Эксклюзив
Мельников Алексей
27 августа 2015
3752

Алексей Мельников: По лестнице на чердак, направо. Провинциальный малый бизнес в поисках – куда приткнуться

Пока наиболее уютное место для него, скажем, бизнеса калужского  - чердак. Во-первых, потому что по скрипучим лестницам на так называемый TSIOLKOVSKY Loft (по-нашему – «Чердак имени Циолковского», хотя почему именно Циолковского, неясно: Константин Эдуардович вроде бы никогда в купцах и маклерах не состоял), так вот: в последнее время туда - на этот самый калужский Loft -  все чаще стало взбираться областное руководство – искать прямой диалог с калужским малым бизнесом.

Второе обстоятельство – опять же  некая отдаленность предпринимательского житья-бытья от официального контента. Некая, скажем так, его «чердачность». Не апартаменты с гостиной, залом, верандой и джакузи, а именно вековой давности кирпичный кладки чердачок, напичканный бесполезным, хотя и милым сердцу, ретроарсеналом. Простенько, дешево, сердито, но - со вкусом. И самое главное – сразу не долезть.

Взобравшийся-таки  на днях под потолок сего арт-хаусного заведения первый замгубернатора Калужской области Алексей Лаптев накоротке посетовал малым бизнесменам на их, увы, недостаточный вклад в общее дело региона. Да и страны в целом. Если в мире, отметил активно путешествующий по Европе и хорошо знающий вопрос Алексей Петрович, предпринимательство дает больше половины ВВП, то у нас (в стране и в области) – от силы процентов 20. Хотя 47% всех юрлиц в области – именно малый бизнес.

В пространстве между красных кирпичных стен чердака повис немой вопрос: почему? И власть, и предпринимательское сообщество попеременно пытались найти на него отгадки. Область признала «ограниченный доступ к финансовым ресурсам» у малых предприятий в условиях кризиса. Малый бизнес согласился и добавил: и к лизингу – тоже (его по части высокотехнологичного оборудования в регионах просто- напросто нет). Еще немного подумал малый бизнес и продолжил: и к сырью отечественному доступ серьезно ограничен – сырье утекает за рубеж по высоким ценам, и отечественным производителям приходится довольствоваться «крошками со стола» российских сырьевиков (причем по немилосердно завышенным ценам).

«Раскопки» причин «чердачного» существования малого бизнеса шли таким образом все глубже и глубже, пока не достигли на TSIOLKOVSKY Loft  экономических недр - девальвации юаня: что будет с российскими товаропроизводителями (в том числе и малыми), когда и без того агрессивный китайский импорт сорвется с цепи? Глобальная, конечно, проблема, но на всякий случай решили ее не трогать и посмотреть, что можно сделать в сфере малого бизнеса, не трогая злосчастный юань.

В общем-то, не так мало, дали понять бизнесмены. И стали перечислять. Назвали  областному руководителю массу вариантов выводов малого бизнеса на новые, более высокие орбиты. Но все они при внешнем разнообразии сходились в одну точку – усиление государственного вмешательства в бизнес. И, что странно, требовали этого вовсе даже не упертые чиновники и бюрократы, а молодые и прогрессивные провинциальные бизнесмены.

Одни настаивали на включении государственного давления на банковский сектор в вопросах предоставления лизинга. Другие просили власть сделать так, чтобы строительный рынок не падал и прежние сверхприбыли девелоперов и маклеров по недвижимости вернулись обратно. Третьи просто встали и попросили замгубернатора «нажать» на банки, чтоб те раскошелились на льготные кредиты. Четвертые предложили наряду с уже функционирующими в области чиновничьими структурами по поддержке инновационной, инвестиционной, аграрной, технопарковской, мелкоторговой и прочей деловой активности, «родить» еще одну новую контору – по поддержке не просто бизнеса, и даже не малого бизнеса (всего этого в области уже понасоздавали достаточно), а – микробизнеса. Чтоб ему, как пояснили завсегдатаи TSIOLKOVSKY Loft,  можно было бы хоть как-то продираться через бюрократические тернии.

Интересно, что вопросы о разборе бюрократических завалов на своем предпринимательском пути наши бизнесмены ставят без прежнего энтузиазма. Завалы эти в Калужской области (да и не в ней одной) разбирают крайне интенсивно. И даже создают специальные комиссии по их разборке. Но почему-то самым верным способом решить предпринимательству вопросы  с бюрократией является не обуздание последней, а… сооружение рядом еще одной бюрократической машины по борьбе с первой.

Но и этот вариант, как выяснилось, неоднозначен. Буквально за пару часов до разговора на TSIOLKOVSKY Loft ситуацию «перебюрокрачивания» разбирали на упомянутом уже калужском «вече» – по борьбе с «забюрокрачиванием». В частности, один из местных бизнесменов посетовал даже не на чрезмерное количество проверок со стороны чиновничьих структур, а на довольно муторные ожидания резолюций из контролирующих органов, что главным образом связано с огромным количеством бюрократических надстроек, которые, мало того мешают работать бизнесу, но еще и сами с собой любят подолгу склочничать по любому поводу. Вполне по закону незабвенного Паркинсона: количество бюрократической возни не зависит от серьезности  поставленной задачи, а порождается исключительно количеством столоначальников в каждой из контор.

Пока, чувствуется, регионы не придумали, что со всем этим хозяйством делать. Есть, безусловно, относительно успешные  попытки проверочные лихоимства обуздать. Завалы – ликвидировать. Но перелома в борьбе, увы, не наблюдается. Отсюда и вполне архаичные предпринимательские чаяния: не расчищать стагнирующий рынок от всего лишнего, давая ему толчок к развитию, а, напротив, – нагромоздить на нем дополнительных бюрократических сущностей в качестве защиты от аналогичных.

Формально, кстати, этих сущностей у нас и не так много. Во всяком случае, как показали недавно сверстанные Агентством стратегических инициатив инвестиционные рейтинги российских регионов, в той же Калужской области коэффициент проверок бизнеса всего лишь 1,5. Отличный результат! Какие-то полторы проверки в год на предприятие – предпринимательский рай, да и только!  Между тем, как заявили деловые люди на последнем заседании областной  «антибюрократической» комиссии, показатель довольно странный. Меньше 5-6 проверок в год ни у кого на самом деле не бывает.

Малый бизнес, как показывают дискуссии на эту тему на местах, все еще в состоянии поиска своей идентификации: как пространственной (то ли «чердачной», то ли более респектабельной – этажом ниже), так и финансовой (где искать ресурсы, кого просить лоббировать, в ущерб чему и за чей счет). Ну, и, разумеется, административной (бюрократию отдалять от бизнеса либо генерировать новую для борьбы с уже расплодившейся). Пути выхода с развилки пока не найдены. Но - все усиленней нащупываются.

Алексей МЕЛЬНИКОВ, Калуга.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован