успехом определится сотрудничество будущих реализаторов проектов с самим автором, который ценностно представляет их (проектов) актуальность и объективно-пристрастно относится к их воплощению.

В педагогически ценностном плане в своих проектах А.В. Коробейников представляет конструирование образа жизни субъектов как членов событийной общности от их функционирования к жизнедеятельности и жизнетворчеству. Сам автор проектов глубоко убеждён в возможности конструирования будущего посредством проектной деятельности. (Здесь уместно вспомнить афоризм Ч.Ф. Кеттерлинга: "Я интересуюсь будущим, потому что собираюсь прожить в нём всю свою оставшуюся жизнь"). Иными словами, созидание новой социосреды возможно через новое проектирование. Такое проектирование содержит факт консолидации проектирования и исследования, т.е. одновременно с процессом получения продукта осуществляется процесс изобретения, изменения и преобразования технологий изготовления продукта, а эти единые формы жизни и деятельности создают условия для жизнетворчества. В проектировании Алексей Владимирович обозначает реальность того, что есть в воображаемом будущем и ищет пути претворения в жизнь предвидимых предметов.



Научно-издательский центр "Регулярная и хаотическая динамика"

2006

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован