Сейчас многие говорят о том, что в России наступил госкапитализм. Что это такое, хорошо это или плохо - эксперты продолжают спорить (и спор, наверное, будет продолжаться до бесконечности). Мы же попробуем проиллюстрировать образ российской версии госкапитализма только на одном, но весьма примечательном примере.
Вначале о цене вопроса. Ковыктинское газоконденсатное месторождение - одно из наиболее перспективных в России. Оно находится в 400 км к северу от Иркутска и занимает территорию более 9 тыс. кв. км. Принятые на государственный баланс запасы газа составляют 1,88 трлн кубометров, запасы конденсата - около 108 млн тонн (при этом месторождение остается недоразведанным).
Лицензия на разработку Ковыкты принадлежит компании "РУСИА Петролеум", контрольным пакетом которой владеет ТНК-ВР - своего рода "образцовая" российско-британская нефтяная компания. Суть ковыктинской проблемы в том, что разработанный ТНК-ВР проект, предусматривающий экспорт газа в Китай, фактически оказался заблокированным "Газпромом". Без санкции экспортного оператора (то есть "Газпрома") реализация этого проекта невозможна.
Сложилась парадоксальная ситуация: одно из богатейших газовых месторождений не может разрабатываться, так как нет возможности поставлять газ потребителям - в данном случае китайским. А тем временем Минприроды уже неоднократно угрожало отозвать у "РУСИА Петролеум" лицензию на освоение Ковыкты, мотивируя это тем, что месторождение не разрабатывается и что в последнее время ТНК-ВР "особенно не продвинулась в реализации проекта". Об этом в сентябре заявил министр Юрий Трутнев, признавший, однако, что "отзыв лицензии у такой компании будет серьезным ударом по экономике".
Понятно, что в случае отзыва лицензии вернуть ее ТНК-ВР будет крайне сложно - особенно если учесть, что Ковыкта может быть внесена в список стратегических месторождений, к которым ограничат доступ иностранцев. Правда, во время апрельского визита главы ВР лорда Брауна в Россию ему было обещано, что у ТНК-ВР лицензию не отзывут. Однако, похоже, тогда речь шла совсем о другом - о том, что лицензионные соглашения не будут пересматриваться задним числом в связи с изменением вектора госполитики в отрасли, а в разряд "стратегических" попадут только объекты нераспределенного фонда. Никто не мог дать ТНК-ВР обещаний, что в случае нарушения лицензионных соглашений никаких санкций со стороны госорганов не последует.
Но ТНК-ВР оказалась не так проста - и сделала ставку на другой вариант: начать освоение месторождения и на начальном этапе направить газ на газификацию Иркутской области. Об этом "РУСИА Петролеум" договорилась с теперь уже бывшим губернатором Борисом Говориным. Казалось, что реализация проекта становится делом техники. В сентябре даже был определен подрядчик для управления работами. А в октябре по планам ТНК-ВР в регионе был нанесен сильный удар.
Все началось с того, что новым губернатором Иркутской области стал Александр Тишанин, ранее не имевший отношения к ТЭКу. Наблюдатели тогда гадали, чьи интересы представляет этот аполитичный железнодорожник. Прошло немного времени, и кое-что стало проясняться. Вскоре после вступления в должность Тишанин встретился с Алексеем Миллером, который предложил свой план газификации области, основанный на обеспечении региона газом не Ковыкты, а малых и средних месторождений области.
Губернатор план активно поддержал и уже начал действовать: так, он отказался оплачивать допэмиссию Восточно-Сибирской газовой компании, специально созданной в марте прошлого года ТНК-ВР и областной администрацией для реализации проекта газификации на базе Ковыкты. Это означает, что интерес к тесному сотрудничеству с ТНК-ВР у нового областного начальства отсутствует. События развиваются стремительно. Уже в декабре Тишанин должен представить региональному Законодательному собранию генеральную схему газоснабжения и газификации региона, разработанную "Газпромом". И есть серьезные основания полагать, что иркутские депутаты не пойдут против газового монополиста.
Так или иначе, но теперь ТНК-ВР просто некуда пристроить ковыктинский газ, а значит, разработка месторождения невозможна и угроза отзыва лицензии нарастает с каждым днем. Все это приводит к выводу, что компании придется пойти на уступки "Газпрому" на Ковыкте. Пока что представители ТНК-ВР заявляют о том, что оценивают потенциальное участие газового монополиста в Ковыктинском проекте "очень позитивно". Отметим, однако, что "Газпром" вряд ли устроит миноритарный статус при реализации данного проекта.
Может ли что-то помешать "Газпрому"? Как ни парадоксально, может. Но не ТНК-ВР. По данным СМИ, миноритарным акционером "РУСИА Петролеум" не прочь стать главный политико-экономический конкурент "Газпрома" - "Роснефть". Разумеется, если в игру вступит "Роснефть" (которая, кстати, уже становится миноритарным акционером другого крупного предприятия региона - "Верхнечонскнефтегаза"), то отозвать лицензию у компании будет куда сложнее.
Существуют разные мнения по вопросу о том, выгоден ли ТНК-ВР приход "Роснефти" в Иркутскую область. С одной стороны, возникает возможность игры на противоречиях между "Газпромом" и "Роснефтью", между которыми сложные отношения. С другой стороны, неизвестно, захочет ли "Роснефть", политически куда более сильная, чем ТНК-ВР, удовлетвориться на Верхнечонском месторождении, как и на Ковыкте, ролью младшего партнера.
Таким образом, судьба Ковыкты зависит, по сути дела, от соотношения сил двух государственных компаний, ни одна из которых в настоящее время не имеет лицензии на ее разработку. Впрочем, ничего особенно удивительного в этом нет - такова уж природа современного российского госкапитализма.
Автор - заместитель генерального директора Центра политических технологий
АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
18.11.2005 г.