31 октября 2005
928

Алла Грязнова: Потребности малого бизнеса в бизнес-образовании растут

Наиболее актуальными проблемами российского бизнес-образования являются недостаток высококвалифицированных кадров, интеграция в мировую систему бизнес-образования, повышение качества обучения. Потребности малого и среднего бизнеса в бизнес-образовании с каждым годом растут, что говорит о большом потенциале отрасли. Об этом говорилось в конце минувшей недели в ИТАР-ТАСС на пресс-конференции, посвященной 15-летию Российской Ассоциации бизнес-образования. В ходе пресс-конференции выступили президент РАБО, ректор Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Леонид Евенко и ректор Финансовой академии при Правительстве РФ Алла Грязнова.

Свое выступление Леонид Евенко начал со слов, что российская система бизнес-образования является частью мирового образовательного сообщества. РАБО, по его словам, - это негосударственная некоммерческая организация лидеров бизнес-образования, включающая 118 членов.

В качестве ее главных достижений ректор Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ назвал тот факт, что в 1999 г. был разработан российский стандарт программы MBA и получено государственное признание программы "Мастер делового администрирования". В настоящее время 57 бизнес-школ имеют лицензии на образовательные программы MBA.

Кроме того, с 1996 г. РАБО совместно с Национальным Фондом подготовки кадров (НФПК) проводятся Всероссийские ежегодные конкурсы учебных программ в области менеджмента, маркетинга, управления человеческими ресурсами, информационных технологий и экономики, а также организуются более 50 международных и национальных научно-практических конференций.

Алла Грязнова в своем выступлении выразила мнение, что такие саморегулирующиеся организации как РАБО формируют гражданское общество. По ее словам, российское бизнес-образование в первую очередь ориентируется на среднее и высшее звено управленческих кадров отечественного бизнеса. В то же время разнообразие систем обучения позволяет подобрать программу или семинар-тренинг фактически для кадров любого уровня бизнеса.

Отвечая на вопрос ИА "Альянс Медиа", с какими проблемами сталкивается отечественная система бизнес-образования, ректор Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ отметил, что основная сложность - проблема развития сферы бизнес-образования. "Вопросы качества также являются приоритетными", - уточнил он. По словам Л. Евенко, в настоящее время российская система бизнес-образования приспосабливается к реалиям отечественного бизнеса.

Например, не каждый преподаватель может прийти в аудиторию к финансовым директорам или маркетологам. Кроме того, отрасли не хватает финансовых ресурсов для развития, также имеются определенные сложности с интеграцией в мировое образовательное сообщество. "Но это не проблемы кризиса, а проблемы роста", - подчеркнул ректор.

Зав. кафедрой Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Абел Аганбегян, выступая, отметил, что в настоящее время российская система бизнес-образования пока не получила достаточного международного признания. В частности, она не входит в ряд ведущих ассоциаций, также нет взаимного признания дипломов. "Около 10% российских дипломов получают аккредитацию в зарубежных бизнес-школах, - подчеркнул он. - Остальные 90% не хуже по качеству, но их необходимо подтверждать".

В качестве второй основной проблемы российской системы бизнес-образования Абел Аганбегян назвал неразвитость российской экономики. "Образовательная система отражает нашу действительность", - пояснил он. Например, неразвитость рынка капитала приводит к сложностям в подготовке специалистов в этой области. "Но мы должны готовить кадры, ориентируясь не только на сегодняшний день", - считает он. По его словам, в системе бизнес-образования не хватает "преподавателей из бизнеса". Несмотря на то, что представители бизнеса читают лекции в бизнес-школах, они не являются профессиональными преподавателями. "Нет пока перелива кадров", - подытожил А. Аганбегян.

Говоря о проблеме качества, он отметил, что хорошие российские бизнес-школы не уступают средним зарубежным. Школ уровня Гарварда или Стенфорда у нас нет, заявил он, подчеркнув, что российская система бизнес-образования в большей степени ориентированна на людей, уже имеющих практический опыт ведения бизнеса или управленческой деятельности, в то время как западные школы работают с выпускниками высших школ. В заключение А. Аганбегян затронул проблему "утечки мозгов", сообщив, что из российских выпускников в настоящее время уезжают около 20%.

Отвечая на вопрос ИА "Альянс Медиа", в какой степени российская система бизнес-образования ориентированна на малый и средний бизнес, Л. Евенко сообщил, что в настоящее время предложение превышает спрос, несмотря на то, что малый и средний бизнес нуждается в повышении образовательного уровня кадров. "Малый бизнес бедный, - заявил ректор. - Он идет на корпоративные программы, а не на более длительное обучение". По его словам, существовавший при Академии Центр малого и среднего предпринимательства был закрыт по причине систематической нерентабельности. "Большая проблема - неподготовленность преподавателей, - пояснил он. - Знания, необходимые представителям малого и среднего бизнеса, очень специфичны".

Мнение о "бедном малом бизнесе" разделили не все участники пресс-конференции. А. Грязнова выразила мнение, что потребность в бизнес-обучении для малого и среднего бизнеса высока. Она отметила, что за последнее время в Академии на ряд программ для малого и среднего предпринимательства конкурс вырос в три раза, достигнув уровня 7 человек на место. В свою очередь ректор Института экономики и финансов "Синергия" Михаил Иоффе сообщил, что в "Синергии" ежегодно обучаются до 1500 представителей малого и среднего бизнеса.

В заключение Л. Евенко затронул тему участия государства в развитии системы российского бизнес-образования, в частности, создания государственных школ-бизнеса. Тот факт, что в России ежегодно на душу населения на бизнес-образование тратится $1,5, в то время как в развитых странах $200, по его оценке, говорит о большом потенциале, которым обладает образовательная отрасль. Ректор выразил мнение, что позитивно рассматривает возможность конкуренции на рынке. При этом, пояснил он, обострение конкурентной ситуации на рынке может привести к повышению цен. В частности, он указал на возможность роста цен в ближайшее время с $12-15 тыс. за двухгодичное обучение до $30 тыс.

ИА "Альянс Медиа"

allmedia.ru

31.10.2005
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован