Даже космос не страшил нас...
Орбитальный расклад
США заменили арахис на ракеты
Первый искусственный спутник Земли стал олицетворением нашего первенства в освоении космоса, решал оборонные задачи, "расчистил" дорогу в космос для человека... Но прямое его назначение долгое время оставалось на втором плане. Между тем именно сейчас, по мнению директора Института прикладной астрономии, члена-корреспондента РАН Андрея Финкельштейна, начинается вторая "спутниковая революция".
МН: Андрей Михайлович, существует расхожее мнение, что пустая "болванка", запущенная на орбиту полвека назад, была прежде всего политическим оружием. В какой степени, по-вашему, это политика?
Финкельштейн: Главным все-таки было суметь вывести на орбиту искусственный объект. Да, хорошо было бы это сделать первыми, как позже американцам - высадиться на Луну. Но это был необходимый этап в развитии космонавтики - первый практический эксперимент: запустить на орбиту искусственное тело и заставить его вращаться. Ведь тогда еще никто не знал, получится ли это, достаточно ли энергии, скорости, можно ли управлять таким объектом. Так что запуск спутника - это прежде всего крупнейшая инженерная и научная задача.
Как, впрочем, и запуск в космос человека. Главная цель была не в том, чтобы потрясти мир, а чтобы понять, может ли человек выдержать космические нагрузки и существовать в невесомости.
МН: Но пока практическая отдача от пребывания человека в космосе невелика. Спутники - другое дело. Подозревали ли те, кто готовил этот "научно-инженерный эксперимент", насколько разнообразным будет их применение?
Финкельштейн: Я помню, как один из пионеров космонавтики, сотрудник нашего института, член-корреспондент РАН Святослав Сергеевич Лавров, рассказывал, что размышления о применении спутников вне оборонной тематики начались довольно быстро. Было ясно, что с их помощью можно будет обеспечивать глобальную связь, навигацию, мониторинг Земли, наблюдения за погодой, астрономические исследования. Здесь, как и в случае с атомной бомбой, большие деньги, которое вложены в обороноспособность, должны были дать мощнейшие экономические эффекты в народном хозяйстве. Можно сказать, что оборонный по природе проект быстро превратился в инновационный. В итоге одни только спутники связи в десятки раз окупили все вложенные затраты. В настоящее же время спутники, входящие в глобальные навигационные системы, такие как российский ГЛОНАСС и американский GPS, стали определять не только уровень обороноспособности страны, но и ее экономический потенциал.
С моей точки зрения, это чуть ли не самое значительное и неожиданное применение, всех преимуществ и последствий которого мы еще не знаем.
МН: А как же связь, погода?
Финкельштейн: Я рассуждаю с точки зрения перспектив, которые могут открыться в недалеком будущем. Многие и не ощущают, что грядет "вторая спутниковая революция", когда у искусственных объектов, которые вращаются вокруг нашей планеты, появятся миллионы и миллионы пользователей.
Я имею в виду глобальные навигационные спутниковые системы. Суть в том, что уже в 50-х годах стали задумываться над тем, как создать такую систему, когда любой пользователь - Минобороны, гражданская авиация, пассажирские и грузовые суда и даже простой автомобилист - мог бы определить предельно точно свое местоположение. Предлагались самые разнообразные проекты, но в конце концов сошлись на том, что сделать это можно именно с помощью спутников. Оказывается, если специальными средствами наблюдать за спутниками с Земли и постоянно вычислять их орбиту, то и пользователь в любой точке земного шара, обладая относительно скромным приемным устройством, может определить свое положение. Конечно, не сам, а компьютер в его приемнике, который проделает соответствующие вычисления.
В 1978 г. в США появилась всем известная система GPS. Она объединяет 24 спутника, работающих на орбитах чуть выше 20 тыс. км над Землей и движущихся в шести плоскостях. Точно такая же система - ГЛОНАСС, построенная по близкой идеологии, через несколько лет появилась и в России. Обе системы имеют разные коды доступа, один - для обычных пользователей, другой для специальных.
Система ГЛОНАСС продолжала "надстраиваться" уже во время перестройки, вплоть до 1995 г. К этому моменту были запущены все 24 спутника. Но после этого экономические трудности все-таки взяли верх, и ГЛОНАСС использовалась в основном в оборонных целях. Причем система начала терять спутники один за другим - ведь срок их жизни ограничен. По техническим требованиям, они должны были работать 3 года, потом заменяться более долговечными, рассчитанными на 7 лет, потом еще более совершенными со сроком жизни не менее 10 лет. Но у нас новых спутников не запускали, а в США система активно развивалась. Постепенно ею стало пользоваться все больше рядовых людей, и в конце концов возникла ситуация, когда чем больше таких пользователей, тем выгоднее и для пользователей, и для бизнеса.
МН: Сколько сейчас пользователей ГЛОНАСС в России?
Финкельштейн: ГЛОНАСС начал обслуживать практически все крупные транспортные средства, которые принадлежат государству, - самолеты, корабли, грузовой автотранспорт. Частных пользователей относительно немного, в основном они пока предпочитают GPSовские приемники. Дело в том, что на данный момент на орбите работают всего 17 наших спутников, которые могут покрывать не всю поверхность Земли и даже не всю территорию России, с очень большими временными "провалами". Сейчас поставлена задача быстро восстановить полную космическую группировку ГЛОНАСС, обеспечив ее новым поколением спутников. В 2003 г. уже был запущен "Глонасс-М", который может проработать 7 лет, а к 2009 г. должны быть запущены все 24 аппарата.
МН: Но ведь главная проблема, наверное, не в технике, а в инфраструктуре?
Финкельштейн: Да, инфраструктура не подготовлена - и не только потому, что нет точных карт, последних данных о строительстве, ремонтах дорог и т.д. Она не подготовлена юридически, ведь долгое время существовали ограничения на позиционирование, и в некоторых регионах просто не было открытых карт. Сейчас вопрос с секретностью решается, и это - веление времени. Наш самолет не может совершать посадку, пользуясь системой GPS, - кто ответит за ошибку, частная фирма? Это масса проблем, переворачивающих наши основы. Хотим мы или нет, но придется открыть большое количество прежде секретных данных.
Думаю, сдвиг наступит через два-три года. Будут восстановлены и спутники, обеспечивающие работу системы, и с увеличением числа пользователей возрастет число компаний, которые будут развивать базы данных. Пока с помощью спутника более или менее точно можно ориентироваться в Москве, Московской области, Петербурге. Но в некоторых регионах губернаторы создали местную базу данных, собственную инфраструктуру и оснастили глонассовскими приемниками весь медицинский транспорт. Так что теперь "скорая" тоже связана со спутником.
Замечательно, что если 50 лет назад главным стимулом вложения денег в спутниковую программу были все-таки интересы обороны, то теперь развитие системы подталкивается и потребностями рядовых пользователей.
2005 Голос Разума
http://www.mindsound.ru/71/321300