Алексей Леонидович, план по обеспечению макроэкономической стабильности, подписанный на прошлой неделе Михаилом Касьяновым, получил гриф секретности. "Ведомости" пишут, что по недоразумению, потому что всем понятно, что у правительства крайне мало инструментов для борьбы с разрушительными последствиями колебаний мировой конъюнктуры и для выравнивания макроэкономической ситуации. Из этого следует вывод, что в течение ближайшего года мы можем потерять те темпы роста, которые имеем по итогам первого квартала. И Россия может оказаться в очень тяжелой экономической ситуации. Какими методами можно было бы ситуацию выровнять в краткосрочной перспективе?
Во-первых, совершенно необязательно, что все планы по проведению экономической политики правительства должны быть открытыми. Поэтому здесь ничего особо удивительного нет. Засекретили документ - совершенно нормальная ситуация.
Но в целом, это действительно похоже на сказку об упущенном времени. Ко всему худшему надо готовиться загодя, особенно, если все хорошо складывается. Имеется в виду, если есть приличные поступления от экспорта, благоприятная конъюнктура, большие поступления иностранной валюты, то здесь существует два момента. Первый - внешний позитивный шок. Как с ним бороться, чтобы он не вылился в инфляцию? Второй момент, - каким образом этим внешним позитивным шоком, связанным с большим поступлением денег, распорядиться так, чтобы подготовиться к более плохим временам, которые легко могут наступить. Все это надо делать загодя, быстро это не делается. В частности, и проведение реформы финансовой системы, в том числе и банковские реформы, восстановление финансовых рынков, проведение структурных реформ. Да, все это надо было делать начиная с конца 1999 года.
Поэтому сейчас дискуссия о том, что делать, если ситуация изменится, лишена смысла. Ведь все может измениться быстро, и ничего, к сожалению, не было сделано. Как можно быстро произвести структурные реформы в реальном секторе, как можно быстро провести восстановление финансовых рынков, как можно быстро провести реформу банковской системы, структурирование процентных ставок в экономике?!
А если изменить налоговую систему и таким образом защититься от кризиса?
Ее можно изменить, но это достаточно занудный и инерционный процесс. Если сейчас захотеть что-то изменить, инициировать этот процесс, то это означает, что речь идет о 2005 годе. 2003 года, с точки зрения бюджета, уже нет. 2004 года тоже нет, потому что он сформирован, и все финансовые платежи и обязательства уже распределены. В экономике существует инерция, это объективно, с этим невозможно бороться. Если сейчас этим мощно озаботиться, то можно говорить лишь о 2005 годе, в лучшем случае. А тогда уже может быть поздно. Раньше ничего сделать нельзя.
Я считаю, что аналитики, как официальные правительственные, так и независимые должны быть, прежде всего, алармистами. Они должны очерчивать угрозы, предлагать, естественно, решения, и что важно, временную схему этих решений.
А пока в рамках сложившейся практики и структуры мы можем говорить только о том, что можно сделать в 2005-2006 гг.
18 апреля 2003
http://www.opec.ru