23 апреля 2007
2217

Алексей Макаркин: Наполеон Российский

Александр Рыклин во второй части своей статьи "За чертой" предлагает России диктатора. Демократически пришедшего к власти и со временными полномочиями, но диктатора, который будет в течение не менее полутора-двух лет править страной без парламента и иметь "весьма размытые" (то есть существенно расширенные) полномочия. Если это не диктатор, то что же такое диктатура?


На мой взгляд, сам факт инициирования дискуссии на эту тему в демократическом движении свидетельствует о серьезной утрате ориентиров. В течение всей истории России либералы были вестернизаторами, стремившимися привить отечественной политической культуре западные традиции правового государства и плюралистической демократии. Чаще при этом терпя поражения, чем добиваясь побед. И сейчас многие эксперты с тревогой отмечают, что современные российские нравы все более начинают походить на Латинскую Америку, а не на демократические европейские образцы. Но надо четко и ясно понимать - любой режим без парламента (пусть и "временный", на пару лет, а там, если избиратели проникнутся идеями свободы, можно и выборы провести, причем не в одну палату, а сразу в две) автоматически оказывается вне Европы и противопоставляет себя современной демократии. Зато становится близким по духу и стилю к "спасителям нации" из Мексики периода гражданской войны, пришедшим к власти после свержения старого и надоевшего всем "гаранта стабильности", каудильо Порфирио Диаса в 1911 году. Впрочем, подобные спасители были практически в каждой латиноамериканской стране.

В Европе же они давно перевелись. Ни одна из стран Центральной и Восточной Европы, освободившаяся от коммунизма, не пошла на столь одиозные чрезвычайные меры - даже Хорватия при Туджмане, Сербия при Милошевиче и Белоруссия при Лукашенко. Последний, правда, разогнал парламент, но тут же провел новые выборы - пусть контролируемые и несвободные, но выборы в законодательный орган власти. Борис Ельцин, распустив Верховный совет, тут же назначил выборы в Думу и референдум по Конституции. Даже очень благожелательно настроенные к российской оппозиции люди на Западе вынуждены будут отшатнуться от тех, кто, хотя бы на время, уничтожит избираемый парламент. Равно как и многие российские либералы, для которых идея парламентаризма является принципиальной - и несомненно, что для судеб страны это значительно важнее, чем мнение западного истеблишмента.

Идея же ввести на переходный период институт президента с расширенными полномочиями напоминает классический бонапартизм, который для сообщества цивилизованных стран выглядит столь же архаичным явлением, как и абсолютная монархия. При этом "кризисные менеджеры", получив в свои руки почти неограниченную власть, часто проявляют желание послужить своей стране на высшем посту как можно дольше. Луи Наполеона всенародно избирали президентом Франции на один четырехлетний срок без права переизбрания в 1848 году. Покинул же он руководящий (только уже не президентский, а императорский) пост только спустя 22 года - и только после того, как французская армия потерпела крах в войне с бисмарковской Пруссией.

Вопрос о легитимности решений такого "президента без парламента" способен повергнуть в ужас любого юриста. Доминирование указного права откроет дорогу правовому произволу, когда ключевые решения будут приниматься даже без формального обсуждения. Да, нынешний российский парламент мало похож на сильную и независимую ветвь власти - но и через него не проходят наиболее одиозные инициативы (вроде запрета митинговать в течение двух недель до выборов и двух недель после них). Правила внесения законопроекта в парламент и наличие многоступенчатой системы этапов его прохождения через палаты, вплоть до подписания президентом, оставляют возможность для организации превентивного гражданского протеста против содержащихся в нем пакостей или глупостей. Президентские же указы ставят общество перед свершившимся фактом - при этом далеко не всегда приятным.

Теперь о том, что общественные комиссии должны заняться определением "коллективной и персональной ответственности тех или иных организаций или тех или иных чиновников, депутатов, общественных деятелей". Это фантастический тезис, открывающий дорогу любому произволу со стороны победителей, особенно с учетом неизжитых советских традиций доносительства и делания подлостей ближнему своему. Полагаю, что дальнейшие комментарии по этому вопросу излишни.

Сильная сторона российских демократов - апелляция к Конституции и законам. В России есть хорошая Конституция, разработанная либеральными юристами в 1993 году. Все безобразия "басманной" правоприменительной системы - следствие искажения тех принципов, которые содержатся в российском Основном законе. Неслучайно критики Конституции, требующие пересмотра ее основных положений, как правило, ярые противники политической демократии. Теперь же предлагается вести дискуссию о том, как в случае прихода к власти демократической оппозиции нарушить массу положений этой Конституции.

С чем же связана такая эволюция? Рискну предположить, что с двумя факторами. Первый - разгоны "Маршей несогласных" в Москве и Питере, которые неизбежно радикализуют оппозицию. Понятно, что после омоновских дубинок очень трудно говорить об уважении к Конституции и правовому государству, о диалоге с сомневающимися и с теми, кто по тем или иным причинам остается на стороне власти. Мир окончательно становится черно-белым, разделенным по принципу "мы-они". Это путь к большевизации, к сектантству, на котором действительно возникают соблазны противопоставить одной "сильной руке" другую (разумеется, правильную и праведную), пусть даже и с возможной перспективой получить в результате Луи Наполеона Российского. Путь, при котором победитель дракона сам становится драконом. Путь, принципиально отличающийся от выбора Сахарова, Гавела, Валенсы.

Вторая причина - эсхатологический подход к выборам-2008. Цитирую "За чертой" Александра Рыклина (только не вторую, а первую часть): "Да, я тоже выступаю за эволюционный путь преобразований в нашей стране. Но только на всю эту эволюцию у нас с вами осталось меньше года. Вот это надо четко понимать. Если за данный период ситуацию переломить не удастся, то дальше - мрак и ужас на десятилетия вперед".

Позволю себе не согласиться: после 2008-го будут не мрак и не ужас. Будет 2009-й со своими плюсами и минусами, победами и поражениями. С более плюралистическим парламентом, в котором, в отличие от нынешнего, ни у одной из партий не будет "конституционного большинства" (вспомним в связи с этим, как леворадикалы в начале века третировали царскую Думу как управляемый квазипарламент - и как внимательно изучали ее опыт, когда рушились советские властные институты и создавались новые демократические). С дальнейшим усилением реальной политической конкуренции в регионах - как это сейчас происходит в Ставропольском крае и в Туве. С ростом требовательности общества к власти (этот процесс уже происходит - люди уже не удовлетворены, что сегодня "не хуже", чем вчера: они хотят, чтобы было лучше) и соответственно с новыми возможностями для политической оппозиции. Так что не будет конца света, от которого нужно защищаться любыми подручными средствами и отказываться от демократических норм во имя политической целесообразности.

Автор - заместитель генерального директора Центра политических технологий

АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

23.04.2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован