Пока наиболее уютное место для него, скажем, бизнеса калужского - чердак. Во-первых, потому что по скрипучим лестницам на так называемый TSIOLKOVSKY Loft (по-нашему – «Чердак имени Циолковского», хотя почему именно Циолковского, неясно: Константин Эдуардович вроде бы никогда в купцах и маклерах не состоял), так вот: в последнее время туда - на этот самый калужский Loft - все чаще стало взбираться областное руководство – искать прямой диалог с калужским малым бизнесом.
Второе обстоятельство – опять же некая отдаленность предпринимательского житья-бытья от официального контента. Некая, скажем так, его «чердачность». Не апартаменты с гостиной, залом, верандой и джакузи, а именно вековой давности кирпичный кладки чердачок, напичканный бесполезным, хотя и милым сердцу, ретроарсеналом. Простенько, дешево, сердито, но - со вкусом. И самое главное – сразу не долезть.
Взобравшийся-таки на днях под потолок сего арт-хаусного заведения первый замгубернатора Калужской области Алексей Лаптев накоротке посетовал малым бизнесменам на их, увы, недостаточный вклад в общее дело региона. Да и страны в целом. Если в мире, отметил активно путешествующий по Европе и хорошо знающий вопрос Алексей Петрович, предпринимательство дает больше половины ВВП, то у нас (в стране и в области) – от силы процентов 20. Хотя 47% всех юрлиц в области – именно малый бизнес.
В пространстве между красных кирпичных стен чердака повис немой вопрос: почему? И власть, и предпринимательское сообщество попеременно пытались найти на него отгадки. Область признала «ограниченный доступ к финансовым ресурсам» у малых предприятий в условиях кризиса. Малый бизнес согласился и добавил: и к лизингу – тоже (его по части высокотехнологичного оборудования в регионах просто- напросто нет). Еще немного подумал малый бизнес и продолжил: и к сырью отечественному доступ серьезно ограничен – сырье утекает за рубеж по высоким ценам, и отечественным производителям приходится довольствоваться «крошками со стола» российских сырьевиков (причем по немилосердно завышенным ценам).
«Раскопки» причин «чердачного» существования малого бизнеса шли таким образом все глубже и глубже, пока не достигли на TSIOLKOVSKY Loft экономических недр - девальвации юаня: что будет с российскими товаропроизводителями (в том числе и малыми), когда и без того агрессивный китайский импорт сорвется с цепи? Глобальная, конечно, проблема, но на всякий случай решили ее не трогать и посмотреть, что можно сделать в сфере малого бизнеса, не трогая злосчастный юань.
В общем-то, не так мало, дали понять бизнесмены. И стали перечислять. Назвали областному руководителю массу вариантов выводов малого бизнеса на новые, более высокие орбиты. Но все они при внешнем разнообразии сходились в одну точку – усиление государственного вмешательства в бизнес. И, что странно, требовали этого вовсе даже не упертые чиновники и бюрократы, а молодые и прогрессивные провинциальные бизнесмены.
Одни настаивали на включении государственного давления на банковский сектор в вопросах предоставления лизинга. Другие просили власть сделать так, чтобы строительный рынок не падал и прежние сверхприбыли девелоперов и маклеров по недвижимости вернулись обратно. Третьи просто встали и попросили замгубернатора «нажать» на банки, чтоб те раскошелились на льготные кредиты. Четвертые предложили наряду с уже функционирующими в области чиновничьими структурами по поддержке инновационной, инвестиционной, аграрной, технопарковской, мелкоторговой и прочей деловой активности, «родить» еще одну новую контору – по поддержке не просто бизнеса, и даже не малого бизнеса (всего этого в области уже понасоздавали достаточно), а – микробизнеса. Чтоб ему, как пояснили завсегдатаи TSIOLKOVSKY Loft, можно было бы хоть как-то продираться через бюрократические тернии.
Интересно, что вопросы о разборе бюрократических завалов на своем предпринимательском пути наши бизнесмены ставят без прежнего энтузиазма. Завалы эти в Калужской области (да и не в ней одной) разбирают крайне интенсивно. И даже создают специальные комиссии по их разборке. Но почему-то самым верным способом решить предпринимательству вопросы с бюрократией является не обуздание последней, а… сооружение рядом еще одной бюрократической машины по борьбе с первой.
Но и этот вариант, как выяснилось, неоднозначен. Буквально за пару часов до разговора на TSIOLKOVSKY Loft ситуацию «перебюрокрачивания» разбирали на упомянутом уже калужском «вече» – по борьбе с «забюрокрачиванием». В частности, один из местных бизнесменов посетовал даже не на чрезмерное количество проверок со стороны чиновничьих структур, а на довольно муторные ожидания резолюций из контролирующих органов, что главным образом связано с огромным количеством бюрократических надстроек, которые, мало того мешают работать бизнесу, но еще и сами с собой любят подолгу склочничать по любому поводу. Вполне по закону незабвенного Паркинсона: количество бюрократической возни не зависит от серьезности поставленной задачи, а порождается исключительно количеством столоначальников в каждой из контор.
Пока, чувствуется, регионы не придумали, что со всем этим хозяйством делать. Есть, безусловно, относительно успешные попытки проверочные лихоимства обуздать. Завалы – ликвидировать. Но перелома в борьбе, увы, не наблюдается. Отсюда и вполне архаичные предпринимательские чаяния: не расчищать стагнирующий рынок от всего лишнего, давая ему толчок к развитию, а, напротив, – нагромоздить на нем дополнительных бюрократических сущностей в качестве защиты от аналогичных.
Формально, кстати, этих сущностей у нас и не так много. Во всяком случае, как показали недавно сверстанные Агентством стратегических инициатив инвестиционные рейтинги российских регионов, в той же Калужской области коэффициент проверок бизнеса всего лишь 1,5. Отличный результат! Какие-то полторы проверки в год на предприятие – предпринимательский рай, да и только! Между тем, как заявили деловые люди на последнем заседании областной «антибюрократической» комиссии, показатель довольно странный. Меньше 5-6 проверок в год ни у кого на самом деле не бывает.
Малый бизнес, как показывают дискуссии на эту тему на местах, все еще в состоянии поиска своей идентификации: как пространственной (то ли «чердачной», то ли более респектабельной – этажом ниже), так и финансовой (где искать ресурсы, кого просить лоббировать, в ущерб чему и за чей счет). Ну, и, разумеется, административной (бюрократию отдалять от бизнеса либо генерировать новую для борьбы с уже расплодившейся). Пути выхода с развилки пока не найдены. Но - все усиленней нащупываются.
Алексей МЕЛЬНИКОВ, Калуга.