Накануне годовщины киргизской революции политическая ситуация в этом среднеазиатском государстве в очередной раз обострилась. На этот раз в связи с уходом спикера парламента Омурбека Текебаева в отставку после его заявления в парламенте о растрате президентом Бакиевым бюджетных средств. С вопросом о том, как повлияет отставка Текебаева на и без того нестабильную ситуацию в Киргизии Страна.Ru обратилась к заместителю генерального директора Центра политических технологий Алексею Макаркину. По мнению эксперта, интригой ближайших дней станет выбор будущего спикера, так как в ходе него проявится соотношение сил между двумя ключевыми фигурами - президентом и премьером.
- В среду спикер парламента Киргизии Омурбек Текебаев заявил, что уйдет в отставку. Как вы оцениваете политическую ситуацию в Киргизии? Как повлияет уход спикера на развивающийся конфликт между Феликсом Куловым и Курманбеком Бакиевым?
- В Средней Азии есть только один пример того, как власть и оппозиция договорились друг с другом, причем на достаточно длительный срок. Это Таджикистан, где долгое время шла гражданская война. Власти и исламисты находились в вооруженной оппозиции, но в конце концов они пришли к выводу, что ни власть не способна уничтожить исламистов, ни исламисты не способны прийти к власти. В результате исламистам была предоставлена определенная квота в системе власти. И все понимают, что если это соглашение будет нарушено, начнется гражданская война. В Киргизии немного другая ситуация. Там свергли Акаева в результате восстания кланов, которые были влиятельны на юге, чьим представителем и является президент Бакиев. Он как самый статусный представитель юга и возглавил восстание. Но конструкция доминирования южного клана не могла понравиться не только северянам, но и целому ряду фигур и с юга в том числе, которые достаточно сдержанно относились к фигуре Бакиева. Нынешняя ситуация характеризуется тем, что президентом является представитель юга, премьер-министром - северянин Феликс Кулов, а спикером парламента - Текебаев, который происходит с юга, но при этом является политическим союзником Кулова.
- Как вы расценивается заявления Текебаева по поводу коррупции в кабинете Бакиева?
- Это часть внутривластной борьбы, где Текебаев фактически находится на стороне Кулова. Обвинения неизбежны при клановой системе, которая не имеет ничего общего с торжеством демократии, о которой говорили в США с приходом Бакиева. В Киргизии люди приходят к власти благодаря кланам и обязуются защищать их интересы.
- Можно ли говорить о скорой смене власти в Киргизии?
- Можно говорить о том, что все идет к очень серьезному кризису. Потому что в республике очень слабый опыт компромиссов, очень сложные отношения между ключевыми фигурами. Текебаев оказался в столь непростом положении именно потому, что, будучи выходцем с юга, он поддерживает выдвиженца северных кланов.
- Может быть, не только географическое происхождение имеет значение?
- Аппаратные связи тоже, конечно. Но именно Текебаев подает в отставку, потому что он стал стремительно утрачивать свои позиции в своем регионе. Старейшины требуют его ухода. Он фактически оказался в изоляции. Дело в том, что впервые с 1990 года представитель юга является главой республики, поэтому Бакиева там поддерживает абсолютное большинство, а Текебаева, напротив, недолюбливают.
- Насколько вероятен роспуск парламента?
- Я думаю, они попытаются договориться. Текебаев - это фигура, которая во многом вызывала раздражение власти. Он персонально обидел президента, назвав его, если верить СМИ, "собакой". В отличие от ситуации 1993 года в России, когда Хасбулатов обидел Ельцина, но остался на своем посту, так как за ним был парламент, за Текебаевым никого нет. Факт его ухода на какое-то время снизит противостояние. В то же время персональная роль Текебаева невысока. Во-первых, потому что слаба роль законодательной власти в целом. Во-вторых, за Текебаевым нет серьезной клановой поддержки, в отличие от Кулова и Бакиева, за которыми реальная власть. В том, кто станет следующем спикером, проявится соотношение сил между двумя ключевыми фигурами - президентом и премьером. Это и будет главная интрига ближайших дней.
- Насколько велика вероятность создания криминального государства в Киргизии?
- Такая опасность есть. Если противоборствующие стороны окончательно дискредитируют себя в ходе конфликта, появится третья сила в виде криминала, который в условиях хаоса всегда получает большие возможности. Но и сейчас роль криминала велика.
- Насколько эта ситуация осложняет отношения России с Киргизией, учитывая партнерство в рамках ОДКБ?
- Ситуация в Киргизии не выгодна ни России, ни США, которые во многом пожалели, что поддержали киргизскую оппозицию в прошлом году. Акаев был достаточно предсказуем и он не был антизападной фигурой. А сейчас ситуация запутана. Ведь фактически непонятно, с кем договариваться и о чем. Нет никакой стабильности.
08.02.06
Ксения Фокина
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.