Дождались! 4 июля Государственная Дума, преодолев вето Совета Федерации, приняла проект федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю". Цель разграничения, сформулированная в правительственной программе социально-экономического развития на долгосрочный период еще в июне прошлого года, - развитие рынка недвижимости. В действительности же принят не рыночный, а сугубо чиновничий закон.
В проекте есть некоторые позитивные принципы. Но вместе с тем, в проекте нет никаких содержательных процедурных норм. Есть только схема: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (читай - Минимущество РФ) готовит перечни, затем их утверждает Правительство России. Порядок подготовки таких перечней и процедуры согласования определит само же Правительство. Это прямое нарушение требования ГК РФ о порядке, устанавливаемым законом (п.5 ст. 214), и принципа разделения властей. Ничего не говорится об участии регионов и муниципалитетов в подготовке перечней.
Процедура - составление перечней, их согласование, утверждение - длительна и неэффективна. Ждать, пока каждый участок пройдёт через руки федеральных чиновников, мы будем долго; как говорится, скорее верблюд пролезет через игольное ушко... В проекте декларируется, что сначала готовятся перечни земельных участков, а затем - после их утверждения - участки должны пройти кадастровый учет. Но ведь по законодательству сам участок появляется только в результате кадастрового учета. Основания для разграничения собственности в проекте неопределенны, перечислены далеко не все виды участков. Коллизии доходят до курьезов: нет указания, что нормы, влекущие возникновение права собственности на участок под организацией такого-то значения - федерального, регионального, муниципального - действуют на момент принятия закона. Поэтому на приглянувшихся участках "конкурирующие стороны" будут наперегонки создавать учреждения, унитарные предприятия, некоммерческие организации.
В современном зарубежном законодательстве наибольшее внимание уделяется процедурам передачи собственности. В случаях, подобных нашему, полный список оснований для возникновения права должен содержаться в законах. Если право собственности на земельный участок оформляется впервые, сообщение об этом публикуется в специальном издании. Дается достаточное время (1-2 месяца), чтобы лица, интересы которых затрагивает предстоящая регистрация прав, могли предъявить возможные претензии. Эти процедуры защищают интересы и третьих лиц, и землевладельца, который сможет избежать ущерба от судебных исков в будущем. Как же будет проходить разделение огромной земельной собственности у нас?
Проект не содержит никаких норм, которые должны были бы в процессе разграничения земель защитить интересы частных лиц, особенно тех, которые пока не зарегистрировали свое право на недвижимость, и могут понести ущерб при "списочном" подходе к разделению и при отсутствии публичности столь важных действий. Граждане и организации даже не упомянуты среди "заинтересованных сторон", которым предлагается рассматривать споры в суде (п. 1 ст. 7).
Кому же нужен такой закон? Безусловно - федеральным чиновникам. Они получают практически единоличное право давать или не давать землю в собственность, становятся важнее всех губернаторов. В наименее выгодном положении оказываются органы местного самоуправления: у них "отняты городские леса", им навязана процедура согласования перечней земельных участков с региональным начальством, от которого муниципалитеты финансово зависят. Но более всего проиграют граждане России, которым предстоит наблюдать долгий процесс дележа земельного имущества чиновниками между собой.
Автор - эксперт Объединения "Яблоко".
(Статья опубликована в газете "Ведомости" от 6.07.01 с. А2)