Преступления экономической направленности занимают значительное место в общей структуре столичной преступности, причем их количество и удельный вес имеют стабильную тенденцию к росту. О состоянии борьбы с экономическими преступлениями (наиболее опасными их проявлениями, такими, как коррупция, давление на малый бизнес, незаконный захват недвижимости) корреспондент "Россiи" беседует с прокурором Москвы Анатолием Зуевым. - Анатолий Ильич, какова общая картина экономической преступности в столице?
За девять месяцев 2004 года в Москве зарегистрировано более 37 тысяч преступлений в сфере экономики (рост на 26, 7%), а их удельный вес равен 23% (в аналогичном периоде прошлого года - 19%). За совершение этих преступлений к уголовной ответственности привлечено более 15 тысяч человек (рост на 8, 5%). Эти и другие цифры, а также факты были названы в ходе прошедшего по инициативе прокуратуры города заседания руководителей правоохранительных органов Москвы. На нем был рассмотрен ряд вопросов противодействия преступлениям в сфере экономики и коррупции. Приведенные мной цифры, конечно, впечатляют. Однако если вникнуть в суть проблемы, т.е. посмотреть не только эти "голые" цифры, становится очевидным, что рост этот произошел в основном за счет увеличения числа уголовных дел о фальшивомонетничестве и подделке документов. Если же исключить эти составы, то увеличение собственно экономических преступлений оказывается и вовсе небольшим - чуть больше одного процента. То есть выявляемость экономических преступлений крайне низкая. Прокуратура города предъявляла и будет предъявлять жесткие, но обоснованные требования к управлению по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Москвы по повышению эффективности и качества выявления и расследования этих преступлений, а к прокурорам - по усилению надзора за законностью этой деятельности. Справедливости ради скажу, что курирующий этот важный вопрос заместитель начальника ГУВД города по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями В.П. Васильев не только разделяет прокурорскую озабоченность состоянием дел, но и намерен предпринять реальные меры. Другого выхода нет, отступать уже некуда!
Какие предприятия чаще всего попадают в поле зрения преступников?
Криминальному (т.е. умышленному) банкротству подвергаются в основном жизнеспособные, социально и экономически значимые предприятия, располагающие ценным имуществом, являющиеся производителями уникальной продукции либо представляющие иной существенный интерес (как правило, связанный с получением немалых сверхприбылей), что влечет колоссальные потери материальных и финансовых ресурсов. Значительный уровень латентности фактов криминального банкротства (за девять месяцев 2004 года в столице зарегистрировано всего три факта неправомерных действий при банкротстве и семь фактов преднамеренного банкротства) отчасти обусловлен тем обстоятельством, что дела о банкротстве, как правило, рассматриваются арбитражными судами. В то же время выявление свидетельствующих о криминальном характере банкротства признаков и соответствующее реагирование на них задачей арбитражного процесса не является. Поэтому причины, приводящие предприятия к несостоятельности, этими судами не раскрываются, зачастую оставаясь вне поля их зрения. Приходится констатировать, что применение процедур банкротства в настоящее время представляет собой неурегулированную сферу деятельности для всех участников этого процесса. Так, исполняющий обязанности председателя правления ООО МКБ "Энергосбербанк", зная о предбанкротном состоянии возглавляемого им банка и в предвидении его банкротства, принял меры к сокрытию имущества банка, причинив ему крупный материальный ущерб, т.е. совершил неправомерные действия при банкротстве. В связи с этим Измайловской межрайонной прокуратурой в отношении него расследуется уголовное дело. Неуклонное умышленное снижение количества дел, находящихся в стадии внешнего управления (при котором возможны вывод предприятия из кризисного состояния и восстановление его платежеспособности без применения ликвидации), обнажает криминальный характер этого явления.
Если можно, приведите какой-нибудь пример.
В ходе расследования уголовного дела, возбужденного по факту преднамеренного банкротства ОАО "Каучук", установлено следующее. С целью уклонения от выполнения решения Международного арбитражного суда о выплате двум солидарным истцам свыше 3 миллиона долларов США генеральный директор предприятия заключил договор с другим коммерческим предприятием. Предмет договора - предоставление займа в виде простых беспроцентных векселей на 150 миллионов рублей. В его обеспечение были заложены основные средства производства предприятия. А затем он совершил еще ряд действий, направленных на умышленное создание ситуации неплатежеспособности предприятия с причинением ущерба истцам.
Прокуратура в состоянии каким-либо образом повлиять на этот процесс?
В соответствии со статьей 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Вместе с тем возбуждаемые в судах общей юрисдикции и арбитражных судах споры о "недружественном поглощении" предприятий в перечень дел, в которые вправе вступить прокурор (в т.ч. и посредством оспаривания состоявшихся судебных решений - их исчерпывающий перечень предусмотрен статьей 45 ГПК России и статьей 52 АПК России), не входят.
И что получается?
А получается, что в настоящее время прокурор лишен возможности... оспорить подобные незаконные судебные акты, а также приостановить их исполнение. Это обстоятельство требует незамедлительного внесения в процессуальное законодательство соответствующих изменений, направленных на расширение полномочий прокуроров в гражданском и арбитражном процессах.
Но ведь известны факты захвата собственности откровенно силовыми методами...
К подобному неправомерному завладению недвижимым имуществом криминал прибегает в тех случаях, когда сравнительно "легальные и мирные" средства передела собственности (в виде банкротства) при решении корпоративных конфликтов не достигают желаемого результата. Так, в связи с поступившими заявлениями о фактах противоправных действий, связанных с захватом одного и того же нежилого помещения по улице Буракова в Москве, прокуратурой Восточного АО столицы в течение нескольких дней августа - сентября 2004 года возбужден ряд уголовных дел о самоуправных и мошеннических действиях.
Криминальная суть силового захвата понятна, но можно ли как-то бороться с этим безобразием?
И можно, и нужно. В 2003-2004 годах в Москве зафиксировано более 250 таких фактов, по которым возбуждено более 160 уголовных дел (только за 9 месяцев с.г. возбуждено 50 дел), в большинстве случаев по признакам мошенничества либо самоуправства. Расследование уголовных дел о преступлениях этой категории связано с определенными сложностями, поскольку, несмотря на незатейливость процедуры захвата, в его осуществлении задействовано немало лиц (в том числе должностных), активно препятствующих расследованию и осуществлению уголовного преследования виновных. С помощью коррумпированных чиновников заранее готовится пакет фальсифицированных правоустанавливающих документов о смене собственника интересующего криминал предприятия, а также соответствующее незаконное судебное решение, выносимое, как правило, далеко за пределами столицы либо просто сфальсифицированное. Между тем судебные исполнители, получив исполнительный лист, зачастую не только не проверяют его легитимность, но нередко невольно становятся соучастниками захватов предприятии или иных объектов группами силовой поддержки, придавая неправомерным действиям захватчиков легитимную видимость. Вот пример. Приговором Нагатинского районного суда Москвы признана виновной в совершении преступления, предусмотренного статьей 286 УК России ("Превышение должностных полномочий") и приговорена к лишению свободы условно заместитель начальника отдела службы судебных приставов по Южному АО ГУ МЮ России. При силовой поддержке спецподразделения, применявшего при этом спецсредства, она пыталась предпринять незаконные действия по отстранению руководства АОЗТ "Москомплектмебель" от управления. Приговор вступил в законную силу.
Однако не секрет, что подобные захваты иногда происходят в присутствии стражей порядка.
Это действительно так. Например, в ходе расследования прокуратурой города инцидента, связанного с захватом помещения ОАО "Мосвторцветмет", установлен вопиющий факт бездействия сотрудников органов внутренних дел на месте происшествия, что существенно затруднило расследование. Прибывшие в связи с сообщением о захвате работники ОВД района "Бутырский" и УВД Северо-Восточного АО Москвы, несмотря на наличие явных признаков преступления в действиях нападавших, их не задержали, личность ни одного из них не была установлена, а в последующем при попустительстве и неорганизованности сотрудников милиции все захватчики беспрепятственно скрылись. Нередко мотивом пассивных действий сотрудников милиции является неправильно понятая установка на невмешательство в спор хозяйствующих субъектов. Причем несмотря даже на то, что алгоритм действий правоохранительных органов, в первую очередь органов внутренних дел, в подобных конфликтных ситуациях на практике уже отработан - для этого достаточно добросовестно и четко исполнять требования Закона "О милиции". В этой связи прокуратура города осуществляет надзор за тем, чтобы органы внутренних дел обеспечивали немедленное и законное реагирование на все сообщения о фактах неправомерного завладения недвижимым имуществом.
Что препятствует наведению порядка в этой области?
Как показывает следственная практика, в большинстве случаев способом неправомерного увода недвижимого имущества у собственника является представление в налоговые органы подложных документов, свидетельствующих о происшедших изменениях в распределении долей юридического лица, смене его руководства, принятии решения о совершении крупной сделки и т.п. Так, прокуратурой Южного АО Москвы возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении лиц, подделавших правоустанавливающие документы на право собственности на земельные участки, что привело к противоправному присвоению ими прав собственности на недвижимое имущество ООО "Поречье" на общую сумму 5 млн. долларов США. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не возлагает на регистрирующие налоговые органы обязанность проверки достоверности представляемых сведений, чем активно пользуются правонарушители. Между тем, как отметил на координационном совещании руководитель Москомрегистрации В.Н.Урсов, в настоящее время аккумулируются сведения из паспортно-визового управления ГУВД о недействительных паспортах.
Надеюсь, что захваты не всегда заканчиваются победой захватчиков?
Конечно, и таких примеров немало. Так, в июле 2004 года группа лиц захватила помещение магазина "Ж", расположенное по Смоленскому бульвару в Москве, принадлежащее на праве собственности ООО "Вистас-7". Благодаря своевременным и грамотным действиям руководства Хамовнической межрайонной прокуратуры и сотрудников ОВД все неправомерно находившиеся в помещении ООО захватчики задержаны. По факту неправомерного завладения зданием магазина расследуется уголовное дело. Другой свежий пример: в прошедшем сентябре в вечернее время большая группа лиц с целью захвата чужой собственности совершила нападение на сотрудников охраны и работников торговых павильонов, прилегающих к рынку "Совенок". На место происшествия срочно прибыла следственно-оперативная группа, а также отдельные милицейские наряды УВД Северо-Восточного АО и территориального ОВД. В результате принятых ими решительных мер дальнейшие противоправные действия по насильственному захвату имущества были пресечены, при этом 96 правонарушителей задержаны. По данному факту также возбуждено уголовное дело.
Успех экономических реформ во многом зависит от того, как решаются многочисленные проблемы малого бизнеса, среди которых противоправная деятельность криминала и произвол чиновников.
Вы совершенно правы. Причем и те и другие одинаково жаждут от предпринимателя денег за то, чтобы оставить его в покое. Но если с бандитами, рэкетирами и иными представителями "криминального промысла" правоохранительные органы все же в той или иной степени справляются, то искоренить административные барьеры и препоны на пути развития малого бизнеса намного сложнее.
Но есть хотя бы надежда на то, что ситуацию удастся переломить?
Безусловно. Несмотря на то, что для поддержки малого предпринимательства в столице делается немало (простите за невольный каламбур), прокурорами постоянно выявляются многочисленные нарушения прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц со стороны именно контролирующих органов, а также органов власти. Эти нарушения касаются несоблюдения установленного порядка оформления и выдачи разрешений на право торговли и размещения объектов торговли и т.п. Характерным практически для всех районов мегаполиса нарушением является также возложение органами власти на предпринимателей не предусмотренных федеральным законодательством дополнительных обязанностей. Так, управа района "Соколиная Гора" установила для предпринимателей района незаконные, но обязательные ежемесячные отчисления денежных средств на расчетный счет управы, а также ежегодные перечисления на благотворительные цели. Эти и подобные злоупотребления власти прокуратурой жестко пресекаются с применением предусмотренных законом средств реагирования, которых у нас в арсенале достаточно. С целью реальной защиты представителей малого бизнеса от наездов и захватов на координационном совещании решено возродить так называемый "прямой телефон 02", по которому будут приниматься сообщения о любых неправомерных действиях в отношении предпринимателей.
Выходит, корень зла - в коррупции?
В большей степени это именно так. В России до сих пор нет правового понятия коррупции, нет и соответствующего закона о борьбе с ней. Необходимо регламентировать отдельные стороны государственной службы и политической деятельности, связанные с взаимоотношениями власти с коммерческими структурами, т.е. внести ясность во взаимоотношения власти и бизнеса - они должны быть четко обусловлены, т.е. регламентированы законодательством. Существующие ныне реалии борьбы с коррупцией и связанными с ней экономическими преступлениями диктуют необходимость формирования комплексной нормативно-правовой базы, позволяющей бороться со всеми ее формами и проявлениями. В целях обеспечения требований закона при привлечении к ответственности отдельных категорий должностных лиц, обладающих должностными иммунитетами, за совершаемые ими коррупционные и иные правонарушения следует также путем внесения соответствующих изменений в ряд законов четко определить реальный порядок преодоления этих иммунитетов. Нужно также разработать и запустить действенные механизмы их реализации. В этой связи представляется желательной реализация высказанной президентом России идеи о "милитаризации" государственной службы. То есть речь идет о радикальном улучшении внутренней дисциплины государственных служащих. Аналогично воинской дисциплине - отсюда и термин "милитаризация". Об усилении их дисциплинарной ответственности, а также введении ряда ограничений, накладываемых на должностных лиц в связи с осуществлением ими обязанностей государственной службы.
21.10.2004
http://www.severinform.ru/?page=interview&interid=40