12 февраля 2007
3987

Анатолий Голов: Покупатель всегда прав

Низкое качество товаров, плохое информирование покупателей и неоказание услуг ЖКХ - такие жалобы чаще всего слышат в Управлении Роспотребнадзора по Петербургу. На минувшей неделе там состоялась встреча с журналистами, посвященная 15-летию закона "О защите прав потребителей" . Покупатель должен знать, что за плохой товар он всегда сможет получить назад свое, да еще с лихвой.

Специалисты отмечают, что за эти годы люди стали лучше ориентироваться в законодательстве. Раньше о существовании закона знала только треть горожан, а сейчас - 90%! Правда, отстаивать свои права готовы далеко не все. Например, немногие петербуржцы догадываются о том, что за некачественные коммунальные услуги можно не платить. Допустим, уборщица не моет лестницу и лифт. Тогда вам нужно написать претензию в жилконтору (обязательно в двух экземплярах!), и если ваши законные требования не будут выполнены, отказаться оплачивать эту услугу. "Многие организации прямо говорят: зачем оказывать услугу, если люди и так за нее платят", - возмущается сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов. Услуги ЖКХ - один из самых "больных" городских вопросов. Чаще всего жильцы жалуются на непредоставление коммунальных услуг надлежащего качества и в необходимых объемах, нарушение расчета платы, а также отказ жилконторы осуществлять перерасчет при временном отсутствии потребителя в квартире более 5 дней подряд.

Продавец обязан быть профессионалом

По-прежнему много жалоб на нарушения в сфере торговли. По словам руководителя Управления Роспотребнадзора Игоря Ракитина, только на прошлый год поступило 298 жалоб на качество продуктов и 780 - на непродовольственные товары. Около 40% жалоб подтвердились. Если купленная вами колбаса оказалась испорченной, а новомодный мобильник перестал работать через несколько дней - боритесь! "Первое, что вам надо сделать - написать претензию, - говорит Анатолий Голов. - Претензия должна быть составлена в двух экземплярах, один из которых передается продавцу (изготовителю), а на втором продавец делает отметку о получении вашего заявления. Если он отказывается принимать претензию либо ставить свою подпись на вашей копии, отправьте претензию заказным письмом с уведомлением о вручении". Получив претензию, продавец должен известить вас о своих намерениях, например, согласовать дату начала ремонта. Если ответ вас не устраивает (или жалобу проигнорировали), еще раз оцените правомерность своих требований и обращайтесь в суд. Кстати, приятное правило - если потребитель подает иск, то не платит пошлину. Зато если компания проигрывает суд, то суд взыщет с нее сполна.

Кто прав, а кто виноват?

Покупателей, которые пытаются защитить свои интересы, продавцы называют "потребительскими экстремистами" или "рэкетирами". У Анатолия Голова это вызывает улыбку: "Вы можете назвать хоть одну компанию, которую покупатели замучили неоправданными исками? Лично я не могу. Зато случаев нарушения прав потребителей - миллионы!" Но и пенсионерка Марья Ивановна может отстоять свое - например, за задержку исполнения законного требования покупателя магазин обязан выплачивать неустойку - 1% в день. Допустим, владелица хочет сдать неисправный телевизор и вернуть уплаченную за него сумму (например, 10 тысяч рублей). Срок исполнения такого требования - десять дней со дня подачи заявления. Если магазин отказался возвращать деньги, то при обращении в суд месяца через три гражданке могут присудить 24 тысячи рублей: стоимость товара (10 000), неустойку в 90% (9000) и моральный ущерб (5000). Плюс судебные расходы и штраф. В итоге выплаты могут несколько раз превысить стоимость товара. Так что доводить де ло до суда магазинам невыгодно. Правда, закон ограничивает неустойку стоимостью самого товара, к тому же суд вправе ее уменьшить, если она несоразмерна нарушению. Зато обиженный потребитель может сообщить о нарушениях в органы Роспотребнадзора, которые вправе наложить на организацию административный штраф. Помните, покупатель всегда прав!

Где защитить свои права?


Анастасия Горбунова

12.02.2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован