Россия уже несколько лет последовательно проводит курс по усилению политического и экономического влияния в Азии. Под воздействием западных экономических санкций снизились объемы российского экспорта в Европу, что побуждает нас диверсифицировать систему внешнеэкономических связей, в том числе на северо-востоке континента.
По информации Федеральной налоговой службы России около 27% торгового оборота (включая экспорт и импорт за период с января по ноябрь 2014 года) пришлось на страны Азии. В частности, заметно увеличился товарооборот между Россией и Южной Кореей - на 11,2%, а российский экспорт в Республику Корея (РК) увеличился на 25,2%. Сегодня в России работают более 600 южнокорейских компаний. Фактически РК стала вторым после Китая азиатским партнёром России, а в ряде позиций превосходит его.
Россия позитивно восприняла то, что Южная Корея, которая, как и Япония, является союзником США, не поддержала антироссийские санкции и заняла собственную позицию. РК превосходит Китай по технологическому потенциалу, поэтому она может рассматриваться и в качестве экономического партнера, который способен принять активное участие в развитии Дальнего Востока.
В декабре 2014 года в Сеуле прошел российско-корейский экономический форум, в котором приняли участие полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, а также губернаторы дальневосточных регионов. По словам Трутнева, российское правительство развивает инфраструктуру Дальнего Востока с целью создания благоприятных условий для бизнеса. Регион может стать прибыльным в энергетической сфере, а также в сфере туризма.
Российская сторона неоднократно доводила до корейских партнёров информацию о создании специальных экономических территорий опережающего социально-экономического развития. При этом выражалось желание развивать совместные с Южной Кореей проекты, включая постройку железных дорог, газопроводной системы и линий электропередач через территорию КНДР. Опыт ряда официальных мероприятий и встреч на "второй дорожке" позволяет говорить о том, что власти и представители крупного бизнеса готовы идти навстречу корейской стороне при определении площадок и выработки конкретных условий взаимодействия, включая налоговые и таможенные.
Российское руководство также уделяет определённое внимание северокорейскому направлению. На данный момент отношения РФ и КНДР сложно назвать успешными, так как только в последние два года происходит некоторая активизация экономического взаимодействия. Вместе с тем "отключение" Китая из сотрудничества с КНДР в силу изменений в политическом курсе создаёт для России ряд возможностей. Одной из наиболее значимых предпосылок для партнёрства стало решение о списании Москвой 90% долга Пхеньяна - ок. 10 млрд долл., а оставшиеся 10% будут выплачиваться в течение 20 лет, причем реинвестированием в совместные проекты.
В июне 2014 г. во Владивостоке прошло заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, где прозвучали идеи перейти на расчёты в рублях, открытия корсчетов и облегчения визового режима.
В КНДР планируется вдобавок к 4 действующим открыть ещё 14 особых экономических зон, специализированных по отраслям, с возможным льготным режимом в плане защиты имущества и доходов. Товарооборот Дальнего Востока с КНДР в 2014 году приблизился к 50 млн долл. Только в Приморье действует около 20 представительств северокорейских внешнеторговых объединений, компаний, министерств и ведомств. Основной формой сотрудничества является использование северокорейской рабочей силы в области строительства и сельского хозяйства.
Беспрецедентным по запланированному объему инвестиций в 25 млрд долл является проект "Победа", о котором министр по развитию Дальнего Востока А.Галушка объявил в октябре 2014 года во время визита в Пхеньян. Фактически российская сторона будет разрабатывать в КНДР месторождения редкоземельных металлов с целью реализации на международном рынке, а вырученные средства северокорейское правительство будет использовать для модернизации железнодорожной сети и иной инфраструктуры, в создании которой будут участвовать российские компании.
В последние несколько лет практически на всех встречах звучат вопросы трехсторонних отношений. Представители Южной Кореи традиционно говорят о том, что они будут признательны, если наша сторона поможет организовать "тройственные" проекты сотрудничества между Российской Федерацией, Корейской Народно-Демократической Республикой и Республикой Корея. На данный момент реализован совместный проект по реконструкции железнодорожного участка Хасан-Раджин, являющегося частью "мега-проекта" соединения Транскорейской дороги с Транссибом. Также предполагается генеральная реконструкция порта Раджин, включая строительство контейнерного и угольного терминалов. Есть некоторые идеи по развитию специальных экономических зон в Нампо, Вонсане и Чонджине.
Достаточно перспективным признается развитие автомобильного сообщения между Приморьем и КНДР, однако возникает необходимость строительства дополнительного моста через р. Туманная.
Активизация и укрепление отношений между РФ и КНДР полностью соответствует и интересам РК в части нормализации обстановки на Корейском полуострове и формирования основы для мирного объединения на экономическом базисе. Россия выступает за равноправные и гармоничные отношения как с "севером", так и с "югом". Представляется, что Республика Корея, сохраняя взятый курс на диалог с КНДР и развитие экономических и гуманитарных отношений, могла бы снять ряд ограничений и более активно участвовать в содействии социально-экономическому развитию северной части полуострова совместно с российской стороной.
Андрей Владимирович Губин
Региональный центр Азиатско-Тихоокеанских исследований, г. Владивосток
руководитель научных программ
кандидат политических наук