31 марта 2009
2525

Анатолий Торкунов: Слово и дело в отношениях США с Россией

Холодная отчужденность между Москвой и Вашингтоном после избрания президентом Барака Обамы стала сменяться настороженным ожиданием. Обеспокоенность ситуацией ощущается и в Вашингтоне, и в Москве. Слишком много Россия и США вложили в улучшение двусторонних отношений в последние 20 лет, чтобы не было жалко терять плоды трудного сближения. Но жизнь берет свое: нельзя иметь дело с партнером, который партнерством с тобой не дорожит и интересы твои игнорирует. Как ни важна Америка, дружба или вражда с ней - не главное в жизни российского народа.

"Такие слова да американскому богу - в уши..."

Новая черта американской политики - всплеск умеренно заинтересованных рассуждений о России. К этому есть кадровые предпосылки. Из числа специалистов по нашей стране оказалось довольно много новых назначенцев в Совете национальной безопасности США, Госдепартаменте и разведсообществе. Основную аппаратную связку составляет тандем бывших послов в России: Александр Вершбоу стал заместителем министра обороны по политическим вопросам, заместителем по политическим вопросам, но только госсекретаря стал и Уильям Бернс.

Взбодрившись - "наши пришли", - другие бывшие послы в Москве инициировали выход в свет от имени комиссии по отношениям с Россией специального доклада. Его авторы - ученые-русоведы, бывшие члены конгресса и работавшие в России отставные дипломаты - почти все перворазрядные, знающие и искушенные.

Официально комиссия не является двухпартийной комиссией, и ее не создавал конгресс. Она только "дышит" двухпартийностью, это совместный проект двух мозговых трестов - Центра Никсона (республиканский) и Школы Кеннеди (демократический). В принципе - соцветие умов, люди проницательные и трезвые. Но вряд ли они представляют большинство американской элиты. Поэтому, надо полагать, и мысли формулируют смело.

Во всяком случае, впервые лет за 20 американскому читателю откровенно сказали, например, о том, что интересы США и интересы стран - соседей России не одно и то же. Есть и другие здравые размышления - о том, что не надо бояться российских инвестиций в экономику США и стран ЕС. Авторы ратуют за продление договора СНВ-1, немедленное принятие России в ВТО и отмену идиотской "поправки Джексона-Вэника". Среди важных задач называют новые переговоры о привлечении России к участию в функционировании американской системы ПРО в Польше и Чехии.

И уж совсем революционно звучит включенная в доклад мысль о том, что Америке не надо пытаться строить сферы влияния прямо на границах России и одновременно рассчитывать на "конструктивную реакцию" Москвы.

Ключевая мысль доклада - администрация должна прекратить попытки игнорировать интересы России, потому что отношения с ней нужны для осуществления задач американской дипломатии в вопросах нераспространения ядерного оружия и решения "иранской проблемы". Помощь России нужна Вашингтону и в афганском вопросе, а также непривычно - в обмене разведывательной информацией по терроризму. Американцы признают: в технических перехватах нужных сведений из мирового информационного пространства они достигли высот, а агентурной информации "с мест" по Среднему и Ближнему Востоку им не хватает.

Американские интеллектуалы рекомендуют администрации поменять стилистику отношений с Москвой, отказаться от практики "ставить ее перед фактами", ограничить поучения по части демократии, наладить диалог по международным проблемам и создать для него специальный механизм, наконец, вернуться к идее применения мер доверия в некоторых вопросах международной безопасности. Но при этом текст пронизывает установка: любые шаги должны предприниматься с учетом возможности подкрепить их, где возможно - убеждением и экономическими стимулами, а где невозможно - силой. Суть предложений - поменять атмосферу российско-американских отношений, вернуть ей дружественность и взаимное уважение. Предполагается нейтрализовать недоверие, которое распространилось не только в стане левых и крайне правых российских политиков, а также центристов, но даже в кругах умеренных русских либералов.

Думающие американцы это уловили. Вслед за публикацией доклада в Москве побывали "живой классик" американской внешней политики - Генри Киссинджер и группа экспертов из числа разработчиков доклада. Уехали и ждут ответа...

Слова и дела расходятся

Проблема в том, что ободряющими можно счесть только слова и рекомендации американских исследователей. С делами и официальными предложениями - намного хуже. Главной официальной инициативой США в отношении России было предложение Обамы о сокращении стратегических ядерных арсеналов Россией и США до 1000 боеголовок. Оно напомнило предложения Хрущева о всеобщем и полном разоружении. Из-за них над советским лидером долго смеялись. Под видом конструктивной идеи американцы предлагают закрепить их силовое превосходство и отказаться от последних остатков прежнего стратегического паритета - по сути единственной гарантии военно-стратегической безопасности России. Все это - без увязки с сокращением тактического ОМУ, обычных вооружений, "географического наступательного вооружения" в виде плацдармов НАТО вокруг России.

Уходящий со своего поста главком НАТО в Европе генерал Крэддок представлял конгрессменам отчет о победах на своем посту. Его оценки в отличие от мнений авторов доклада можно считать официальными. Генерал обвинил Россию в попытках подорвать сплоченность Евросоюза и ослабить позиции США в Европе. А в подтверждение своей позиции он сослался... на события в Южной Осетии.

В ходе недавних переговоров в Женеве американцы, похоже, были настроены уладить до летней встречи президентов вопросы обновления и пролонгации договора СНВ-1. Вместе с тем, как представляется, США пока не проявляют готовности учитывать замечания и предложения России, связанные с американской политикой в зонах национальных интересов и национальной безопасности России.

Лейтмотив американских экспертных рассуждений - рекомендация отказаться от попыток игнорировать интересы России. Лейтмотив американских действий - сосредоточенность на реставрации абсолютной стратегической неуязвимости Америки. При чем здесь национальные интересы России, где возможности их учесть и защитить? Стелют-то мягко...

Не думаю, что "после Грузии" российской дипломатии будет легко вернуться на романтическую волну советско-американских отношений времен Горбачева и Шеварднадзе. "Дипломатия перестройки" не знала горечи обмана. Она так и осталась дипломатией переговорных "прорывов", результаты которых были жестко оспорены впоследствии. Но российская дипломатия - совсем иное дело. Она пропитана духом разочарований 1990-х годов: натоизация Восточной Европы и Черного моря, балканские войны, подрыв отношений с Украиной и апогей всего - военная дестабилизация российских границ на Кавказе.

Восстановление честных и уважительных отношений с США - одно. Принятие невыгодных России предложений Вашингтона ради этого восстановления - другое. Если США настроены на улучшение российско-американских отношений так же серьезно, как Россия, то предстоят, возможно, невиданные со времен середины 1980-х годов жесткие переговоры по широкому кругу проблем, в том числе проблем региональной безопасности. Это Америке прежде всего важно взаимопонимание с Россией в вопросах нераспространения, частным случаем которого является Иран. Москве прежде всего важны вопросы реформы системы безопасности в Европе. Многие иные вопросы могут зависеть от того, насколько возможно взаимопонимание с США по вопросу о такой реформе.

Представив за два месяца после инаугурации Обамы целую серию новых предложений, американская политическая машина еще раз продемонстрировала способность стремительно и гибко перестраиваться под влиянием обстоятельств. Сначала - "смена вех" в отношении Ирана, теперь - сонм идей об улучшении отношений с Россией. Экспертное сообщество во многом утратило способность производства подобного высококачественного, оперативного и "продаваемого" в политическом смысле интеллектуального продукта.

Нет сомнений, конечно, что российская дипломатия приготовила к встрече российского и американского президентов список требований и предложений. Надо полагать, аналогичный список лежит и в сейфах американских дипломатов. В идеале президентам повезет, и они смогут "настроиться на волну друг друга". В менее удачном случае если личный контакт сразу окажется недостаточно теплым, то оба лидера смогут просто дать поручения своим министрам приступить к наладке постоянного переговорного механизма, без создания которого, боюсь, разобрать завалы в двусторонних отношениях будет крайне сложно.

Ничего другого прогнозировать не хочется. И все же нужна ясность. Россия хочет устойчивых и дружественных отношений с США. Но для российской внешней политики это не самоцель, а важный инструмент построения более безопасного и благополучного мира. Следовать по этому пути России все равно необходимо - при возможности сотрудничая с США, но при необходимости - и действуя полностью самостоятельно.


31.03.2009
www.izvestia.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован