Илья Лазаревич Ципурский (26.08.1934 - 03.08.2022), профессор кафедры механизации строительства Московского государственного строительного университета (МГСУ), двукратный чемпион СССР по борьбе самбо, чемпион Европы по дзюдо, Заслуженный мастер боевого самбо, Заслуженный мастер спорта по борьбе самбо, трехкратный чемпион мира по дзюдо среди ветеранов, заслуженный работник физической культуры РСФСР, судья по боевому самбо экстра-класса.
Преданный пропагандист системы А.А. Харлампиева и легендарная личность в мире российских единоборств, воспитавший огромное количество профессиональных спортсменов. Судья экстра-класса, оставивший нам ценное научно-методическое наследие в деле судейства спортивных соревнований по боевому самбо, а также различным смешанным единоборствам (миксфайтам), в том числе всем известным "боям без правил". Человек, чей пример профессионализма, самоотдачи, жизнелюбия и преданности своему делу заслуживает глубочайшего уважения.
Его похороны состоялись в Москве 05.08.2022. Проститься и проводить Илью Лазаревича в последний путь пришло много уважаемых людей, среди которых известные спортсмены, Герои России, общественные и государственные деятели, в их числе:
Глариозов Евгений Леонидович, Жуков Анатолий Григорьевич, Иншаков Александр Иванович, Малый Алексей Алексеевич, Мулеев Рашид Абзальтинович, Никишкин Василий Александрович, Панин Виктор Викторович, Цветов Юрий Викторович, Шульц Михаил Генрихович и многие другие друзья и коллеги.
Вспомнили многочисленные и многочасовые заседания Оргкомитетов соревнований с его яркими выступлениями по вопросам судейства и то, что Первый открытый Чемпионат города Москвы по боевому самбо на призы Заслуженного мастера боевого самбо Ильи Лазаревича Ципурского, прошедший во Дворце спорта МГСУ в 2000 году, организовали активисты Федерации боевого самбо России и Всемирной федерации боевого самбо (World Combat Sambo Federation – WCSF) Борисов Н.И., Борисочкин Ю.Ф., Волостных В.В., Гончаров А.В., Жуков А.Г., Иншаков А.И., Лайшев Р.А., Малый А.А., Мулеев Р.А., Рудман Д.Л. Тихонов В.А., Фёдоров А.С. и др.). Главный судья соревнований – И.Л. Ципурский.
Мне нравилось в 90-е годы на все международные турниры и чемпионаты в качестве призов победителям выставлять автомобили. За несколько лет такие призы стали традиционными и вновь учреждённый турнир первые три года получал такие же призы чемпионам.
Согласно Положению о проведении соревнований, участие в том Чемпионате могли принимать лишь спортсмены, имеющие квалификацию не ниже кандидата в мастера спорта по любому виду единоборств и представленные соответствующей общероссийской или международной спортивной федерацией (ассоциацией). Тем не менее, в нем приняли участие представители 32-х различных видов единоборств, что стало своеобразным рекордом!
Во всех весовых категориях победили представители клубов боевого самбо, что стало предметом гордости И. Л. Ципурского.
22 телеканала получили аккредитацию Организатора и освещали это грандиозное спортивное событие, прославившееся яркими поединками и ставшее несколько лет подряд привлекательным шоу для зрителей.
Много теплых слов было сказано присутствующими от себя и от целой плеяды спортсменов, воспитанников, студентов и коллег Ильи Лазаревича. Много личных историй, связанных с именем И.Л. Ципурского, было поведано в память об этом легендарном человеке.
Вспоминает Кузнецов Павел Анатольевич, судья по боевому самбо:
Во второй половина 90-ых годов прошлого столетия, когда я пришёл в Федерацию боевого самбо России в качестве судьи по боевому самбо, Правила спортивных соревнований по боевому самбо были ещё не такими совершенными, как сегодня, они ещё только вырабатывались в ходе многочисленных экспериментов. Многие судьи опирались на правила соревнований по борьбе самбо, и не всегда было ясно, а как же оценивать результаты технических действий, которые в борьбе (сегодня – в спортивном самбо) не разрешены. Были опробованы различные экспериментальные правила поединков, применявшихся при проверках готовности офицеров специальных подразделений силовых структур СССР, предложенные Малым А. А., но что-то из этого не выдерживало проверку временем, а что-то и вошло в их современный вид. Часто, при возникновении спорных вопросов, принимались в расчёт положения участников и преимущества реального поединка за право на жизнь (перспектива развития поединка, его боевое продолжение и др.).
Немало раздумий порождал важнейший вопрос: а как оценивать в боевом самбо удары, чтобы, с одной стороны, учитывать их при вынесении решения о результате поединка, а, с другой стороны, чтобы сам поединок не превратился в «салочки», когда количество формально нанесённых (достигших цели), но малоэффективных ударов не сыграло в пользу спортсмена, который в реальном поединке ни за что бы не одержал победу.
Как-то раз в 2001 году перед отлётом в Краснодар на крупный международный турнир, с момента которого прошло уже более двадцати лет, я, ещё не имеющий значительного опыта судья, взялся в очередной раз перечитать действующие на тот момент правила (хорошая привычка, которую рекомендую всем судьям, особенно начинающим), и в который раз перечитал определение броска: «Броском считается техническое действие атакующего из положения "стоя", в результате которого атакуемый теряет равновесие и из положения "стоя" падает, оказываясь в положении "лежа" либо "небоеспособен"».
Внезапно до меня дошло, что под это определение подпадает также и удар, приведший к падению соперника. «Техническое действие» – да. Атакуемый падает – да. Все до единого формальные признаки указывали на то, что такие удары должны оцениваться в равной степени, как и броски.
В самолёте я оказался на соседнем кресле с Ильёй Лазаревичем Ципурским, которому и изложил эти свои мысли. И маститый мэтр, двадцать раз бывший на тот момент главным судьёй Чемпионатов СССР по борьбе самбо и уже пяти Чемпионатов мира по боевому самбо, и от которого в самой большой степени зависело проверка и введение новых правил, не отмахнулся от новичка, который лишь недавно вышел из студенческого возраста, и стал обсуждать со мной это, как с равным коллегой. Его, видимо, тоже немало занимал и беспокоил вопрос о том, как же правильно оценивать удары в поединке, и в введении такого правила он увидел хорошую возможность назначать за них результативные баллы, пусть даже лишь в одной из разнообразных возможных ситуаций. Всё время полёта мы проговорили с ним как об этой ситуации в спортивном поединке, так и об иных, которые возникают в связи с ней.
Во многом меня удивило и внутренне порадовало, что один из самых значительных представителей судейского корпуса страны не счёл за пустую трату времени обсуждать, так сказать, «инициативу снизу», хотя ему, безусловно, чего только не приходилось выслушивать от спортсменов, судей и представителей команд, особенно желающих продавить свою точку зрения.
Каждый раз в процессе обсуждения, когда у Ильи Лазаревича появлялись сомнения в целесообразности введения этой меры, я вновь и вновь вытаскивал наружу определение броска, настаивая, что иначе просто нельзя даже с чисто формальной точки зрения, и к концу полёта мне удалось убедить его в этом. Его согласие звучало так: «Ну нам же нужно хоть как-то оценивать удары, пусть это будет таким образом», и на соревнованиях, прошедших в Кубанской государственной академии физической культуры, куда мы прилетели, наше с Ильёй Лазаревичем предложение тогда хорошо восприняли другие члены Главной судейской коллегии и Оргкомитета соревнований: президент Всемирной ассоциации клубов боевого самбо Жуков Анатолий Григорьевич, профессор Кулик Николай Григорьевич, заведующий кафедрой боевого самбо профессор Шулика Юрий Александрович, доцент кафедры Саликов Алексей Алексеевич, Ушаков Александр Фёдорович и другие наши коллеги. Это моё предложение было включено в Правила соревнований и сохранилось до нынешнего времени.
Помню, при подведении итогов соревнований и на банкете в ресторане "Екатеринодар" продолжались горячие обсуждения ярких поединков, а также этого и некоторых других экспериментов в Правилах соревнований так горячо, что Организатор просил почти на час задержать вылет самолёта авиакомпании "Внуковские авиалинии" из Краснодара в Москву.
Уверен, что вклад Ильи Лазаревича Ципурского в развитие боевого самбо будет достойным примером его ученикам и последователям, а дело, которому он посвятил свою жизнь, будет с честью продолжено на благо будущих поколений.
Малый Алексей Алексеевич,
доктор экономических наук, Почётный строитель России,
президент Федерации боевого самбо России (ФБСР)
и Всемирной федерации боевого самбо (WCSF)