22 мая 2006
3369

Алексей Макаркин: После объединения

Объединение Патриаршей и "зарубежной" православных церквей завершается. Правда, отнюдь не в идиллической обстановке. Всезарубежный собор переложил ответственность за принятие решения на Архиерейский, а тот, в свою очередь, на зарубежный Синод, в который входит всего пять человек, причем четверо из них - сторонники объединения. После этого противники "аншлюса", скорее всего, выйдут из рядов РПЦЗ и вольются в греческие или другие русские православные юрисдикции.

Но не это главное. Более интересно, что же будет дальше, после того, как представители церквей утрясут споры, связанные с каноническим статусом клириков, которые когда-то перешли к зарубежникам, а сейчас серьезно обеспокоены необходимостью "возвращаться домой" и надеться на прощение своих грехов. Допустим, все подобные проблемы будут решены, однако на повестке дня в недалеком будущем окажется новая тема - кто будет управлять зарубежными епархиями и их немалым имуществом в США, Германии, Австралии, Латинской Америке... Ведь в последние десятилетия численность клира РПЦЗ существенно сократилась - в русскую церковь с длинными службами на церковнославянском языке молодые динамичные потомки поручиков Голицыных и корнетов Оболенских идут далеко не всегда. В третьем поколении еще кое-как действует сила инерции, а в четвертом люди, как правило, уже забывают русские корни, становясь обычными западными "яппи", плохо совместимыми с церковной архаикой. Есть, конечно, исключения, но они лишь подтверждают правило.

Так что недалек тот час, когда на помощь зарубежникам придет Московская патриархия, делясь с собратьями архиерейскими кадрами. И не суть важно, будет ли такая возможность формально зафиксирована на бумаге уже в момент объединения или несколько позже. Когда объединение официально произойдет, в церкви останутся только те, кто без особых проблем готов подчиниться практически любому епископу, если тот служит на том же языке, что и в средневековье, и при этом отрицает "папистский" григорианский календарь. Поэтому любые гарантии "самоуправляемого" статуса носят лишь успокоительный характер для тех священников и прихожан, которые до сих пор подвержены "объединительной" фобии.

Кроме того, в самой РПЦЗ есть влиятельные персонажи, максимально заинтересованные в скорейшей интеграции с патронируемой российской властью Патриаршей церковью. Это деловые люди современной формации. Тем, кто реально влияет на ситуацию в РПЦЗ, по большей части все равно, кто будет руководить ее епархиями. Скажем, для Бориса Йордана, скромного прихожанина Зарубежной церкви, прочитавшего на соборе часовой доклад о необходимости воссоединения, важны перспективы работы на российском рынке, где требования к политической лояльности инвесторов все время растут (вспомним недавнее "дело Браудера", когда, казалось бы, абсолютно "пророссийский" инвестор неожиданно был лишен права на въезд в страну). Или для синодального казначея протоиерея Петра Холодного, который успешно сотрудничал с "Норильским никелем" как торговец никелем и платиной на мировых рынках: Петр Холодный имеет степень МВА (магистр бизнес-администрирования) и занимается бизнесом уже пару десятилетий. Насколько этих деловых людей всерьез волнуют вопросы, связанные с дискуссиями, актуальными для 20-30-х годов (вроде отношения к одиозной для традиционных зарубежников Декларации митрополита Сергия, которой в будущем году исполнится 80 лет), - вопрос более или менее риторический.

То, что РПЦ склонна к навязыванию своей воли входящим в ее состав зарубежным филиалам, хорошо видно на примере современной ситуации в Сурожской епархии. Еще недавно казалось, что эта епархия на территории Великобритании - уникальное создание знаменитого митрополита Антония (Блума) - будет в течение долгих лет существовать в том же виде, что и при жизни пастыря. То есть как объединение клириков и прихожан, ставящих на первое место не типикон издания Святейшего Синода победоносцевских времен, а любовь и милосердие, христианское просвещение, которое не знает национальных границ (отсюда и богослужение на разных языках, которое отличало эту епархию от других). Но когда часть приехавших из России епархиальных неофитов потребовала, чтобы в храмах служили строго по отечественному уставу, они тут же получили поддержку Москвы, что привело к драматическим последствиям. Преемник владыки Антония епископ Василий (Осборн), чью кандидатуру выдвинуло Епархиальное собрание, подал заявление о переходе в юрисдикцию Константинопольского патриархата, и тут же был отстранен патриархом Алексием II от управления и "отправлен на покой". А вместо него епархией управляет архиерей, назначенный Москвой.

РПЦЗ, как уже говорилось выше, напротив, привержена богословскому традиционализму. По своему неприятию всяческих церковных нововведений (пусть самых умеренных, не имеющих ничего общего с пресловутым "обновленчеством" 20-х годов) "зарубежники" занимают не менее жесткую позицию, чем патриархийные ортодоксы. Неслучайно в вопросе о Сурожской епархии позиции РПЦ и РПЦЗ совпали, и в комиссию, которая будет теперь заниматься ее судьбой, включили главного инициатора объединительного процесса - архиепископа РПЦЗ Марка. Ситуация, беспрецедентная для церквей, которые до сих пор не находятся друг с другом ни в каноническом, ни в евхаристическом общении.

Впрочем, ничего удивительного в этом нет - пути "вестернизированного" православия (подобного тому, которое существовало в Сурожской епархии) и РПЦ все более расходятся. Терпимость - слово не из лексикона современных российских церковных деятелей. А зарубежные епархии представляют собой прекрасную возможность для международной экспансии Патриаршей церкви, которой та не преминет воспользоваться.

Автор - заместитель генерального директора Центра политических технологий

АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

22.05.2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован