Алексей Леонидович, вчера был установлен новый рекорд по объему средств на банковских счетах в ЦБ. В экономике достаточно свободных денег, которые фактически (как говорят сами участники рынка) никуда не идут. Создается угроза роста инфляции, во всяком случае, инфляционное давление, а в сочетании с этой тенденцией мы имеем укрепление реального эффективного курса рубля, что увеличивает издержки для внутреннего российского производителя. Что можно прогнозировать на ближайшее будущее и по динамике темпов роста ВВП, и по динамике промышленного производства? Факт, который был зафиксирован по увеличению свободных денег в экономике, может повлиять, усугубить тенденцию по снижению темпов экономического роста, которая уже существует?
Во-первых, объем свободных средств на коррсчетах ЦБ свидетельствует о том, что в нашей экономике деньгам некуда деваться. Это лишний раз подтверждает тот факт, что существует спрос на финансовые инструменты для операций на финансовых рынках, в первую очередь, со стороны банков. Именно поэтому банки предпочитают увеличивать свои остатки на счетах в Центральном Банке как с точки зрения нехватки финансовых инструментов, так и с точки зрения того, что называется предпочтением ликвидности: держать счет в Центральном Банке для поддержания уровня ликвидности в отдельном конкретном банке.
С точки зрения общей макроэкономической ситуации данные средства не оказывают или оказывают минимальное давление на уровень инфляции. Это не потребительские деньги или деньги населения, которые могут выйти на рынок и каким-то образом спровоцировать инфляцию. Здесь дело в том, что свободные деньги: а) не находят применения и не участвуют в инвестиционном процессе; б) отвлекаются от производства. Эти два фактора в совокупности оказывают депрессивное воздействие на темпы роста экономического роста, поскольку они как не участвуют в инвестиционном процессе, так и не предлагаются предприятиям для финансирования оборотных средств.
Есть еще две дискуссионные тенденции. Первое - снижение потенциального реального платежеспособного спроса в силу того, что инфляция "разгоняется" и Минэкономразвития пересмотрело свои официальные прогнозы. С другой стороны, увеличение издержек для промышленности рано или поздно выливается в сокращение рабочей силы. Это еще одна предпосылка к тому, чтобы платежеспособный спрос сокращался. Вы уже сказали о том, что инвестиционная активность предпринимателей снижается. Насколько долгим может быть этот процесс депрессии или снижения ВВП и промышленного производства или пока таких прогнозов делать нельзя?
Я считаю, что данный процесс среднесрочный. Он связан с тем, что тот рост, который мы наблюдали в прошедшие три года, был обусловлен состоянием внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего, высокими ценами на нефть. В рамках высоких цен на нефть наша нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая отрасли промышленности достигли некоего потолка по выпуску физобъемов. Дальнейший рост без масштабных инвестиций не просматривается. Проблема состоит в том, что физические объемы в следующем году могут возрасти в лучшем случае на 2-3%, но большего мы достичь не сможем. Остальной прирост ВВП мы можем получить только за счет ценовой конъюнктуры. Совершенно не очевидно, что она будет такая же хорошая, как в предшествующем или в этом году. С этой точки зрения мы имеем определенные ограничения. Что может повлиять на рост физобъемов инвестиционной активности? Здесь мы наблюдаем, во-первых, определенные ограничения (что нам уже набило оскомину) - дело ЮКОСа, то есть, в той или иной степени пересмотр вопросов собственности. Во-вторых, вопросы налогообложения. Ключевой проблемой является направление свободных средств, которые имеются в экономике, на инвестиционную активность. Если она возрастет, тогда удастся преодолеть ту тенденцию спада, которую мы сейчас наблюдаем, переломить ее на рост, тогда у нас есть шанс увидеть увеличивающиеся темпы роста. Но для этого должен быть соблюден ряд критериев или факторов, прежде всего, урегулирование вопроса собственности. Второе - стабилизация в банковской сфере. Третье - развитие в области финансовых рынков.
В какой степени платежеспособный спрос влияет на темпы роста ВВП? Мы уже говорили о том, что существуют некие предпосылки по сокращению занятости. Второй фактор - рост инфляции, соответственно, сокращение реального платежного спроса.
Сейчас наблюдается тенденция падения инвестиционной активности с одновременным ростом внутреннего спроса, который связан с ростом реальных доходов населения. Насколько я понимаю, ведется дискуссия о том, переходим ли мы от одной модели к другой - от экспортно-ориентированной модели, которая сейчас обрисовала некие ограничения по своему росту, к модели, ориентированной на внутренний спрос, когда рост внутреннего спроса стимулирует развитие экономики, прежде всего, секторов с высокой долей добавленной стоимости, ориентированных на внутренний рынок. Эта ситуация не настолько очевидна, и локомотивом роста как в предыдущие, так и в ближайшие два-три года будет экспортно-ориентированная модель, которая будет обеспечивать инвестиционную активность, будет обеспечивать рост реальных доходов населения и как-то подтягивать внутренний спрос, который не будет основным.
10 ноября 2004
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=53093