07 марта 2006
2230

Алексей Макаркин: Национальные проекты и чиновничьи мучения

Национальные проекты, о которых в прошлом году объявил Владимир Путин, буксуют. Ответственный за них Дмитрий Медведев нашел виновных - чиновники и строители. Первые тормозят распределение средств, выделенных на президентские проекты, вторые монополизировали рынок и мешают делать жилье доступным.


Со строителями вроде бы проще - московский строительный комплекс только ленивый не обвиняет во всех грехах, от плохого качества возводимых домов до быстрорастущих цен на квартиры. Проблема, однако, в том, что Москва одна, а проект "Доступное жилье" (один из четырех президентских) носит общероссийский характер. И в остальной России ажиотаж в связи с квартирным вопросом отсутствует по двум взаимосвязанным причинам. Первая - население слишком бедно, чтоб делать такие покупки. И вторая - для бедного населения невыгодно строить; поэтому региональные строители не проявляют большого энтузиазма. Ипотека, кстати, тоже в основном распространена в столице: трудно продать квартиру в рассрочку человеку, для которого тысяча долларов - предел мечтаний. В Москве же хватает людей, для которых эта сумма - прожиточный минимумом. Поэтому в столице со спросом слишком густо, а в провинции - пусто, и проблема монополизма для последней неактуальна.

А вот ситуация с чиновниками на первый взгляд кажется парадоксальной. На их ведомства проливается золотой дождь, а они проявляют какую-то несвойственную бюрократам индифферентность. Ларчик, однако, раскрывается просто, если принять во внимание следующие соображения. Проблема в том, что чиновники просто не понимают правила игры в новых проектах и пока не могут внятно ответить сами себе на несколько вопросов. А именно: каков уровень откатов, которые можно без риска (или с минимальным риском) брать в ходе реализации проектов? Можно ли распределять преференции между своими людьми и структурами, или же придется руководствоваться принципами, принятыми в европейских странах с продвинутой демократией? Какова будет ответственность за допущенные ошибки - вольные или невольные? И не сочтут ли власти предержащие даже случайные промахи злостным вредительством?

Дело в том, что речь идет о необычных проектах. Во-первых, это заменитель известной идеи удвоения ВВП к 2010 году, которая ранее была главным пиар-проектом Кремля. Удвоение не вдохновило население (как макроэкономическая материя, далекая от повседневных интересов граждан) и вызвало недоумение у скептически настроенных специалистов, в том числе и находящихся на госслужбе. Национальные проекты гораздо жизненнее и, следовательно, понятны и привлекательны, да и эксперты считают их более реалистичными. Разумеется, любые действия, ведущие к их дискредитации, будут восприниматься в Кремле как саботаж.

Вспомним, какие последствия вызвала недавняя история с ловкими ребятами, которые разослали по городам и весям приглашения в Москву на платную конференцию по национальным проектам с участием знаковых персон (включая Медведева, Грефа, Зурабова, Фурсенко) от имени некоего Центра развития стратегических проектов. Как это нередко бывает, никто из анонсированных VIPов не пришел, и доверчивые провинциалы остались глубоко разочарованными и с похудевшими кошельками. Обычно подобные проделки рассматриваются как мелкие шалости, не относящиеся к ведению правоохранительных органов. Сейчас же ситуация совершенно иная - прокуратура возбудила уголовное дело по внушительной ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере, совершенное организованной группой лиц; предельное наказание - 10 лет лишения свободы). Понятно, что одна история такого рода не может дискредитировать проекты, но для власти надо показать всем и вся, что в этом случае шутить не стоит.

Во-вторых, национальные проекты - это площадка для "раскрутки" Дмитрия Медведева, одного из наиболее вероятных кандидатов в преемники действующего президента. Едва ли не главная проблема Медведева как потенциального кандидата - малая известность среди россиян. Национальные проекты, имеющие ярко выраженный социальный характер, - прекрасная возможность для того, чтобы их куратор не просто запомнился, но и полюбился россиянам. Понятно, что с таким человеком никто из бюрократов, лишенных супервлиятельной "крыши" (а таковая есть у немногих), ссориться не хочет. А раз так, то чиновники становятся максимально осторожными, действуя по старому проверенному принципу "как бы чего не вышло".

Есть, разумеется, и объективная проблема, связанная не только с пиаровскими или электоральными интересами. Любой новый проект нуждается в "пилотном" этапе, который позволяет снизить уровень рисков, выявить возможные слабые места, разработать технологии. Сейчас же многое приходится делать на ходу. Заставляет сама российская действительность - вспомним хотя бы административную реформу двухгодичной давности, которую очень быстро пришлось корректировать. Впрочем, эту причину вряд ли можно считать главной: если бы над чиновниками не висел дамоклов меч ответственности, то они куда быстрее освоились бы в непривычной для них обстановке.

Так что национальные проекты заработают тогда, когда чиновники поймут правила игры и избавятся от лишних страхов. Сложность, однако, в том, что в этом случае к ним могут вернуться традиционные "хватательные" рефлексы. Для того чтобы найти золотую и законопослушную середину между чиновником пугливым и чиновником смелым, нужна совершенно другая государственная служба, построенная на универсальных меритократических (то есть основанных на заслугах, а не протекции) принципах, престижная и высокооплачиваемая. Впрочем, это пока мечты, бесконечно далекие от современных российских реалий.

Автор - заместитель генерального директора Центра политических технологий

АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

07.03.2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован