27 ноября 2006
2570

Алексей Макаркин: Про уродов и людей

Леонид Радзиховский поднял в "ЕЖе" важную тему - о том, что в обществе существует немалое число персонажей, которые с нескрываемой радостью встретили сообщения о гибели Анны Политковской и Александра Литвиненко. Раньше они же ликовали, когда были убиты Галина Старовойтова и Сергей Юшенков. Любое следующее убийство известного правозащитника, демократического политика или "диссидента от органов" эти особи встретят с радостью.

Означает ли это, что российский народ тоталитарен и совершенно безнадежен на предмет адаптации к ценностям свободы и демократии? Можно много рассуждать на высокую тему о том, что толпа - это не народ. А также о том, что даже в тех обществах, которые имеют великолепные традиции демократии, куда больше 5% тех, кто готов на эту демократию наплевать - особенно если речь идет о кухонном трепе (интернет сейчас, по сути дела, заменяет такую кухню).

Кроме того, противоречивое отношение многих европейцев к демократии демонстрирует и электоральное поведение избирателей - пусть меньшинства, но немаленького. Достаточно вспомнить, что почти 20% французов на ближайших выборах готовы проголосовать за ультраправого Ле Пена, а в 2002 году он получил примерно столько же. Совсем недавно почти четверть болгарских избирателей (напомним, что Болгария уже вступила в НАТО и через считанные дни станет членом Евросоюза) проголосовали за ярого националиста и ксенофоба, занявшего второе место на президентских выборах. Несколько лет назад то же самое было в Румынии, также вступающей сейчас в ЕС.

С чем же связаны такие - весьма распространенные - фобии в отношении российского народа, далеко идущие выводы, которые делаются на основе, прямо скажем, омерзительной болтовни некоторого количества субъектов из числа обеспокоенных радиослушателей и постоянных посетителей разных форумов? Разумеется, свою роль играет эмоциональный фактор - когда читаешь фразу типа "Политковская получила свое, и я этому рад", то хочется разобраться с мерзавцем вполне неполиткорректно, "с занесением на личность". И можно посчитать именно это мнение "гласом народа" - хотя нормальные люди (которых большинство) рассуждали совершенно иначе - "жалко женщину, у нее же дети остались".

Видимо, речь идет не только об эмоциях, но и о недовольстве невысокими рейтингами демократических партий и нынешней слабой востребованностью либеральных политиков. Отсюда и сильнейшее разочарование в народе, который не понимает, не ценит и вообще является ксенофобской толпой уродов. И отождествление с "мнением народным" точки зрения персонажей злобно-трусливых, которые используют интернет для того чтобы распространять свои мерзости без опасений для собственного благополучия. При этом как-то забывается, что многие из представителей этой "толпы" - абсолютно нормальные люди, которые, кстати, сами в свое время поддерживали демократическое движение, голосовали за Ельцина и со слов забытых ныне следователей Гдляна и Иванова считали непопулярного партбосса Лигачева крупнейшим взяточником всех времен и народов. Тогда эти люди были для демократов народом, который восстал против коммунистической диктатуры. Но стоило политической конъюнктуре поменяться, как народ куда-то исчез и превратился в толпу.

Отметим при этом, что у российских либералов очень значительна правозащитная составляющая - это политическая реальность, относящаяся практически ко всем политическим силам демократической ориентации. Надо только понимать, что в любом более или менее стабильном обществе правозащитники (они же диссиденты) находятся в меньшинстве. Был в США такой либеральный сенатор Юджин Маккарти (не путать с его однофамильцем, промышлявшим охотой на ведьм в первой половине 50-х годов). В 1968 году, на волне протеста против вьетнамской войны он решил объединить всех ее противников - от прогрессивных профессоров до хиппи. Результат - поддержка среди части активистов Демократической партии и полное отторжение позиции сенатора со стороны большинства американцев. Тогда же лишь явное меньшинство американцев поддерживали еще более радикальную позицию Джейн Фонды, не скрывавшей своей солидарности с вьетнамцами, которые в своих джунглях убивали американских парней (это крайняя степень диссидентства, вызывающая принципиальное отторжение и у многих стопроцентных либералов).

Только в период резкого ослабления государственной власти правозащитники становятся кумирами общества. В начале 80-х годов большинство советских граждан ("толпа") отчаянно завидовали академику Сахарову, которого хотя и выслали в Горький, но в четырехкомнатную квартиру (но, надо сказать, что и тогда явное меньшинство считало, что главного диссидента "стрелять надо"). В конце 80-х, когда нефтяные цены резко пошли вниз, и власть показала свою недееспособность, тот же Сахаров, смело полемизировавший с Горбачевым на депутатском съезде, стал героем для многих из бывших завистников ("народа"). Равно как первым президентом Чехии стал правозащитник-идеалист Гавел, а вторым - технократ-прагматик Клаус.

Что же делать сейчас демократам? Во-первых, перестать комплексовать по поводу того, что вокруг одни уроды, не понимающие благих намерений - это не только неверно, но и непродуктивно. Во-вторых, не оставляя политической правозащитной деятельности (не следует отказываться от собственной идентичности), надо больше внимания уделять социальным инициативам, выработке приемлемых альтернатив политике действующей власти в вопросах, которые волнуют большинство людей. А это - отсутствие равных возможностей, рост цен, проблемы образования и здравоохранения и др. В-третьих, заниматься не слишком популярной организационной "черновой" работой - пусть не очень эффектной, зато эффективной, особенно если смотреть несколько дальше ближайшей пары лет.

Автор - заместитель генерального директора Центра политических технологий

АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

27.11.2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован