Эксклюзив
22 декабря 2008
21040

Алексей Подберезкин: Круглый стол в Институте современного развития (ИНСОР): `Прогноз развития экономики России на 2009 год` г. Москва, ИНСОР, 19.12.2008 г.

Мне кажется очень интересным и важным эта дискуссия, которую я попытался законспектировать настолько насколько сумел понять и осмысленно изложить. За точность не ручаюсь. За полноту - тем более.

Участники отметили, что к декабрю 2008 года определилась глубина падения. Причем не только за счет снижения цен на энергоносители. В ноябре экономика (промышленность) вышла на "уровень падения", который прогнозируется на ближайшие полгода в 8% (Миронов В.В. - Центр развития). Возможно, что мировая экономика находится на завершающем этапе "длинного цикла" (по-Кондратьеву), который условно охватывает период с 50-х гг. XX века до приблизительно 2015 года. Основная проблема России - традиционна - это опережающий рост зарплаты по сравнению с производительностью труда. Другая причина - "надувание разного рода пузырей" на разных рынках. В частности, "пузырь" на сырьевом рынке, в т.ч. с помощью деривативов.

Эксперты предупредили о пессимизме относительно цен на нефть. Так, некоторые полагают, что максимальная цена - 50 долл. за баррель.

Вместе с тем прозвучали мысли о возможном сокращении кризисных циклов (отметили, что теоретически такая тенденция существует), хотя была высказана и мысль о глубоком кризисе в 2009-2015 годах и понижении цен на нефть до 30 долл. за баррель.

Интересна и идея о "перескакивании через этапы" в период кризиса, когда отсталые государства могут сделать рывок в своем технологическом развитии. Эта идея связывалась в том числе и с Кондратьевскими циклами. Хотя - как шутили участники - никто не знает наверняка, во-первых, есть ли эти циклы, а, во-вторых, где у них быстрая фаза, а где короткая.

Вообще-то мне показалась самой важной мысль о том, что мир переходит к новому технологическому укладу, т.е. даже при переносе даты подъема экономики за 2015 год, следует ожидать быстрого технологического переоснащения.

Особенно важно в ближнесрочной перспективе для России это падение энергетических рынков на 4-5%, что крайне негативно отразится на всей экономике, "Новая технологическая волна" - считают некоторые эксперты - отнюдь не факт. Аргументы - "неясность перспектив существующих технологий", хотя трудно ожидать ясность в этих областях.

"Двойной перегрев": зарплаты - быстрее производительности труда, а потребления - быстрее зарплат (Д.Белоусов). Кризис неизбежно выправит эту ситуацию, т.е. в итоге зарплаты будут опускаться до реальной производительности, а потребление - до реальных зарплат. Это, конечно же, означает, что социальные последствия для России будут очень заметными (Эксперты не употребляли термин "чрезвычайный", но я бы использовал именно этот термин). КАМАЗ уже сократил на 10%, т.е. на 5 тыс. человек. Очень важно подчеркнуть, что доля зарплаты в секторах материального производства в России все еще значительно ниже, чем в развитых странах.

Отдельно о крайне негативных последствиях для инвестиций и, как следствие, инноваций. Что видно уже сегодня. Прежде всего в машиностроении.

Другая отдельная проблема - рост внешних рисков, вызванных возможным инновационном подъемом Китая и других стран (Д.Белоусов). На мой взгляд, - этот вывод требует серьезного осмысления.

Анализ показывает (Афанасьев Г.Э.), что кризис во многом вызван сознательно заложенными тенденциями в потреблении. В т.п. созданием атмосферы "постоянного перепотребления". В частности, в США - системы "финансовых рантье". Кризис сегодня это повод поговорить о потреблении и необходимости пересмотра этой модели сегодня.

От существующих инвестиционных проектов может остаться только 30%, а в отдельных отраслях - от 50% до 10%. Объяснее - от некоторых отказаться себе дороже, а выход из некоторых проектов (энергетических, социальных) невозможен. При этом крупные инвестиционные проекты в новых технологиях (в т.ч. по несколько млрд. долл.) - не отменяются. Например, строительством ИНТЭЛ завода в 2009 году в Израиле.

Тенденция в науке - пока сокращаются материалоемкие научные проекты, но не "бумага", т.е. НИР.

Интересный тренд - накопленные запасы на 1-2 года вперед, что сегодня резко снизило спрос. Это поведение корпораций не связано с реальной ситуацией на рынке.

Интересная идея (Афанасьев Г.Э.) - повышение (возвращение_ качественного ручного труда. Как ответ на кризис перепотребления. Модель: США - перепотребляют. Китай - перепроизводит. Американский анекдот: "Джен. моторс" - хорошая финансовая кампания, которая зачем-то производит автомобили. Другой анекдот: безработный нелегальный эмигрант в США взял ипотеку на своего маленького сына.

Социальные последствия (Овчарова Л.Н.): во-первых, сохраняется мощный мотив активного поведения в течение 1-3 годов, т.е. население не хочет смириться со снижением доходов и готово зарабатывать больше; во-вторых, необходимость стимулирование образования в условиях кризиса (вопреки политике Минобразования), как эффективный механизм компенсации снижения темпов развития; в-третьих, возможность развития малого и среднего бизнеса ("если не можете дать денег, дайте свободу").

Идея: модель форсированного экстенсивного роста 2006-2007 гг. себя исчерпала. Одна из причин кризиса, о которой не говорят. Отсюда - два базовых сценария поведения в 2009 году. Первый инерционный - заменение внешнего роста внутренним и поддержка способности кредитования АКБ. Второй - переход на качественную экономику.

Важная проблема - "плохие долги" населения. По некоторым оценкам, население уже должно банкам около 80% суммы вкладов. Это, кстати, хорошо иллюстрирует мысль об опережении потребления роста зарплат.

Сырье в России (нефть - 60%; газ - 25%; металлы - 60%) экспортно-ориентированное, но именно сырьевые отрасли страдают в первую очередь. Что хуже для нас - объективная тенденция сохранения потребляемого сырья. Это означает, что перспектива "разгона цен" в сырьевых областях - маловероятна (Мачавариани Г.И.).

Другой аспект - превращение в экспортера металлов Китая (объемы экспорт могут быть колоссальными так как объемы производства уже в 10 раз превосходят российские) в ближайшее время после насыщения им своего внутреннего рынка.

Основные 4-е показателя депрессии развития:

- рост ВВП;

- рост доходов;

-занятость населения;

-объем торговли.

В США - 2006-2007 гг. занятость выросла более, чем на 3 млн., а сейчас несколько упала. Это - единственный показатель, который свидетельствует о рецессии. Все остальные - о росте, т.е. в США в реальности кризиса нет. Также как нет инфляции. Есть кризис доверия в финансовой области (Мачавариани Г.И.).

Инновации - и до кризиса не увеличивались. Структура была недостаточно развитой. Только некоторые крупные предприятия были инновационно активными ("слой узок"). "Рост спроса - не сопровождался инновационными требованиями со стороны государства" (Симачев Ю.В.). Фронтальное повышение спроса привело к возвращению старых способов и технологий. Нет налоговых стимулов, например. "Налоговая премия" и за инновации не использовалась только 25% предприятиями. Прежде всего из-за взаимоотношениями с налоговыми органами.

Инновации и традиционные отрасли. В новых отраслях инновации понятны и неизбежны, а в традиционных (доминирующих в России) инновации не стимулируются и не приживаются.

"Адресные меры", которые вводятся сегодня в России в условиях кризиса, не рассматриваются в широком контексте: помогая предприятию, мы можем мешать отрасли. Причем отмена этих "послаблений" может быть запоздалой.

На этапе роста "нужно" отказаться от якорей и перейти к парусам (Симачев Ю.В.). На этапе кризиса - нужно уже думать об этом. О том, что кризис это не болезнь. Он закончится. И вот тогда-то и начнется развитие. Если этот этап развития повторит этап 2005-2008 годов и не выйдет на инновации - технологические, организационные, социальные, финансовые и др. - то мы просто бездарно повторим свои же ошибки. Пока же, как не было мотивов для роста производительности труда и инновация, так их и нет. И в перспективе - не просматривается. Это - мой вывод, который может быть конкретизирован как полное отсутствие согласованной антикризисной политики. И виновные известны тоже. Это - Минфин и Центробанк, - которые так и не смогли внятно объяснить ни отсутствие механизмов кредитования реального сектора, ни рост стоимости кредитов (при ее падении в других странах), ни отсутствие мотивации для роста производительности труда и инноваций.

За последние 8 лет многое, очень много стало лучше. Но ни образование, ни перспективы, ни другие социальные лифты не добавились Это, естественно, отразилось и на кадрах, и на уровне принимаемых решений. В том числе финансово-экономических в условиях кризиса. Таких как сейчас.


Алексей Подберезкин - академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор

www.viperson.ru

22.12.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован