02 мая 2006
2292

Алексей Макаркин: Про бумагу и овраги

Чем ближе 2008 год, тем больше внимания аналитики уделяют тому, что будет с путинским режимом после этой даты. И тем больше внимания к любым знакам, которые исходят из Кремля - будь то задерживаемое президентское послание или же расстановка сил во властных структурах. Но, на мой взгляд, важнее другое - механизм принятия решений и их исполнение. Представляется, что именно эта особенность современного российского государства является ключевой для определения перспектив его развития. Действительно, часто даже правильные по замыслу проекты превращаются в свою противоположность - наглядная иллюстрация к известной пословице о гладкой бумаге и забытых оврагах.

Возьмем, например, предыдущее президентское послание. Только что президентское контрольное управление проанализировало итоги его выполнения. Выяснилось, что как только ни обличали надменную касту бюрократии (в том числе и на президентском уровне), а транзакционнные издержки только малого бизнеса составляют свыше 200 млрд руб. (цифра, недалекая от его годового оборота). Остается удивляться тому, что этот бизнес еще как-то существует и что-то делает - в Европе такой уровень издержек замечался разве что в самые неудачные годы Средневековья, когда британцам требовалось выкупать короля Ричарда или, когда французами правил король, в своем безумии воображавший, что сделан из стекла и в любой момент может разбиться. Так что, скорее всего, одна из основных причин затянувшейся работы над посланием - это стремление подвести итоги реализации положений прошлогоднего документа (возможно, что диагноз, поставленный президентскими контролерами, органично войдет в готовящийся текст).

Немаловажен и вопрос о качестве принимаемых решений. Возьмем, к примеру, декабрьское газовое наступление на Украину. Вряд ли кто-нибудь в России считал, что "Газпром" и дальше должен был оказывать вспомоществование украинской экономике (и, соответственно, местной олигархии, которая при премьере Януковиче не допустила Россию к приватизации "Криворожстали"). Иллюзий относительно славянского братства осталось уже немного - достаточно взглянуть на вышедшую еще в кучмовские времена украинскую почтовую марку, посвященную гетману Выговскому, устроившему русским войскам кровавую баню под Конотопом (сцена сражения любовно выписана за гетманским портретом). Но одно дело выдвинуть понятный как россиянам, так и нашим европейским партнерам план. Например, повысить цену на газ до 95 долл. за тысячу кубометров с 1 января 2006-го, до 140 долл. с 1 января 2007-го, до 200 долл. с 1 января 2008-го (цифры условные, но порядок мог быть примерно таким) и т.д. В этом случае было бы непросто обвинить Россию в использовании газового рычага в политических целях (а если бы такие обвинения и возникли, то их можно было бы успешно парировать). Однако был избран прямо противоположный вариант - вначале объявить о "шоковом" повышении цен, напугать не только украинцев, но и европейцев перекрытием "вентиля" для Украины, а затем отступить к тем же 95 долларам, которые можно было получить куда меньшей кровью.

Кстати, сейчас есть основания полагать, что грядет второй акт этой истории - снова заходит речь о повышении цен (с 1 июля), но неясно насколько - то ли до 230 долларов, то ли до меньшего уровня. Добавим к этому и посредника в виде "Росукрэнерго", чья прозрачность не слишком увеличилась от обнародования пары имен украинских бизнесменов, которые имеют отношение к 50%-ному пакету акций этой компании. В общем, есть опасность второй раз наступить на те же грабли.

Еще один характерный пример - нашумевшая история с печальной судьбой грузинских и молдавских вин в России. Понятно, что здесь есть как политическая составляющая, так и вполне объективная проблема недоброкачественного пойла. Казалось бы, можно было организовать жесткие репрессии против поставщиков продукции, которая хотя бы ненамного отличается от установленных стандартов (так, кстати, делают все уважающие себя страны, и вовсе необязательно, что в деле есть примесь политики - скорее, наоборот). В этом случае с прилавков сразу бы исчезла добрая половина вина, поставляемого из этих стран: понятно, что "Хванчкара" за сотню рублей - это издевательство над брендом в особо изощренной форме. Более того, знатоки проблем отрасли прекрасно знают, как можно "завернуть" и нефальсифицированный, но недостаточно кондиционный продукт.

Вместо этого смешали агнцев с козлищами. Пострадали как сомнительные или просто мошеннические фирмы, так и респектабельные участники российского рынка. Если имелось ввиду нанести удар по политическим интересам грузинской и молдавской властей, то можно было бы не разорять нормальных российских бизнесменов, которые уже заплатили своим контрагентам за партии высококачественных и дорогостоящих напитков. Ведь и действия против мошенников и "некондиционщиков" нанесли бы серьезный ущерб экономикам соответствующих стран, в которых немало криминала, но не вызвали бы недоуменных вопросов к России. А то получается парадоксальная ситуация - солидные поставщики терпят убытки, а фальсификаторы переклеивают этикетки, маскируя псевдо-"Хванчкару" под псевдо-"Портвейн".

Таким образом, речь идет как о недостаточно просчитанных решениях, так и об ущербной исполнительской дисциплине - двух проблемах, свойственных обществу с сильной и неэффективной бюрократией и со слабым и, опять-таки, неэффективным гражданским контролем. Пока будет сохраняться такое положение дел, проведение внятной и успешной правительственной политики выглядит лишь благим пожеланием.

Автор - заместитель генерального директора Центра политических технологий

АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

02.05.2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован