Сейчас в Москве действуют по одному оператору ADSL и DOCSIS ("МТУ-Интел" и "Акадо" соответственно), несколько операторов различных технологий беспроводного широкополосного доступа (в первую очередь "Скайлинк", "РМ-Телеком" и АМТ), около трех десятков профессиональных Ethernet-операторов и несколько сот кустарных домашних сетей разного масштаба. С учетом возможностей радиодоступа по меньшей мере 70% московских домохозяйств имеют возможность выбора среди трех или более операторов "широкополоски" (несмотря на то что конкурентные возможности радиодоступа ограничены, поскольку он заметно дороже других технологий).
Проводным широкополосным доступом в Москве, по разным оценкам, пользуется 410-490 тыс. абонентов (число подключенных домохозяйств будет несколько меньше, поскольку некоторые из них пользуются услугами двух или нескольких операторов). Суммарное ежемесячное включение доходит до 30-40 тыс. новых абонентов. В зависимости от оператора ARPU составляет $15-35 в месяц, средневзвешенное значение - около $25 в месяц, что дает оценку текущего оборота московского рынка широкополосного доступа в $10-12 млн в месяц. Пытаться определить годовой оборот простым умножением этих цифр на 12 было бы ошибкой: слишком уж велики темпы роста.
Именно в расчете на будущий рост на прошлой неделе компания "Корбина Телеком" объявила о грядущем переделе рынка и проинформировала прессу о своих весьма амбициозных планах. К ноябрю 2006 года она намерена практически в каждый московский дом подвести оптоволокно с пропускной способностью 1 Гбит/с и сформировать 180-тысячную абонентскую базу, а к ноябрю 2008-го выйти на показатель 500 тыс. абонентов широкополосного доступа. Для реализации этого намерения компания собирается в течение ближайшего года проложить около 5 тыс. км оптоволоконных линий в дополнение к уже имеющимся 1,5 тыс. км. Бюджет проекта - $72 млн (около $20 млн реинвестированной собственной прибыли и около $50 млн привлеченных средств), а предполагаемый срок окупаемости в соответствии с бизнес-планом - 30 месяцев.
Таким образом, "Корбина" намерена захватить 30% московского рынка широкополосного доступа, емкость которого она оценивает в 55% общего числа домохозяйств, или в 1,65 млн квартир.
Отметим, что, по мнению ряда экспертов, емкость рынка "Корбиной" недооценена и составляет 1,95-2,25 млн подключений, но ей вряд ли удастся получить больше 10-15% из-за высокого уровня конкуренции.
Александр Милицкий: Нечто подобное наблюдалось в конце 1990-х при строительстве магистральных оптоволоконных сетей. Когда выявилась значительная неудовлетворенная потребность в таких услугах, целый ряд компаний принялся разрабатывать и строить такие сети, надеясь захватить на рынке лидерство. Все эти бизнес-планы писались, а сети строились практически одновременно, и в результате одновременно же на рынке появилось более десятка серьезных игроков, неожиданно для себя вступивших в жесткую конкуренцию. Внезапно оказалось, что собственные магистральные сети с тем или иным покрытием есть у "МТУ-Информ", "Комстара", "Комкора", "ПТТ-Телепорта", "Центрального телеграфа", "Макомнета" и много у кого еще. Суммарное предложение многократно превысило спрос, операторы принялись снижать цены, и все равно огромные мощности долгое время оставались неликвидными. Каждая из этих компаний предполагала стать если не первостепенным, то хотя бы одним из основных поставщиков услуг, а в итоге им пришлось бороться за каждого клиента в крайне невыгодной ситуации.
Виталий Гончаров, генеральный директор ЗАО "Консул" (группа компаний NetByNet): Я не думаю, что "Корбине" удастся занять 30% рынка. Они далеко не единственные, кто знает, как надо действовать,- конкуренция очень высока.
www.kommersant.ru
07.09.2008