22 декабря 2005
2262

Алексей Макаркин: В защиту говорильни

Новый труд одного из творцов российской Конституции и основателей партии "Яблоко" Виктора Шейниса "Взлет и падение парламента" (два тома общим объемом почти в полторы тысячи страниц) стал значимым событием в интеллектуальной жизни России. Автор - политолог, экономист, историк - является не только теоретиком, но и практиком парламентаризма, на своем опыте узнавшим и на себе испытавшим особенности современной истории отечественной законодательной власти.

Книга не дает простых ответов - она побуждает к размышлениям о судьбах российской политики. В частности, о том, почему полноценный парламент так и не стал фактором российской политической жизни.

Действительно, при царе Дума была пятым колесом в телеге бюрократического государства, и эпатирующее заявление министра Коковцова о том, что "слава Богу, в России нет парламента", по сути дела, было верным. И царский двор, и бюрократические верхи с трудом терпели орган, рожденный страхом перед смутой и вызванной им неверной оценкой ситуации. Царь так и не смог простить себе уступки, вырванной у него министром Витте в условиях, когда под рукой не нашлось двух-трех энергичных полковников, способных железной рукой подавить революцию. Когда полковники нашлись, манифест об учреждении законодательного органа был уже подписан. Но до самого февраля 17-го царь и его окружение упорно искали возможности для того, чтобы взять эту уступку назад, воспринимая парламент как бесполезную, а то и вредную говорильню.

В советское время к слову "парламентаризм" прилипло определение "буржуазный", равно как к либерализму - прилагательное "гнилой". Однако и съезды народных депутатов СССР и РСФСР мало походили на парламент, больше смахивая на митинговые действа, где конституционные поправки принимали едва ли не с голоса. Более того, в советской бюрократической машине эти митинги были также явлением чужеродным. Не случайно, что еще во время работы съездов начала входить в моду "китайщина" - экономические реформы при жестком зажиме демократии.

Что же до позднего "хасбулатовского" Верховного совета, то он представлял собой не парламент, а альтернативную президентской власти жесткую иерархическую структуру со строжайшей дисциплиной (особенности ее функционирования прекрасно показаны в книге Шейниса, который, как истинный парламентарист, не мог вписаться в рамки подобной структуры). Живучий стереотип о том, что в октябре 93-го из танков расстреливали парламент, лишен всяких оснований: к тому времени в Белом доме находилось лишь явное меньшинство депутатов, собрание которых не имело ни малейшей легитимности.

Другое дело, что конфликт между Ельциным и Хасбулатовым имел печальными последствиями не только гибель людей, но и сильнейшую подозрительность исполнительной власти по отношению к законодательной, полномочия которой были существенно ограничены. И это на фоне того, что страны Центральной и Восточной Европы, осуществляющие, как и Россия, постсоциалистический транзит, по большей части являются президентско-парламентскими республиками. А Эстония, Латвия, Венгрия, Албания - парламентскими (то есть президент там, так же как в Германии или Италии, не избирается всенародным голосованием и является "символической" фигурой).

Именно сильный парламент позволяет исполнительной власти не впадать в искус авторитаризма. Парламентская традиция "уравновесила", к примеру, такого сильного плебисцитарного лидера, как Шарль де Голль во Франции 60-х годов. Именно сильный парламент (орган, который многие до сих пор считают "говорильней") обеспечил либеральную трансформацию Хорватии после смерти авторитарного "отца-основателя" Туджмана. Именно победа оппозиции на парламентских выборах в Словакии привела к тому, что было предотвращено сползание страны к авторитаризму, которое было возможно в случае продолжения доминирования в стране такого властного политика, как Владимир Мечьяр.

В России же сбалансированная президентско-парламентская республика так и не сложилась (понятно, что чисто парламентский ее вариант для многомиллионной и многонациональной России неприемлем). Ущемленная в правах Государственная дума превратилась вначале в учреждение, которое то принимало никчемные эдикты типа получившего определенную известность закона о пчеловодстве, то с упорством, достойным лучшего применения, пыталось выгнать президента из Кремля посредством импичмента. В последние же годы парламент вообще утрачивает чувство корпоративности, свойственное любому цивилизованному законодательному корпусу. Он то дружно голосует за законы о митингах и неправительственных организациях (а точнее, против митингов и означенных организаций), то почти сразу же пересматривает свою позицию и принимает к исполнению поступившие сверху поправки.

И дело не в том, что эти поправки вполне разумно исправляют одиозные положения законопроектов. Важнее другое - прогрессирующая слабость института. Мир знал разные парламенты, в том числе вошедшие в историю как реакционнейшие - возьмем хотя бы ультрароялистскую "бесподобную палату" времен реставрации Бурбонов после окончания наполеоновских войн. Но проходило несколько лет, тенденции менялись, в существующие институты приходили новые люди, в них становилось все больше инакомыслящих. Однако очень трудно оживить парламент, полномочия которого с самого начала носили ущербный характер, а корпоративный дух угасает на глазах.

Виктор Шейнис, один из лучших в стране знатоков законодательной власти, весьма пессимистичен в оценке ее перспектив в России. Рассматривая бытующую точку зрения о благотворности просвещенного абсолютизма, он замечает: "Беда в том, что абсолют очень редко оказывается достаточно просвещенным. А пока приходится констатировать, что развитие российского парламентаризма оказалось снова отброшенным к исходному состоянию и его история поныне остается повестью о несбывшихся надеждах и упущенных возможностях".

Автор - заместитель генерального директора Центра политических технологий

АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

22.12.2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован