По словам первого заместителя Генерального прокурора Александра Буксмана, объем рынка чиновничьей коррупции в России оценивается в 240 миллиардов долларов. Посему в последнее время в результате масштабной проверки 11 министерств и ведомств было привлечено к административной и дисциплинарной ответственности почти 3 тысяч муниципальных, региональных и федеральных чиновников. Заведено 600 уголовных дел. Иначе говоря, чиновники не только берут взятки и откровенно нарушают законы, но и умеют находить в них лазейки. Значит, любой новый закон следует проверять на его коррупционную составляющую. Особенно те законопроекты, которые связаны с разгосударствлением общенародной собственности. В том числе, водных и лесных ресурсов страны, с добычей полезных ископаемых. Например, в ходе последней масштабной проверки Генпрокуратура России выявила немало нарушений экологического законодательства. Причем совершенных не только мелкими и небогатыми компаниями, но и такими гигантами, как "Газпром", "Роснефть", "ЛУКойл" и "Сибнефть". Они, по мнению Александра Буксмана, "стали относиться к природе не просто потребительски, а варварски". Эти же проблемы были озвучены и в Государственной Думе.
Новый Водный кодекс РФ был принят летом 2006 года. Вступает в действие с 1 января 2007. Однако большой вопрос - насколько страна к нему готова, не сыроват ли документ, по которому придется жить всей России.
Появившись в Госдуме с докладом, Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев остановился на основных принципах и новшествах документа.
Обсудить было что. Ведь отныне наряду с водными объектами, которые останутся в ведении государства, появится водная собственность и субъектов Российской Федерации, и муниципальных образований, и юридических лиц, и граждан. Составь только договор - и можно "изымать водные ресурсы из поверхностных водных объектов", "использовать акватории" в частных целях создания зон отдыха и даже производить электрическую энергию. Лишь в оборонных целях и целях безопасности страны пользование водой будет происходить без оформления договора, административными мерами, как это было всегда. Без заключения договора будет осуществляться сброс сточных вод в ряде случаев, орошение земель сельскохозяйственного назначения, а также "расположение причалов и судоремонтных сооружений". Прокомментировать недостатки Водного кодекса мы попросили заместителя Председателя Комитета ГД по экологии Анатолия Грешневикова.
- Анатолий Николаевич, чьи интересы учитывает закон в первую очередь?
- Считаю, что он защищает интересы не столько граждан Российской Федерации, сколько отдельных представителей узкой прослойки нынешнего общества страны, которые в состоянии будут купить себе озеро, пруд, обводненный карьер. Потому-то и вышел закон из Минэкономразвития РФ!
- Сегодня вокруг многих водных объектов страны построены дачи, заборы, и простому человеку, который раньше свободно отдыхал на берегу какого-нибудь озера под Москвой, к воде не пройти, не пробиться.
- Понимаете, разработчики Водного кодекса решили похоронить само понятие "публичный сервитут", то есть свободное пользование любым водоемом России. Очень спорен и вопрос о размерах отчуждаемых государством в частное владение водного объекта. Авторы кодекса утверждают, что от приобретения в частную собственность небольшого пруда или обводненного замкнутого карьера никто не пострадает. Но вряд ли с этим согласятся жители какого-нибудь поселения, где имеется один-единственный пруд площадью, например, 2 тысячи квадратных метров, если их лишат права им пользоваться. Права, которое было для них естественным на протяжении десятков лет.
Скажу больше. В конституциях большинства стран мира прописано, что вода приватизироваться не может. Не может становиться и источником извлечения дохода. Новый же Водный кодекс РФ позволяет заниматься коммерцией с использованием воды, являющейся народным достоянием.
- Вы о том, что акватории могут наниматься частниками для устроения платных зон отдыха на воде?
- Не только. Субъектам РФ передаются федеральные полномочия по пользованию большей частью федеральных объектов в деле их охраны и предотвращения негативного использования вод, его последствий. На это даже выдаются субвенции из федерального бюджета. Всего в 2007 году - около полутора миллиардов рублей. Да ещё на ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов, свыше 1 млрд. рублей. В рамках адресной инвестиционной программы на водохозяйственные и водоохранные мероприятия планируется направить ещё свыше 6 млрд. рублей.
Вроде бы немало и неплохо. Но часть документов по Водному кодексу связана ещё и с введением платности пользования водными объектами. Причем, стоимость оплаты будет повышаться. В 2007 году - на 15-20%! За забор пресной федеральной воды нужно будет платить от 400 до 700 рублей за тысячу кубов воды. За забор морской воды - от 10 до 20 рублей за ту же кубатуру. За вырабатываемую электроэнергию - от 10 до 16 рублей за тысячу киловатт-часов. За забор воды для снабжения населения - до 90 рублей за тысячу кубических метров. Предыдущая ставка, кстати, была 70 рублей. Это повышение на 20 рублей, по словам Министра, повышает оплату за коммунальные платежи для населения на 0,5%. Регионы и муниципалитеты, наряду с федеральными органами, должны будут разработать свои ставки оплаты за воду, которая будет находиться в их ведении.
И вот теперь представьте ситуацию, что заводу нужно платить за пользование водой по ставкам нового собственника водных объектов, а эти цены для него разорительны.
- Действительно, ведь и оплата за пользование электроэнергией сегодня выходит "в копеечку" и предприятиям, и целым регионам! Анатолий Чубайс даже пригрозил отключить этой зимой от света и тепла 16 субъектов РФ - как раз за образовавшиеся долги по коммунальным платежам! Таким образом, и вода может стать способом разорения предпринимателей и методом давления на неугодных владельцев заводов и фабрик, которых кто-то затеялся довести до банкротства.
- Так называемые "четкие договорные отношения" по поводу воды на самом деле могут стать почвой и для социальных конфликтов! Но есть и другие проблемы. Очистка вод. Раньше в загрязнении окружающей среды в основном обвинялись крупные предприятия. Сегодня загрязнены уже и воды на селе. В том числе подземные. Пользуясь бесконтрольностью со стороны государства, руководители части агропредприятий вывозят отходы своего производства, куда ни попадя. Министр согласился с тем, что проблема существует, но порождают её якобы в большинстве случаев не предприятия, а система ЖКХ. Воде от этого не легче. Сказал Юрий Петрович и о том, что необходима особая федеральная программа по очистным сооружениям. Правда, не согласился с тем, что загрязнение вод коснулось множества сел.
А вот когда я спросил Министра о том, каким образом государство будет охранять водные объекты, находящиеся в частном владении, он практически отмолчался. Мне, например, известно, что в Ростовской области, в колхозе имени Шаумяна, частный владелец допустил аварию на своем гидротехническом сооружении. В результате было подтоплено 400 домов, жильцы эвакуированы, нанесен ущерб и природе, и людям. Но ни специалистов Федерального агентства водного хозяйства, ни Росприроднадзора там не было. Министр дал нам понять, что с этим случаем не знаком. Мол, "кто-то один из нас ошибается, так как частная собственность на объекты этого рода будет введена лишь с 1 января 2007 года". Однако я полагаю, что Юрий Петрович просто не в курсе последних решений правительства по разгосударствлению системы "РАО ЕЭС", которое позволило кооперативную собственность на гидротехнические сооружения. На одном из них и произошла масштабная авария. Но такие аварии могут происходить и впредь. Кто будет за них расплачиваться?
Новый Водный кодекс свидетельствует и о том, что на федеральном уровне будет осуществляться лишь надзор за межрегиональными водными объектами, расположенными на территории нескольких регионов. И только за теми источниками загрязнения, которые осуществляют сброс отходов свыше 15 млн. кубометров в год. В остальных случаях контрольный надзор передается регионам. Но справятся ли с этим субъекты РФ, пока неизвестно.
Кроме того, по новому кодексу ширина водоохраной зоны сокращается в два - два с половиной раза. С 50- 500 метров до 50-200. Это дополнительно приведет к загрязнению прудов, озер, рек. - Депутаты напомнили Министру об экологической катастрофе, вызванной в последние годы хроническим обмелением рек. Упал и уровень воды в Волге. До 80% нерестилищ не были залиты водой, так что общие потери государства составили до 18 млрд. рублей. Министр Трутнев ответил, что новыми правилами работы водохранилищ, уровнем воды в Волге займутся так называемые бассейновые советы. Но ведь это пока дело будущего.
- Да, вы правы, принятие Водного кодекса возвращает нас к "бассейновому принципу" управления теми водными объектами, которые расположены на территории разных регионов. Предусматривается создание 20 бассейновых округов и 20 бассейновых советов. Но каковы будут их реальные возможности, пока неизвестно, так как из текста закона следует, что советы имеют лишь рекомендательные функции.
Большое опасение специалистов вызывает и передача в собственность прудов, которая способна привести к усилению обмеления рек. Известно ведь, что пруд - сооружение на водотоке - реке, которая аккумулирует часть тока. В результате неумелого хозяйствования частного владельца могут вообще исчезнуть малые реки. В свое время так исчезли река Пресня и каскад прудов на ней в 19 веке в Москве. Если частники доберутся до прудов в верховьях малых рек, среднее их течение может превратиться в сточные канавы. А Водным кодексом пока не создана даже система нормирования качества сточных вод. Есть статья о нормативах допустимого воздействия, но самих норм нет.
Можно сказать, что пороки этого документа обусловлены спецификой ведомства, которое его разрабатывало. Не учтены мнения специалистов - водников! Депутаты вносили в законопроект много поправок, но они не были приняты во внимание. Поэтому наша фракция "Родина" (Народная воля - СЕПР) считает, что применение нового Водного кодекса негативно скажется на состоянии водных объектов - источниках питьевого водоснабжения. На социально-экономической и экологической ситуациях в регионах. И, в конечном счете, - на безопасности страны.
Интервью вела Ирина ЛАНГУЕВА
14.11.2006
http://www.partia-nv.ru/articles/2006/a141106.html