18 августа 2005
1847

Алексей Макаркин: Не тронь - уронишь!

Владимир Путин опроверг слухи об отставках в правительстве. Насколько можно понять, в обозримой перспективе не будут уволены ни Михаил Фрадков, которого "увольняют" чуть ли не с момента назначения премьером, ни ответственные за культуру и переругавшиеся между собой Александр Соколов и Михаил Швыдкой. Такое положение дел может вызвать недоумение у тех, кто считает, что исполнительная власть должна быть единой командой. На самом деле такой задачи после декабря 1992 года (ухода из правительства Егора Гайдара) в современной России никто всерьез никогда не ставил. Власть всегда ориентировалась на баланс интересов - с той лишь разницей, что это мог быть баланс между "своими" и "чужими" или же только "своими". Последнее представлялось почти несбыточным идеалом, которого, однако, в последнее время удалось достичь. Возможность же создания единой и сплоченной команды единомышленников у власти - такой же миф российской политики, как, скажем, объединение СПС и "Яблока", о котором, как ни странно, до последнего времени немало говорилось всерьез (или почти всерьез).

После отставки лидеров староельцинской (иначе, семейной) команды Александра Волошина и Михаила Касьянова и "дела ЮКОСа" в российской власти установился баланс интересов между различными подгруппами питерского клана - "чужие" здесь больше не ходят. В то же время ни одна из подгрупп не в состоянии претендовать на доминирующую роль в политической или экономической сферах, ровно так же - ни одна не выглядит безнадежным аутсайдером. Понятно, что полностью статичной система не является - она все же не музейный экспонат, она живет и развивается. Однако каждый ход, выгодный одной из подгрупп, должен компенсироваться аналогичными преференциями для конкурентов - действие, как известно из школьного учебника физики, должно быть равно противодействию. За примерами далеко ходить не надо. Так, только что появилось сообщение о том, что "Газпром" завершает подготовку к покупке "Сибнефти", почти договорившись с западными банками о соответствующем кредите. А глава "Роснефти" Сергей Богданчиков несколько дней назад пообещал президенту, что его компания вскоре станет лидером российской нефтянки. Вот пример баланса интересов в действии - конкурирующие подгруппы получают возможности для того, чтобы не просто сохранять свои позиции, но и наращивать собственные ресурсы.

Безусловно, описанный процесс никак нельзя назвать идиллическим - в противном случае невозможно было бы говорить о конкуренции. О жесткой подковерной борьбе свидетельствуют всевозможные и разнообразные сигналы - и в сфере экономики (например, затянувшийся процесс получения государством контрольного пакета акций "Газпрома"), и в СМИ, где периодически появляются материалы с нападками на тех или иных чиновников, напоминающие компроматные кампании 90-х годов. Однако решающего перевеса добиться никто не может, да это и не входит в планы президента. Политические последствия "перекоса", связанного со ставкой на одну подгруппу, могут быть весьма плачевными. Вспомним печальное завершение карьеры Михаила Горбачева, который своими руками разрушил еще более неустойчивый баланс интересов в своем окружении, изгнав из власти Шеварднадзе-Яковлева, а заодно и премьера Рыжкова и фактически своими руками соорудив будущий ГКЧП.

Да и ставка Бориса Ельцина в конце 1991 года на группу молодых авангардистов имела крайне противоречивые результаты. С одной стороны, ему приходилось действовать в условиях, называемых юристами "крайней необходимостью" - экономический развал требовал жестких мер, на которые большинство тогдашнего реформаторского истеблишмента не было готово пойти. С другой стороны, рейтинг президента претерпел необратимые негативные изменения, его огромный политический капитал был растрачен (в 1996 году победу Ельцина на выборах пришлось обеспечивать набором средств, имевших мало общего с классической демократией). Не случайно, к примеру, в нынешней Украине Виктор Ющенко отказался от авангардизма, стремясь сохранить баланс интересов между силами, в той или иной степени содействовавшими его приходу к власти (отсюда и своеобразный "квартет" Ющенко-Тимошенко-Литвин-Порошенко, определяющий лицо нынешней украинской власти). Впрочем, в киевском случае речь идет о достаточно широкой межклановой коалиции, тогда как в России, как мы уже говорили, о разделе ресурсов между "своими".

Неудивительно, что в нынешних российских условиях делать резкие кадровые шаги в системе исполнительной власти становится все сложнее - можно, ненароком, "перекосить" весьма шаткое равновесие. Уволишь, к примеру, Фрадкова - получишь ослабление одной из "силовых" питерских подгрупп. Казалось бы, вопросы культуры в нашей стране (как бы она ни называлась) традиционно находились если не на десятом, то на третьем плане. Но как уволить Соколова, если его министерство сейчас ведает в правительстве не только театрами и библиотеками (если речь не идет о таком высокозатратном проекте, как реконструкция Большого театра, то конкурирующие подгруппы этими нудными вопросами не слишком интересуются), но и СМИ. А вот это уже значимо для многих заинтересованных игроков: смена министра может повлиять на существенные интересы. То же самое относится и к назначению новых губернаторов - отсюда и неожиданные назначения по принципу "равноудаленности": Ипатов в Саратовской области, Дудка в Тульской, Шанцев в Нижегородской, и "переназначение" многих глав регионов, являющихся компромиссными фигурами не столько в своих вотчинах, но и в рамках внутривластной конкуренции на федеральном уровне.

Так что нынешнее правительство, которое многими рассматривалось как "временное", может просуществовать дольше, чем предполагали эксперты. Вероятность этого еще увеличивается, если учесть, что в настоящее время рассматриваются разные варианты решения "политической проблемы-2008". Профилирующим, похоже, остается вариант преемничества, но со счетов не сбрасывается и запасной сценарий "третьего срока". И если возникнет опасность, что потенциальный преемник окажется не в силах обеспечить сохранение баланса интересов (пусть и в несколько видоизмененной форме), то запасной вариант вполне может стать основным.

Автор - заместитель генерального директора Центра политических технологий

АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

18.08.2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован