Алексей Леонидович, в субботу ЦБ принял решение снизить норматив продажи валютной выручки до 10%. Официально это сделано с целью дальнейшей либерализации валютного рынка. Однако "КоммерсантЪ" пишет, что этот норматив всегда использовался как манипулятивный инструмент в экономике, и якобы сейчас это снижение призвано продемонстрировать веру российской власти в рубль и отказ от долларов, что благоприятно скажется на темпах инфляции, снизит их. С Вашей точки зрения, какова на самом деле цель ЦБ?
Мне достаточно странно слышать о том, что данное решение способствует вере мирового сообщества в крепкий рубль и его продвижению по пути к конвертируемости на мировых рынках. Мне кажется, что сейчас ситуация для денежных властей складывается по принципу, который мы уже неоднократно озвучивали, - чем лучше, тем хуже. Благоприятная ситуация на мировых сырьевых рынках приводит к тому, что перед российскими денежными властями стоит вопрос: а) что делать с притоком иностранной валюты в Россию; б) каким образом осуществлять стерилизацию этого притока валюты; с) как не навредить реальному сектору. Для этого в этом году был произведен ряд действий. Во-первых, был снижен норматив обязательной продажи валютной выручки экспортерами. Во-вторых, был создан такой институт как Стабилизационный фонд, который, с учетом повышения ставок налога на добычу полезных ископаемых и повышения экспортных пошлин, позволяет привлекать часть экспортной выручки от продажи нефти и других сырьевых товаров в бюджет, и посредством Стабилизационного фонда каким-то образом стерилизовать избыточное предложение. Данная схема в этом году работает недостаточно эффективно, потому что стерилизация оказывается избыточной и экономика получает достаточно ограниченное количество поступающей экспортной выручки в виде рублевой массы в экономику для обслуживания каких-то насущных потребностей реального сектора. Это проблема. Проблема состоит в том, что степень монетизации экономики снизилась и вопрос о том, насколько экономика сейчас насыщена деньгами, остается открытым. Это вопрос неочевидный с точки зрения: а) стимулирования экономической активности; б) сдерживания инфляции. Здесь есть некий размен между инфляцией и экономическим ростом. Он является классическим вопросом в области макроэкономики, но сейчас, на мой взгляд, он присутствует.
Насколько сильно это замедлит прирост золотовалютных резервов?
В настоящий момент это никак не отразится на приросте золотовалютных резервов, как и снижение норматива обязательной продажи до 10%. Это никак не скажется на "доверии" как отечественных, так и иностранных инвесторов к рублю. Ситуация такова, что пока все хорошо, лучше не будет. Возникает главный вопрос: если ситуация ухудшится, могут возникнуть проблемы. Расширенное денежное правительство несколько торопится с валютной либерализацией. Данное решение ничем не обосновано, потому что норматив обязательной продажи валютной выручки (25%, 20% или 10%) ничем не обоснован, и сейчас он никоим образом не повлияет ни на состояние денежной сферы, ни на реальный сектор. Это не главный вопрос. Основной вопрос - если возникнут какие-то негативные изменения, что будет тогда? Эту тему можно продолжить в плане ориентации Центрального банка на проведение курсовой политики в рамках доллар - евро. Сейчас достаточно интенсивно пишется о том, что Центробанк ориентируется в основном на эффективный курс рубля, а курс рубля к доллару следует курсу доллара к евро, что является главным в рамках падения курса доллара к евро. Однако, Центробанк нигде не описывает, что он будет делать, если ситуация изменится на противоположную, если вдруг курс доллара по отношению к евро начнет возрастать. Совершенно непонятно, каковы в этом случае будут действия Центробанка в отношении курсовой политики, в области стерилизационной политики и политики денежного предложения. Этот вопрос остается за кадром. Сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда у нас имеется общий тренд, связанный с тем, что: а) ситуация на внешних сырьевых рынках крайне благоприятная; б) курс доллара к евро падает. Но совершенно непонятно, каково будет основное содержание курсовой политики, когда курс доллара к евро будет возрастать, либо ситуация на сырьевых рынках для России ухудшится.
С Вашей точки зрения, ЦБ уже сейчас надо было бы анонсировать свои возможные действия в этих случаях?
Анонсировать и хотя бы описать, во-первых, что они будут делать не в хорошей, а в плохой ситуации; во-вторых, дальнейшая либерализация валютного регулирования обоснована и возможна только в случае, когда мы имеем хорошие тылы - конкурентоспособную экономику, особенно в секторах с высокой добавленной стоимостью. Но сейчас ничего не изменилось и происходит ровно то, что в рамках крайне благоприятной ситуации (как на валютных рынках, так и на сырьевых) происходит дальнейшая либерализация. Сказано А, но не сказано B, C и D.
29 ноября 2004
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=53634