Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
19 марта 2010
11090

Алексей Подберезкин: Какой должна быть элита?

`Иногда шаг вперед - результат пинка в зад`

М.Н.Задорнов

`Этот `кадровый резерв` напоминает
темную лужу,... в которой копошатся
и вьются головастики...`.

А.Проханов

Именно такой `пинок в зад` получила российская элита в результате кризиса 2008-2010 годов. Если цели опережающего развития, сформулированные В.Путиным - Д.Медведевым в 2006-2008 годах, были недостижимы при сохранении у власти прежней элиты, то в условиях кризиса неэффективность элиты стала очевидной всем. Попытка реформирования элиты в условиях кризиса, предпринятая Д.Медведевым в 2008-2010 годах, удачной вряд ли можно назвать. Как нередко до того и случалось, задачи были решены формально, т.е. не решены вообще.

Так, в перечне поручений Президента РФ от 23 июля 2008 года предлагался широкий комплекс мер - от выработки Программы формирования резерва управленческих кадров, методик, создания базы данных и т.д.[1]. На деле в январе 2009 года появилась `президентская тысяча`, представляющая собой набор чиновников, основным достоинством которых, судя по всему, было аппаратное умение выживать и нравиться начальству. Другие качества, видимо, в расчет не принимались.

В результате кадровая политика президента, направленная на смену элит (а я допускаю, что и на допуск к власти части креативных групп), оказалась проваленной. В условиях развивающегося кризиса эта тема стала главной темой общественной дискуссии в 2009-2010 годах: беспредел МВД и силовиков вообще, повсеместная коррупция, неоправданные антисоциальные решения, которые вели к росту тарифов и цен, откровенное пренебрежение и цинизм элиты потребностей общества, деградация политической системы и социогуманитарных знаний, образования и науки - вот лишь некоторые производные от провала кадровой политики и пренебрежения объективными потребностями развития экономики знаний и творческих возможностей целых социальных групп. Очень точно эту ситуацию описал один из журналистов: `У нас полно проблем. НО полно и возможностей их решить наилучшим образом. Но их не решить лишь заклинаниями жрецов от пропаганды с нулевым набором конструктивных идей. Впрочем, нет не только идей, но и механизма их тестирования, селекции, квалифицированного отбора и продвижения. И не только, кстати, потому что нет в стране оппозиции и влиятельных свободных СМИ, хотя во многом именно поэтому.

Вместо этого на телеэкранах и в массовых изданиях мелькают одни и те же лица, бубнящие одни и те же верноподданнические мантры. С ними уже давно никто не спорит. Как можно вообще спорить с мантрами? Но их давно уже и мало кто слушает: потому что сто крат повторенная мантра уже не несет никакой смысловой нагрузки. Этим людям нечего сказать нового, они не способные генерировать новые знания и даже новую общественно полезную информацию. Потому что у них нет инструкций на сей счет, а без инструкций они не могут. Они бубнят свои убаюкивающие общество тексты на тему `лишь бы не было оранжевой революции` уже не первый год и вполне преуспели в достижении желанного результата: все спят. А никакой `оранжевой революции` и быть не могло.

На сегодня в обществе напрочь отсутствуют какие-либо содержательные дискуссии. Да ладно в обществе - не его, в конце концов, дело париться в философских спорах. Но и интеллектуальный уровень экспертного сообщества упал до невозможности. Когда на какой-нибудь зарубежной конференции умные люди обсуждают проблемы экологии, демографии, новейшие теории социологии, общественного управления, совершенствования городской среды и вообще среды обитания, гендерные вопросы, проблемы медицинской этики, активной старости и так далее и тому подобное, представителям нашей страны, как правило, нечего сказать, если они вообще там присутствуют. `У вас попросту не с кем говорить по вопросам, касающимся современного развития человеческой цивилизации`, - говорят нам все чаще.

Да что там общие проблемы! Мы скоро будем неспособны выставить адекватных собеседников и переговорщиков по отдельным международным, страновым или внешнеэкономическим вопросам. Ну, там имеется дюжина активных переговорщиков по ВТО, с десяток - на общение по всем вопросам с огроменным Евросоюзом. Тем временем даже наше оружие в массовом порядке уже заворачивают заказчики из стран третьего мира: его уже становится некому качественно делать, - и это явление все того же порядка`[2].

Очень точно этот результат аппаратной работы прокомментировал А.Проханов: `Кадровый резерв` возникает в результате упорной созидательной работы в недрах экономических, промышленных или военных проектов, в которые вовлекаются молодые специалисты, окружая испытанных мэтров, искусных организаторов, непревзойденных творцов. Проект продвигается, проламывается, продавливается ценой невероятных усилий, самоотверженных подвигов, гениальных решений, в которых безусые молодые работники становятся `зубрами`, сменяют утомленных, перегоревших в работе лидеров. В каких проектах ковался нынешний `кадровый резерв`, призванный сменить проворовавшихся чиновников и губернаторов? Может быть, они возрождали разрушенный ельцинистами русский Космос? Или восстановили попранное демократами русское сельское хозяйство? Или построили новую Российскую армию? Способствовали созданию новых научных школ, подняли образование и духовную культуру народа? Ничего подобного. В лучшем случае, они безмолвно присутствовали при деградации страны, а в худшем, на вторых ролях, участвовали в разрушении Родины - отрабатывали схемы увода капитала, создавали блеф благополучия, воспроизводили в себе самые худшие и порочные черты своих столоначальников. Этот `кадровый резерв` напоминает теплую лужу с комками студенистой икры, в которой копошатся и вьются головастики и лягушата, под `солнцем перемен` вырастая в полноценных лягушек и жаб`[3].

Приход к власти Д.Медведева - преподавателя права и управленца - в принципе должен совпасть с объективными потребностями процессов изменения в элите. Даже с учетом того, что прежние кадры будут всячески стремиться сохранить свои позиции. Профессионализм и креативность неизбежно должны будут вытеснить чиновнично-бюрократическую традицию, хотя процесс этот и будет идти, к сожалению, медленно, вопреки сопротивлению элиты

В этой связи принципиально важным становится вопрос о роли государства, власти, элиты в сознательном и целенаправленном формировании управленческой элиты, обладающей по сути набором новых качеств. Как справедливо написал О.Бахтияров, `Как бы банально это не звучало, но следует все же признать, что в прогрессе `виноваты` творческие люди, рождающие новые идеи. Потом эти идеи превращаются в инновационные технологии с последующей продажей и использованием их результатов. Такой `естественный` порядок вещей демонстрирует тенденцию к трансформации. Творчество из естественного ресурса превращается в целенаправленно культивируемый. Это, конечно, влечет за собой серьезные технологические, социокультурные и политические изменения.

До недавнего времени создание новых содержаний и открытие новых смыслов представляло собой преимущественно спонтанный процесс, результаты которого использовались в той мере, в какой это отвечало потребностям рынка или могло быть навязано потребителю. Творческий продукт находил себе применение только при условии, что реакция на него была достаточно выраженной. Но в мире, зарождение которого происходит на наших глазах, - назовем его кретивным миром - создание нового (новых знаний, новых смыслов, новых технологий) становится ведущим процессом и начальным звеном экономики и политики. Это уже не выборочное использование продуктов деятельности творческих людей, как это было до сих пор, а целенаправленное создание нового[4].

На этот процесс, безусловно, повлияет и идеологический фактор. Либерализм 90-х гг. доказал свою непригодность не только в экономике и социальной сфере, но и в области государственного строительства. Новая элита при Д.Медведеве не только будет вынуждена отказаться от псевдолиберальных ценностей в экономике и финансах, но и по всему спектру других проблем, включая представления о национальной безопасности (что доказал конфликт с Грузией), госуправлении и т.д. В определенном смысле можно согласиться с А.Дугиным, который считает, что ротация элит потребует новых (идеологических и моральных) принципов: ` Теперь о ротации элит. Медведев - молодой человек и хочет видеть людей вокруг себя и во власти молодых, новых и интеллектуальных. И это правильно. Такие люди есть, но, к сожалению, большинство самых молодых и самых толковых уже поражены 90-ми, они воспитывались в пиар-политтехнологических условиях, где ложь, подлость, цинизм и способность к авантюрам были главными составляющими успеха`.

Я думаю, Д.Медведев действительно неизбежно столкнется с этой проблемой. А.Дугин прав, говоря, что он подтянет таких молодых толковых людей, но через какое-то время обнаружит их непригодность для созидательных действий: `они, - по мнению А.Дугина, - способны только разрушать или обманывать, создавать политтехнологические пиар-схемы, но ничего существенного они сделать не могут. Назревает возрастная, поколенческая кадровая перестановка, Медведев явно задумывается об этом`.

Действительно, в элите назревает `поколенческая кадровая перестановка`. Но связана она не с возрастом, а с той системой ценностей, которая существует у тех или иных граждан. В 80-е и 90-е годы, по моему глубокому убеждению, с прямым участием власти были созданы вполне определенные стереотипы, существующие и по сей день. В частности, мотивация: в тот период главным критерием успеха был `конечный результат`, выражавшийся в денежном эквиваленте. Главные герои того времени - рэкетёры и валютные проститутки, финансовые спекулянты и авантюристы - превратились в нынешнее время во вполне респектабельных граждан. Часть из них вполне легально выехала за границу, часть осталась здесь, но и те, и другие предпочитают зарабатывать деньги в России любым способом, а тратить и хранить их за рубежом (пропорции менялись, в частности, с приходом В.Путина оффшорные бизнесмены устремились за рубеж в огромном количестве).

В итоге к 2010 году сложилась элита, которая преимущественно зарабатывает деньги, не оглядываясь на нравственные нормы. В экономике, кстати, для этого, как нарочно, создаются самые благоприятные условия. В 2010 году, например, очевидно стали расти не только цены на нефть, но и фондовый рынок, обеспечивающий до 20%, даже 30% доходностью в развитых странах. Производственный сектор, реальная экономика, а тем более экономика знаний, как были, так и остались уделом маргинальных бизнесменов и отдельных программ Правительства. Таким образом к 2010 году мы не добились главного. Мы не создали новой системы ценности, общенациональной идеологии и, как следствие, мотивированной по-новому элиты.

В этом смысле я согласен с А.Дугиным, утверждающим, что он (Д.Медведев), как я предвижу, `столкнется с очень серьезным концептуальным противоречием, потому что нужны новые критерии отбора элиты. Критерий отбора элиты по степени, успешности, само собой разумевшийся в 90-е, сегодня не проходит. Раньше думали так: человек сделал бизнес - значит, молодец. Если человек - а тем более молодой человек - в 90-е сделал бизнес, то это, скорее всего, законченная сволочь, и по уму его, конечно, за редким исключением стоило бы расстрелять. В тот период, в период гибели великой страны и полного общественного разложения поднялись и успешными стали самые омерзительные люди, те, которые больше врали и больше крали. И молодежи они передали эти навыки. Поэтому Медведеву придется, на мой взгляд, столкнуться с очень сложной вещью - в современной России ротация элит тоже должна основываться на идеологическом и моральном принципе. А это требует большой работы мысли`[5].

Аналогичное суждение высказал в своей статье в `Независимой газете` и Н.Усков: `России больше не нужны улыбчивые прагматики нулевых, которые твердили, что `откаты - это смазка бюрократического механизма`, а `басманное правосудие` - издержки системы, Издержки сожрали систему. Цинизм стал государственной идеологией и практикой. России, если в ней осталось хоть сколько-то гордости, нужен новый герой - идеалист, который либо очистит наш дом от скверны, либо дом сгниет и рассыплется. По крайней мере, честных людей не будет мучить стыд при звуках национального гимна и квакании спецсигналов. Несчастный русский человек давно накопил рецепты сосуществования со страной. От апатии до пугачевщины. При всей ненависти к российской плутократии я все-таки надеюсь, что хотя бы инстинкт самосохранения у нее есть. В ситуации массовой безработицы, банкротств и стремительно тающих резервов - это единственное, что плутократии действительно нужно. Иметь хотя бы элементарный страх`[6].

А теперь посмотрим как была реализована на практике идея Д.Медведева о кадровом резерве. Сформированная к январю 2009 года `президентская тысяча` сплошь и рядом состоит из чиновников-заместителей министров, начальников департаментов, мэров и депутатов. Преимущественно достаточно молодых, сделавших карьеру и деньги в 90-ые и нынешнем десятилетии. Ни образования, ни гражданских подвигов, ни реальных успехов в своей деятельности они продемонстрировать не могут: достаточно посмотреть на их биографии в известных базах данных, например, www.viperson. Да и биографий, историй, как таковых нет. Есть послужные списки (Редкие исключения, например, героя чеченской кампании И.Баринова - не в счет. Их всего несколько).

Беда России заключается в том, что элита - воспроизводит саму себя. Это - закон, который еще раз подтвердился, когда попытались выполнить поручение Д.Медведева: нынешняя элита смогла лишь воспроизвести свое подобие. Убогое, даже преступное. Ни креативности, ни гражданственности, ни профессионализма - этих важнейших качеств для преодоления кризиса - она не смогла добавить.

Приведенный пример с `президентской тысячей` - лишь одно из свидетельств консервативности высшего управленческого слоя. `Этажом ниже` - в правительстве, на уровне среднего министерского звена, доминируют две группы - старые аппаратчики, представители вечного бюрократического слоя, и новые - такие же представители, которые иногда рекрутируют `делегатов` от бизнеса.

И первая, и вторая группа заведомо не способны к творческой и профессионально (а, значит, эффективной деятельности. Те немногие представители, обладающие необходимыми качествами, будучи частью системы, в принципе не способны что-либо предпринять, а их редкие попытки заканчиваются провалами. На практике это означает, что к 2010 году сложилась неуклюжая, безынициативная бюрократическая система, в которой тонет любое решение Президента и Председателя Правительства. По моим оценкам, в самом благополучном случае от принятия решения до его реализации проход 9-10 месяцев, но удельный вес реализуемых решений вряд ли превышает 15%.

Надо сказать, что Д.Медведев хорошо понимает опасность этой ситуации. Не случайно в июле 2008 года он потребовал создания кадрового резерва и `увеличения скамейки запасных`. Другое дело, что такие попытки безуспешно предпринимались и при В.Путине. И, как показал опыт, - неудачно. И, действительно, прошедшие после инициативы Д.Медведева два года показали крайне низкую результативность: элита - и молодая, и старая - как была, так и осталась бюрократическим механизмом, главной задачей которого является `обеспечение документооборота` лиц, принимающих решение

Еще сложнее - в регионах, - где элита была занята все 90-ые годы приватизацией собственности и власти. Как справедливо отмечает Д.Бадовский[7], в 90-е гг. в условиях низкой эффективности и раздробленности федеральной управленческой элиты, увлеченной преимущественно программой приватизации и передела, собственно функции государственного управления в основном консолидировались, частично присваивались и преимущественно осуществлялись на региональном уровне, региональными элитными кланами.

При этом их достаточно высокая эффективность и функциональная готовность обеспечивать на своей территории относительную социально-экономическую и политическую стабильность стали для них основанием для торга с федеральной элитой. Чаще всего торг между региональными элитами и Центром по схеме `эффективность в обмен на политическую лояльность и экономические ресурсы` оказывается успешным, хотя в отдельных случаях и преимущественно в отношении национальных республик оборачивается претензиями на суверенитет и сепаратизмом.

При этом такие качества как профессионализм и креативность на региональном уровне были еще менее востребованы, чем на федеральном. Принцип личной лояльности являлся главным при продвижении по служебной лестнице, приобретая иногда самые уродливые формы.

Еще хуже обстояли дела с образованием региональной и местной элиты. По некоторым оценкам, до 50% управленцев этого уровня не имели высшего образования, а остальная часть во многом обладала некачественными знаниями, которые со временем полностью устарели.

Таким образом, к началу XXI века в России сложилась ситуация, когда качество элиты и ее социальный состав практически не совпадал с потребностями экономики, общества, с социальными группами интеллигенции и креативного класса. Элита оказалась сама бюрократической кастовой группой высших служащих и собственников.

Ситуация в области высшего управленческого слоя стала медленно меняться в период президентства Д.Медведева. Тогда уже не требовались силовики, способные взять под контроль ситуацию в том или ином регионе. Завершение задач `стабилизационного периода` и выход на решение проблем развития выдвигают, однако, не просто новые требования к управленцам, а качественно новые. Прежде всего, к качествам менеджеров, специалистов, творцов-созидателей, способных генерировать идеи, а не только их выполнять. Вербовать новых управленцев из прежней элиты становится практически невозможным.

К сожалению, в это время начинается определенная и неверная переоценка руководителей, которым не хватает двух таких качеств, как профессионализм и нравственная ответственность. `Менеджермизм` в управлении пытаются противопоставить бюрократии. Но это мало сказывается на эффективности госуправления потому, что и первое, и второе функциональное назначение не могут компенсировать отсутствие главной установки управленца XXI века - креативности, образования, профессионализма.

Не трудно увидеть, что за весь период от Л.Брежнева до Д.Медведева сотрудники с такими качествами были практически не нужны системе государственного управления. Разработчики идей - как во времена Л.Брежнев - М.Горбачева, так и Б.Ельцина - В.Путина - Д.Медведева, - никогда не входили в высшую касту управленческой элиты, будь то Политбюро, Совбез или Правительство. Да и идеи-то не были востребованы. Эта особенность применительно к последнему времени (но она справедлива для всех последних тридцати лет), хорошо подмечена О.Крыштановской: `Ключевые чиновники при Путине были объединены в Совет Безопасности РФ - коллективный орган, по численности и структуре весьма схожий с советским Политбюро, но не играющий роли верховной власти в стране. Вершина власти находилась у самого президента и групп стратегической элиты. Эти группы, допущенные к принятию ключевых решений, оставались не институционализированными, недоступными общественному контролю и не имели официального статуса. Они состояли из высших чиновников, которых Путин привел к власти и которым лично доверял. Это и были главные поставщики новых идей`[8], т.е. `поставщиками идей` чаще всего были управленцы, доминировавшие в элите: бюрократы, силовики, менеджеры.

Так было всегда, за исключением, пожалуй, сталинского периода, когда каждый член Политбюро, претендующий на политическую роль, должен был писать и выдвигать предложения (писали и предлагали часто), т.е. быть по определению идеологом, креативщиком.

Я лично знаю и слышал о том, как много и регулярно писали записки В.Молотов, М.Суслов, К.Русаков. И при И.Сталине, и после. Это было не просто традиция, это было условие их работы. Кстати, бытующее мнение о том, что `всё делали помощники`, - абсолютно неверно.

Другое дело, как этот креатив соотносился с партийной идеологией, преданностью вождю и т.д., но факт остается фактом: в недрах самого авторитарного режима больше всего было креативных людей и идей, чем при нынешнем демократическом режиме. И процент реализованных идей был достаточно высоким.

Не случайно, результатом такой работы в 1930-1960-е гг. стали фантастические советские достижения в области науки, искусства, культуры, инженерии. Их сопоставление с нынешними результатами, когда нет идеологических ограничений, невозможно именно из-за масштабов `взрыва креативности` советского периода с полным отсутствием и невостребованностью такового в период `развивающегося капитализма`. Не случайно, что сегодня инновационная деятельность предприятий в России оценивается в доли одного процента, а науки - в единицах процентов. Это - прямой результат невостребованности креативного потенциала сырьевой экономикой и госуправлением, отсутствия масштабных, стратегических задач, объединенных в идеологию опережающего развития, в центре которой находится человек.

Резкое усиление значения идей и идеологии в конце XX века, и особенно новых созидательных идей в мире, ненашло отклика ни у М.Горбачева, отказывавшегося от любых концептуальных дискуссий, ни у Б.Ельцина, который не придавал им вообще никакого значения. У В.Путина, после его прихода к власти была ситуация политического и экономического цейтнота, когда концепции и идеи заменялись прагматическими технологиями, даже просто оперативными решениями, связанными, конечно, общей логикой и целью, но не концептуальными и креативными идеями.

После завершения периода стабилизации ситуация, вроде бы, изменилась. Как ответил В.Путин, `можно спокойно подумать`, в т.ч. и о путях развития страны, более эффективных формах управления обществом и государством. Но прежняя элита оказалась не в состоянии этого сделать.

Отвечая на вопрос, вынесенный в заголовке раздела, `Какой должна быть элита?`, нельзя ограничиться только критическим анализом. Нужно прежде всего разработать объективные критерии, отвечающие потребностям общества, государства и экономики. Проваленный эксперимент с `президентской тысячей` лишь подтверждает этот вывод. На мой взгляд, критерии эти таковы:

Во-первых, представитель высшей управленческой элиты должен быть профессионалом в своей области - будь то сельское хозяйство или оборона страны, - а не просто менеджером, для которого безразлично чем управлять - культурой, либо торговлей. Сегодня это не так. Как и в советский период, можно `бросить на культуру`, либо `на сельское хозяйство` любого. Разница лишь в том, что прежде этот `любой` принадлежал к партноменклатуре, а сегодня - к `своим бюрократам`.

Во-вторых, такой представитель должен обладать отчетливой `нравственной историей`, а не появляться ниоткуда. Как и кредитная история, у политика и бюрократа должна быть история его поведения, побед, ошибок и т.д. Корни проблемы коррупции находятся именно в этой области.

В-третьих, управленец должен обладать современными знаниями и интеллектом, полученных в лучших университетах. Не случайно в высших эшелонах власти развитых стран находятся выпускники лучших университетов, тогда как в России около 50% руководителей имеют сомнительное высшее образование, либо не имеют его вообще.

В-четвертых, управленец должен обладать психологическим набором креативности и результатами их внедрения. Руководитель высшего звена не может быть `просто чиновником`. Он должен быть творцом, генератором идей, доказавшим - это важно, - что способен добиваться их реализации.

В-пятых, такой представитель элиты должен обладать способностью к стратегическому прогнозу, видеть результаты своей деятельности в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Сегодня этого нет. Большинство принимаемых законов - это поправки к недавно принятым законам, - исправляющим так или иначе предыдущие ошибки. Поэтому у нас и наблюдается бесконечный процесс законопереписывания и нормотворчества.

Наконец, в-шестых, элита должна быть национально ориентирована, патриотична. Интересы общества и государства должны быть нормой поведения, а не случайными характеристиками личности.

________________

[1] Перечень поручений Президента России по итогам совещания по формированию резерва управленческих кадров 23 июля 2008 г. // http//kremlin.ru, kadky, 1 августа 2008 г.

[2] Наше всё. Мантра. http://www.gazeta.ru/column/bovt/2655348.shtml

[3] А.Проханов. Второе преображение Путина // Завтра, 25 февраля 2009 г., с. 1.

[4] О.Г.Бахтияров. Заря диктатуры креативного класса. http://strateger.net/Zarja_ diktaturi_kreativnogo_kiass

[5] А.Дугин. Часы для шпионов бьют полночь // Евразия. www.evrazia.ru, 4 сентября 2008 г.

[6] Н.Усков. Кризис цинизма // Независимая газета, 27 февраля 2009 г.

[7] Д.Бадовский. Вертикаль власти времен упадка стабильности // Независимая газета. 23 марта 2007 г., с. 11.

[8] О.Крыштановская. Анатомия российской элиты - М.: Захаров, 2005 г., с.261.



Алексей Подберезкин - профессор МГИМО

19.03.2010

www.mgimo.ru

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован