Наши политтехнологи и те люди, которые изначально вмешивались в ситуацию в Абхазии, могут нанести ущерб российскому влиянию в этой республике. Те, кто оказывает нажим на Абхазию, имеют чисто материальные интересы. Клан Ардзинбы пообещал им участие в своих бизнес-проектах. Поэтому давление на республику нарастает. Грузинскому президенту Саакашвили в этой ситуации остается только потирать руки.
Мне кажется, что Сергей Багапш более адекватен в качестве прагматичного лидера. Трудно прогнозировать как он поведет себя, если решение Верховного суда будет в пользу Хаджимбы. Конечно, у Абхазов всегда есть общий враг - Грузия, но я думаю, что люди Багапша не сдадутся. Другое дело, что на них будет оказывать сильнейшее давление Москва. В любом случае Абхазия будет расколота раз и навсегда. Ее позиции перед лицом Грузии заметно ослабнут. Если это произойдет, проблемы появятся и у Москвы.
Хотелось бы верить в то, что Москве удастся договориться с Багапшем. Я знаю, что переговоры с ним ведутся. Но, дело в том, что в самой России нет однозначного мнения по этому поводу. Те, кто лоббировал Рауля Хаджимбу, рассчитывали за это что-то получить. Если Москва примет какое-то компромиссное решение, если ей удастся консолидировать Абхазию или, по крайней мере не раскалывать ее, то это будет доказывать, что она способна маневрировать и принимать адекватные решения.
15.10.2004
Алексей МАЛАШЕНКО,
член научного совета Московского центра Карнеги
2004 `НОВАЯ ПОЛИТИКА`
http://nvolgatrade.ru/