Владимир Путин опроверг слухи об отставках в правительстве. Насколько можно понять, в обозримой перспективе не будут уволены ни Михаил Фрадков, которого "увольняют" чуть ли не с момента назначения премьером, ни ответственные за культуру и переругавшиеся между собой Александр Соколов и Михаил Швыдкой. Такое положение дел может вызвать недоумение у тех, кто считает, что исполнительная власть должна быть единой командой. На самом деле такой задачи после декабря 1992 года (ухода из правительства Егора Гайдара) в современной России никто всерьез никогда не ставил. Власть всегда ориентировалась на баланс интересов - с той лишь разницей, что это мог быть баланс между "своими" и "чужими" или же только "своими". Последнее представлялось почти несбыточным идеалом, которого, однако, в последнее время удалось достичь. Возможность же создания единой и сплоченной команды единомышленников у власти - такой же миф российской политики, как, скажем, объединение СПС и "Яблока", о котором, как ни странно, до последнего времени немало говорилось всерьез (или почти всерьез).
После отставки лидеров староельцинской (иначе, семейной) команды Александра Волошина и Михаила Касьянова и "дела ЮКОСа" в российской власти установился баланс интересов между различными подгруппами питерского клана - "чужие" здесь больше не ходят. В то же время ни одна из подгрупп не в состоянии претендовать на доминирующую роль в политической или экономической сферах, ровно так же - ни одна не выглядит безнадежным аутсайдером. Понятно, что полностью статичной система не является - она все же не музейный экспонат, она живет и развивается. Однако каждый ход, выгодный одной из подгрупп, должен компенсироваться аналогичными преференциями для конкурентов - действие, как известно из школьного учебника физики, должно быть равно противодействию. За примерами далеко ходить не надо. Так, только что появилось сообщение о том, что "Газпром" завершает подготовку к покупке "Сибнефти", почти договорившись с западными банками о соответствующем кредите. А глава "Роснефти" Сергей Богданчиков несколько дней назад пообещал президенту, что его компания вскоре станет лидером российской нефтянки. Вот пример баланса интересов в действии - конкурирующие подгруппы получают возможности для того, чтобы не просто сохранять свои позиции, но и наращивать собственные ресурсы.
Безусловно, описанный процесс никак нельзя назвать идиллическим - в противном случае невозможно было бы говорить о конкуренции. О жесткой подковерной борьбе свидетельствуют всевозможные и разнообразные сигналы - и в сфере экономики (например, затянувшийся процесс получения государством контрольного пакета акций "Газпрома"), и в СМИ, где периодически появляются материалы с нападками на тех или иных чиновников, напоминающие компроматные кампании 90-х годов. Однако решающего перевеса добиться никто не может, да это и не входит в планы президента. Политические последствия "перекоса", связанного со ставкой на одну подгруппу, могут быть весьма плачевными. Вспомним печальное завершение карьеры Михаила Горбачева, который своими руками разрушил еще более неустойчивый баланс интересов в своем окружении, изгнав из власти Шеварднадзе-Яковлева, а заодно и премьера Рыжкова и фактически своими руками соорудив будущий ГКЧП.
Да и ставка Бориса Ельцина в конце 1991 года на группу молодых авангардистов имела крайне противоречивые результаты. С одной стороны, ему приходилось действовать в условиях, называемых юристами "крайней необходимостью" - экономический развал требовал жестких мер, на которые большинство тогдашнего реформаторского истеблишмента не было готово пойти. С другой стороны, рейтинг президента претерпел необратимые негативные изменения, его огромный политический капитал был растрачен (в 1996 году победу Ельцина на выборах пришлось обеспечивать набором средств, имевших мало общего с классической демократией). Не случайно, к примеру, в нынешней Украине Виктор Ющенко отказался от авангардизма, стремясь сохранить баланс интересов между силами, в той или иной степени содействовавшими его приходу к власти (отсюда и своеобразный "квартет" Ющенко-Тимошенко-Литвин-Порошенко, определяющий лицо нынешней украинской власти). Впрочем, в киевском случае речь идет о достаточно широкой межклановой коалиции, тогда как в России, как мы уже говорили, о разделе ресурсов между "своими".
Неудивительно, что в нынешних российских условиях делать резкие кадровые шаги в системе исполнительной власти становится все сложнее - можно, ненароком, "перекосить" весьма шаткое равновесие. Уволишь, к примеру, Фрадкова - получишь ослабление одной из "силовых" питерских подгрупп. Казалось бы, вопросы культуры в нашей стране (как бы она ни называлась) традиционно находились если не на десятом, то на третьем плане. Но как уволить Соколова, если его министерство сейчас ведает в правительстве не только театрами и библиотеками (если речь не идет о таком высокозатратном проекте, как реконструкция Большого театра, то конкурирующие подгруппы этими нудными вопросами не слишком интересуются), но и СМИ. А вот это уже значимо для многих заинтересованных игроков: смена министра может повлиять на существенные интересы. То же самое относится и к назначению новых губернаторов - отсюда и неожиданные назначения по принципу "равноудаленности": Ипатов в Саратовской области, Дудка в Тульской, Шанцев в Нижегородской, и "переназначение" многих глав регионов, являющихся компромиссными фигурами не столько в своих вотчинах, но и в рамках внутривластной конкуренции на федеральном уровне.
Так что нынешнее правительство, которое многими рассматривалось как "временное", может просуществовать дольше, чем предполагали эксперты. Вероятность этого еще увеличивается, если учесть, что в настоящее время рассматриваются разные варианты решения "политической проблемы-2008". Профилирующим, похоже, остается вариант преемничества, но со счетов не сбрасывается и запасной сценарий "третьего срока". И если возникнет опасность, что потенциальный преемник окажется не в силах обеспечить сохранение баланса интересов (пусть и в несколько видоизмененной форме), то запасной вариант вполне может стать основным.
Автор - заместитель генерального директора Центра политических технологий
АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
18.08.2005 г.